«Уметь читать в широком смысле этого слова –

значит,извлечь из мертвой буквы живой смысл»

К.Д. Ушинский

Исходя из требований Федерального государственного образовательного стандарта к пониманию прочитанного обучающиеся должны понимать роль чтения, использовать разные виды чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое); уметь осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев; достигать необходимый для продолжения образования уровень читательской компетентности, общего речевого развития, т.е. овладение техникой чтения вслух и про себя, элементарными приемами интерпретации, анализа и преобразования художественных, научно-популярных и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий.

Поэтому сегодня проблема формирования навыков чтения актуальна для обучающихся младшего школьного возраста.Чтение – важнейший общий учебный навык учащихся, поэтому учителю важно обладать такими технологиями обучения, которые дают эффективные результаты.

Как правило, оценка навыка чтения осуществляется по результатам времени, затраченного на чтение. Это, к сожалению, является ошибочным представлением. Ведь понятно, что ребёнок может бегло прочитать текст, но плохо понять его содержание. На темпе чтения это не отразится, и потому результаты могут быть завышены.

В настоящее время преобладают логопедические методики обучения чтению, делающие акцент на «формальных» приемах звукослияния и звукосочетания. Это ведет к тому, что количество детей, которые могут достаточно быстро читать, плохо понимая прочитанное, постоянно увеличивается. Научить детей уже в начальных классах понимать художественное произведение, воспитать учеников как вдумчивых читателей – одна из важных задач обучения на уроках литературного чтения.

В данном сборнике представлены задания для уроков литературного чтения, направленные на формирование понимания прочитанного у первоклассников. Педагог с учетом интересов, возможностей, с учетом уровня развития навыков чтения обучающихся может выбрать из предложенного сборника необходимые задания.

По структуре задания сборника для уроков литературного чтения разделены нами на две группы:

1) развивающие, которые формируют понимание прочитанного как общеучебный навык;

2) коррекционные, используемые для индивидуальной работы с обучающимися по формированию умения понимать прочитанное

Данная структура обуславливается тем, что формирование навыка понимания прочитанного не произойдет в достаточной мере, если не предупредить трудности связанные, с проблемами артикуляционного аппарата обучающихся. Поэтому задания коррекционного типа, используемые для индивидуальной работы с обучающимися, станут неотъемлемой частью нашего сборника. Важно не только научить понимать текст, но и помочь обучающимся овладеть навыками связной, грамотной речи.

В сборник включены 5 блоков, отражающих показатели понимания прочитанного.

В 1 блоке задания,направленные на тренировку артикуляционного аппарата с целью развития правильности чтения. Используются такие приёмы как, речевая зарядка, фонетическая зарядка, задания на определение лишних слогов/слов. Данный тип заданий помогает преодолеть трудности, связанные с речью обучающихся.

Во 2 блоке – задания,направленные на формирование умения понимать лексическое значение слов и предложений. В данном типе заданий используются такие приёмы понимания прочитанного, как:

- понимание значений слов в прямом и в переносных значениях; понимания содержания каждого из предложений; уяснения смысловой связи между ними;

- понимание основного смысла всего содержания текста, т.е. осознание его и формирование собственного отношения к прочитанному.

В 3 блоке задания, направлены на формирование умения понимать образныевыражения, использованных автором. Такие задания способствуют формированию умения ориентироваться в теме текста. С этой целью используются такие приёмы понимания прочитанного, как подбор синонимов, выбор заголовка из предложенных вариантов и соотнесение его с текстом, подбор собственного заглавия, соответствующего содержанию текста.

Во 4 блоке – задания, направленные на формирование умения отвечать на вопросы по содержанию литературного текста, определять тему, идею произведенияДанный тип заданий, позволяет размышлять детям над произведением, над поведением героев, делать выводы. Используется такие приёмы понимания прочитанного как понимание предметного плана содержания отдельных частей текста (абзацев, эпизодов, глав) и смысла этих частей (т.е. не только о чем говорится, но и что этим сказано).

