1-й класс
Игра «Художник и зритель»
Эта игра начинается с первого класса и проводится в течение всего обучения в начальной школе. Дети постоянно меняются ролями, становясь то художниками, то зрителями по отношению к работам мастеров или к своим собственным. На уроке все время происходит смена этих ролей. Можно проводить экскурсии по выставке детских работ, когда сами авторы становятся экскурсоводами.
Желательно на такие уроки-игры приглашать родителей, учителей, соседние классы. Уроки-викторины могут подготовить и провести учащиеся 7–8-х классов.
Рассмотрим варианты организации игры «Художник и зритель».
Вариант «Экскурсоводы»
Педагог или дети выбирают экскурсоводов по трем видам деятельности. Дети с помощью братьев-мастеров Изображения, Украшения и Постройки рассказывают о каждом виде деятельности. Параллельно с этим они рассматривают слайды, по содержанию которых дают ответы. Желательно, чтобы названия демонстрируемых художественных произведений дети вспомнили самостоятельно.
Вариант «Экзамен»
Школьники разбиваются на две–четыре команды (возможно, это будут команды параллельных классов). На специально заготовленных карточках написаны вопросы, соответствующие содержанию каждого урока четверти либо каждому виду деятельности. Кроме того, в карточке есть термины, значение которых дети должны уметь объяснить. Представитель каждой команды тянет жребий. Игра начинается.
Вариант «В музее»
Учащимся предлагается посмотреть на репродукции или на экран и ответить, как и какими средствами художник выражает свои мысли и чувства в произведениях. Что хотел сказать автор и нравится ли произведение зрителю. Если нравится, то чем. Репродукции выбирает учитель.
2-й класс
Игра «Два флота»
В виде игры можно построить заключительный урок III четверти.
Вариант 1
Создание у участников игрового состояния. Вдоль стены класса развернут большой лист синей бумаги или обоев. К нему приколоты бумажные кораблики с парусами и флагами — два идущих навстречу друг другу сказочных флота. Бумажные заготовки одинаковые. Оба флота белого цвета, ничем не отличаются. Но, оказывается, один из них — флот царя Салтана, едущего на праздник, радостную встречу к царевичу Гвидону, а другой — флот пиратов, выскочивший ему наперерез, флот, идущий на недоброе, хищное, темное дело. «Добрый» и «злой» флот. А заготовки одинаковые! Как же быть? Разве могут быть у пиратов такие же паруса, так же раскрашены корабли? Это злой волшебник стер все краски. И наша задача — помочь Мастеру украшения сделать эти флоты разными, узнаваемыми, чтобы уже никто их не перепутал.
Организация игрового общения.
Ну-ка, представь себе, как в старину,
Шли корабли на разбой, на войну.
Пушки по борту с обеих сторон,
На парусах — то орел, то дракон.
Нос угрожает оскаленной пастью
Тигра ли льва, иль кого позубастей.
Флаг развевается с черным крестом,
С молнией флаг, со змеиным хвостом.
Сабли, быть может, крест-накрест на флаге.
Грозный корабль нарисуй на бумаге!
Теперь представь корабль иной —
Сверкает парус над волной...
Пусть чайка на флажке парит,
Ведь флаг о мире говорит.
На флаге бабочка, пчела
Зовут на добрые дела...
Подумай, чем украсить нос:
Русалкой с гривою волос,
Дельфином с носом, как игла, —
Дельфины не приносят зла;
Одень корабль, как на парад,
Ты в самый праздничный наряд.
В. Калинкин
Организация игрового действия. Паруса, кораблики, флажки снимают и раздают детям. Половина класса украшает флот Салтана, а другая половина — флот пиратов. Кто лучше поможет Мастеру украшения отличить намерения этих флотов?
Подведение итогов игры. В конце урока все корабли возвращаются на места. Один флот солнечный, радостный, яркий, весь сверкающий, с изображением солнца, ласточек, цветов на парусах и кораблях. А вот флот пиратов мрачный: глухие, темные, резкие краски — черные, фиолетовые, синие, коричневые. И украшают корабли и паруса злобные птицы, драконы, змеи. Вот какая, оказывается, сила у Мастера украшения — теперь никто не ошибется!
Вариант 2
Создание у участников игрового состояния. Можно выстроить игру, обращая внимание не только на цвет, но и на форму кораблей.
Учитель. Представим, что в море встретились два флота: флот добрый — царя Салтана, который едет на праздник к князю Гвидону, и флот злой — разбойники-пираты. Подумаем: может ли быть у них одинаковая форма кораблей, украшение парусов? Ведь у этих людей разное настроение и разные чувства. Одни едут на праздник, другие — на грабеж.
(Учитель показывает репродукцию картины Н. Рериха «Заморские гости» и может немного рассказать о древних парусных кораблях.)
Ученые считают, что история судостроения насчитывает около восьми тысяч лет. Первобытный человек пользовался плавающим на воде бревном, а потом научился выдалбливать челноки из дерева. Древние египтяне строили лодки из длинных связок папируса. Торговые корабли по сравнению с узкими и длинными военными кораблями были более тяжелыми и неуклюжими. В носовой части военного корабля находился «клюв»-таран, а над ним — изображение головы животного: крокодила, барана. Над носовой частью критского корабля прикреплены оленьи рога, а кормовая часть заканчивается хвостом дракона, благодаря чему корабль производил впечатление мифического чудовища и должен был устрашить врагов. На бортах корабля могли крепиться щиты. Наблюдая за плавающими птицами и рыбами, человек придумал весло и парус. Изобретение паруса дало возможность кораблям покрывать большие расстояния. Паруса были прямоугольные, треугольные и трапециевидные, их сшивали из нескольких полотнищ парусины светло-серого цвета. Паруса могли быть богато украшенными.
Организация игрового действия. Конструирование из цветной бумаги силуэтов кораблей и парусов для двух флотов.
Осознав эмоциональное звучание форм — треугольник, квадрат, круг, остроугольные и пластичные фигуры — и приступая к работе, учащиеся отвечают на вопросы педагога, как передать злые или добрые намерения флотов через форму. Возможно ли это?
3-й класс
«Три брата-мастера всегда трудятся вместе. Искусство на улицах твоего города»
Во II четверти дети знакомятся с искусством на улицах города и смотрят, как художник помогает сделать жизнь вокруг красочней и интересней. Вторая четверть — самая короткая, и дети не успевают выполнить много индивидуальных заданий, поэтому результатом четверти может стать коллективное панно «На улицах твоего города», собранное из небольших индивидуальных работ.
Вариант 1
Создание у участников игрового состояния. После уроков была организована серия прогулок по городу. Дети ходили по улицам, внимательно смотрели: оказывается, и на домах, и на витринах, и на решетках-ограждениях, и на уличных светильниках — везде видна рука художника.
Организация игрового действия. В классе на стене развернут лист картона — будущее панно. На этом картоне постепенно в течение четверти «вырастает» город — кое-что изображается прямо на панно, кое-что моделируется отдельно и наклеивается.
Все три Мастера активно поработали над ним, а дети радостно и увлеченно им помогали. Какая радость для всей школы! Какой опыт коллективной работы и творчества для учеников! И опыт понимания места и роли искусства в окружающей их жизни.