В 5 блоке задания, направленныена формирование умения выражать позиции автора и собственной позиции к прочитанному посредством формирования выразительного чтения.Такие задания способствуют умению определять смысловую структуру текста.

 

 


      

Задания, направленные на тренировку артикуляционного аппарата

Задание № 1

Артикуляция гласных, согласных, сочетаний гласных и согласных

Изменяйте сами последовательность гласных, следите за четкостью произношения.

А-о-у-ы-и-э, о-ы-у-э-и-а, о-у-а-э-и-ы.

З-с-ж, ш-ж-с, с-ч-щ.

С-ж-з-ш, б-д-п-т, г-ж-к-ш.

Ба - бябо - бёбу - бю бэ – бе бы – би.

За - зязо - зёзу - зю зэ - зезы–зи.

Фа - фяфо - фё фу - фюфы – фи фэ–фе.

Ла - ля ло - лёлу - люлы – ли лэ – ле.

 

 

Задание № 2

Фонетическая зарядка

Учитель задаёт детям вопрос, в котором спрашивает о каком-либо действии.

Дети произносят звук.

Например,

•Что произносит пациент, когда у него осматривают горло? (А-а-а-а)

•Как дрожат от холода? (В-в-в-в-)

 

Задание № 3

Речевая зарядка

Учитель задает рифмы, переходящие в строки.

 

Ло – ло – ло – на улице тепло.

Со – со – со – с горы скатилось колесо.

Ну – ну- ну – сяду на Луну.

Оль – оль – оль – мы купили соль.

Лу – лу – лу – стол стоит в углу.

Оль – оль – оль – во дворе сидит король.

Ул – ул – ул – у нас сломался стул.

На – на – на - в лесу растёт сосна.

Жу – жу - жу – дали молоко ежу

За – за – за – уходи домой коза

Ра – ра – ра – начинается игра

Ры – ры – ры - не заметили жары

Ру – ру – ру – продолжаем игру

Са – са – са – в лесу бегает лиса

Ос – ос – ос - на поляне много ос

Су – су – су - было холодно в лесу

 

Задание № 4

Речевая гимнастика

«Вьюга»

I вариант.

Наступила зима. Завыли, засвистели метели.

Старая, седая

С ледяной клюкой

Вьюга ковыляет

Бабою Ягой.

Вьюга воет: з - з - з

Застонал лес от вьюги: м - м - м.

Тяжело стонут дубы: мм - мм (громко, тяжело)

И березки стонут: ммм (легко, высоко)

Но вот вьюга стала стихать ссс - ссс - ссс

И затихла.

II вариант.

Наступила весна. Но зима уходить не хочет.

Она злится, посылает вьюги и метели.

Воет вьюга: ззз - ззз - ззз.

Свистит вьюга: ссс - ссс - ссс.

Ветер гнет деревья: шшш - шшш - шшш.

Тонут деревья: ммм - ммм - ммм.

Но вот вьюга стала стихать и затихла.

 

Задание № 5

Чтение скороговорок

Прочитай скороговорку сначала медленно, затем с каждым разом ускоряй темп. Повтори 3 раза.

 

Лезут козы в грозу в лозу,

Лозу козы в грозу грызут.

 

Король на корону копейку копил,

Да вместо короны корову купил,

А этот король на корову копил,

Да вместо коровы корону купил.

 

На дворе – трава,

На траве – дрова,

Не руби дрова:

На дворе – трава.

 

Еле-еле Елизар,

Едет-едет на базар.

А с базара, а с базара,

Не догонишь Елизара.

 

Енот-полоскун бельё полоскал, выполаскивал, да не выполоскал.

 

Кукушка кукушонку купила капюшон.

Надел кукушонок капюшон,

Как в капюшоне он смешон.

Луша у душа мыла шею и уши.

 

Метил в лукошко - попал в окошко.

 

Не найду я ушки у нашей лягушки.

 

Пыхтит, как пышка, пухлый Мишка.

 

Я по камешкам пошёл, шубу шёлкову нашёл.

 

Макар да кошка, комар да мошка.

 

Не тот, товарищи, товарищу товарищ, кто при товарищах товарищу товарищ, а тот, товарищи, товарищу товарищ, кто без товарищей товарищу.

 

Женя с Жанной подружилась.

Дружба с Жанной не сложилась.

Чтобы жить с друзьями дружно,

Обижать друзей не нужно.


Задания, направленные на формирование умения понимать лексическое значение слов и предложений

Задание №1

Прочитай стихотворение. Кто герой стихотворения - девочка, мальчик, сам поэт? Найди и прочитай строчки, которые подсказали тебе ответ.

Из каких строчек видно, что девочка очень бережно относится к природе?

Прочитай выделенный фрагмент стихотворения. С чем поэт сравнивает листик? Как ты понимаешь значение слова паркет,зорянка?

 

Ручей

Подкралась я на цыпочках

К весеннему ручью.

Играет он на скрипочке

Песенку свою.

Выводит тонко-тоненько

Невидимым смычком.

Танцует вальс соломинка

С берёзовым сучком.

На листик — лакированный сверкающий паркет*

Жучок — плясун рискованный

Ступил

За мухой

Вслед.

На быстрине, под мостиком, они пустились в пляс.

Зарянка* вертит хвостиком и с них не сводит глаз.

И я стою на цыпочках,

Вполголоса пою...

Весной такая скрипочка

Подарена

Ручью.

(Т. Белозеров)

 

Задание № 2

Прочитай стихотворение. В стихотворении три части. Одна часть подтверждает, что поэт очень наблюдательный человек. Попробуй найти эту часть, прочитай.

Другая часть показывает, что у поэта богатое воображение, у него рождаются интересные сравнения. Попробуй найти эту часть, прочитай.

Ещё одна часть говорит о том, что поэт умеет не только вглядываться, но и вслушиваться в окружающий мир. Попробуй найти эту часть, прочитай.

 

Жуки

Ну какое ж детство без жуков!

Их следы — как вышитые строчки.

Из-под плотных тёмных пиджаков

Светлых крыльев лёгкие сорочки.

Чудо как хорош гудящий звук,

Звук блаженный песенки полётной.

Жалко, что летать не любит жук,

Жалко, что жужжит он неохотно.

На автомобильчик он похож,

И усами движет, как чудовище,

И блестит, как дорогая брошь,

Сам себе разбойник и сокровище.

(В. Берестов)

 

Задание № 3

Прочитай стихотворение. Какие строчки напоминают тебе трели певчих птиц? Найди их.

А какое слово слышится поэтессе в птичьих трелях? Найди это слово и прочитай его.

Какие три строчки стихотворения можно назвать скороговоркой? (обрати внимание на конец первой части стихотворения.) Как ты понимаешь слово репетиция?

 

Репетиция

Завтра утром

Выходите на простор!

На просторе выступает

Птичий хор!

А сегодня

Рипи-типи-типи-тиц,

А сегодня Репетиция у птиц!

Птицы клювы раскрывают,

Громко песни распевают:

— Рипи-тиц! Типи-тиц! Типириция у птиц!

Ах, простите, я ошиблась,

Репетиция у птиц!

(И. Пивоварова)

 

Задание № 4

Прочитай рассказ. О каких насекомых идет речь в тексте? Найди их названия.

В каком важном событии принимают участие и те, и другие? Найди нужное слово и прочитай.

Разгадай секрет: какой подарок сделал осинке шиповник? Найди слова, которые об этом говорят и прочитай их. Найди все слова и выражения, которые рассказывают

о растениях и насекомых как о людях. Как ты понимаешь значение слова роски?

 

Расцвет шиповника

Шиповник, наверное, с весны еще пробрался по стволу к молодой осинке, и вот теперь,

когда время пришло осинке справлять свои именины, вся она вспыхнула красными благоухающими дикими розами. Гудят пчёлы и осы, басят шмели, все летят поздравлять ина именинах роски попить и мёду домой захватить.

 

Задания, направленные на формирование умения понимать образные выражения, использованные автором

 

Задание №1

Прочитай рассказ. Кто задал лягушонку вопрос о звёздах? Найди строчку, из которой это понятно. Лягушонок рассказал о звёздах с точки зрения слонов, медведей и со своей точки зрения. Раздели текст по смыслу на три части. Чья точка зрения кажется тебе самой интересной?

 

Про чудака лягушонка

- А что такое звёзды? - спросил однажды кузнечик.

Лягушонок задумался и сказал:

- Большие слоны говорят: «Звёзды — это золотые гвоздики, ими прибито небо». Но ты не верь.

Большие медведи думают: «Звёзды — это снежинки, что забыли упасть». Но и им ты тоже не верь.

Послушай, меня лучше. Мне кажется, виноват большой дождь.

После каждого дождя растут большие цветы. А ещё мне кажется, когда они достают головой небо, то они и засыпают там, поджав длинные ножки.

(Г. Цыферов)

Задание № 2

Прочитай текст.

Какое значение имеет слово лютый в тексте?

1.Слабый. 2. Долгий. 3. Сильный

 

Была зима. Стоял лютый мороз. Люба и Люся бежали домой. Видит Люба: на дворе дети Андрюша и Нюра. Они сделали кормушку и повесили на дерево. Андрюша насыпал в кормушку зёрен. Сюда прилетели синицы и снегири. Птички клюют крошки и зёрна.

 

Задание № 3

Прочитай рассказ. Что случилось с Петухом? Кто помог Петуху? Почему?

Как ты думаешь, что имел автор под выражением «Теперь ты настоящий петух!»?

 

Петух и краски

Нарисовал Вова петуха, а раскрасить то забыл.

Пошёл Петух гулять.

- Что ты ходишь такой нераскрашенный? – удивилась Собака.

Посмотрел Петух в воду. И верно – Собака правду говорит.

- Не печалься, - сказала Собака, иди к красками: они тебе помогут!

Пришёл Петух к Краскам и просит:

-Краски, Краски, помогите мне!

- Хорошо, - сказала Красная Краска и раскрасила ему гребешок и бородку.

А Синяя краска - пёрышки на хвосте. Зелёная – крылышки. Жёлтая – грудку.

- Вот теперь ты настоящий Петух! – сказала Собака.

(В.Сутеев)

 

Задание № 4

Прочитай рассказ. Почему медведя называют сладкоежкой?Как медведь есть лесные ягоды?

Найди в тексте предложение, в котором автор даёт совет медведь

 

Медведь - сладкоежка

Сидит медведь-сладкоежка, ест малину. Чавкает, урчит, причмокивает. Не по одной ягодке есть, а весь куст целиком обсасывает. Одни голые веточки остаются. Ну и жадный же ты, мишка! Смотри, объешься – живот заболит.

 

Задания, направленные на формирование умения отвечать на вопросы по содержанию литературного текста, определять тему, идею произведения

Задание №1

Прочитай. Ответь на вопрос, кто такой сиротка? Как автор называет Федотку, какой он?

На самом ли деле Федотка несчастный «сиротка»?

Каким бы ты его назвал?

«Федотка»

Бедный Федотка – сиротка.

Плачет несчастный Федотка;

Нет у него никого,

Кто пожалел бы его.

Только мама, да дядя, да тётка,

Только папа да дедушка с бабушкой.

 

Задание №2

Прочитай рассказ. Почему ослик первый раз отказался помогать кролику?Как ты можешь охарактеризовать ослика, какой он? Почему кролик отказал ослику, когда тот пришел ему помогать есть суп?

Как ты думаешь, почему автор назвал рассказ «Помощник»? Что автор хотел сказать ээтим произведением?

«Помощник»

- Помоги мне, ослик, дом построить! – попросил кролик Кочерыжка. – вместе работать быстрей, и веселей!

- Я тебе в другой раз помогу. А сейчас у меня голова болит, - ответил, притворно вздыхая, ослик по имени Алфавит, которому почему-то из всех букв нравились все две – и он всё время повторял поэтому: «ИА… ИА… ИА…»

Ничего не сказал больше кролик и принялся за дело. Надел он передник и рукавицы – и давай из кирпичей стены класть. А на обед ему крольчикха супу наварила – вкусного, душистого, аппетитного. Учуял ослик запах супа – даже слюнки у него потекли. Пришёл он к своему приятелю кролику и говорит:

- Помнишь, Кочерыжка, я тебе обещал, что в другой раз помогу?

- Помню.

- Вот я и пришёл, чтобы помочь тебе суп есть. Вместе-то мы с ним живо управимся!

- Спасибо за помощь, - сказал кролик. – Только я сейчас и без тебя обойдусь!

(М. Пляцковский)

 

Задание № 3

Прочитай рассказ. Что сделал мальчик? Почему отец не стал его ругать? А как бы ты поступил на месте мальчика? Как ты думаешь, что автор хотел сказать этим произведением?

 

Мальчик играл и разбил нечаянно дорогую чашку. Никто не видел. Отец пришёл и спросил:

- Кто разбил?

Мальчик затрясся от страха и сказал:

- Я.

Отец сказал:

- Спасибо, что правду сказал.

(Л.Н.Толстой)

 

Задание№4

Прочитай текст. Что делал старик? Для чего он сажал яблони? Что ты можешь сказать о старике, какой он? Как ты думаешь, для чего автор написал этот рассказ?

Старик и яблони

Старик сажал яблони. Ему сказали: «Зачем тебе эти яблони? Долго ждать с этих яблонь плода, ты не съешь с них яблочка». Старик ответил: «Я не съем, другие съедят, мне спасибо скажут».

(Л.Н. Толстой)

 

Задания, направленные на формирование умения выражать позиции автора и собственной позиции к прочитанному посредством формирования выразительного чтения

 

Задание № 1

Прочитай вслух стихотворение, передавая настроение, отражая интонацию начала и конца предложения, с опорой на знак препинания в конце предложения.О ком рассказывает автор?Что поет ласточка? Попробуй прочитать, передавая радость в каждом предложении.

Ласточка примчалась

Ласточка примчалась

Из-за бела моря,

Села и запела.

Как, февраль, не злися,

Как ты, март, не хмурься,

Будь хоть снег, хоть дождик

Все весною пахнет!

(А. Майков)

 

Задание № 2

Прочитай вслух стихотворение, передавая настроение, отражая интонацию начала и конца предложения, с опорой на знак препинания в конце предложения. О ком рассказывает автор? Почему Снегурочка плачет? Попробуй прочитать стихотворение сначала грустно, затем радостно.

 

Плакала Снегурочка,

Зиму провожая.

Шла за ней печальная,

Всем в лесу чужая.

Там, где шла и плакала,

Трогая берёзы,

Выросли подснежники -

Снегурочкины

Слезы.

(Т. Белозёров)

 

Задание № 3

Прочитай вслух стихотворение, передавая настроение, отражая интонацию начала и конца предложения, с опорой на знак препинания в конце предложения.О ком рассказывает автор?За что ужалила пчела мальчика? Как ты можешь охарактеризовать его поступок? Подготовь чтение по ролям, подумай с какой интонацией ты будешь читать слова мальчика и пчелы.

 

Разговор с пчелой

Меня ужалила пчела

Я закричал: «Как ты могла?!»

Пчела в ответ:

«А как ты мог

Сорвать любимый мой цветок?

Ведь он мне был уж-жаснонуж-жен:

Я берегла его на ужин!

(М. Бородицкая)

 

Задание № 4

Прочитай вслух стихотворение. Что хотел узнать автор у жителей леса? Как ответил жук на свой вопрос? А ты бы как ответил на месте жука. Приготовь чтение по ролям.

Встретил я в лесу Ежа.

Ёж лежал в лесу жужжа.

Я спросил Ежа: - Скажите,

Отчего вы так жужжите?

Ёж сказал: - Я не жужжу,

После ужина лежу.

Я на ужин съел ужа,

Может, он лежит жужжа.

Я сказал ужу: - Скажите,

Отчего вы так жужжите?

Уж в ответ: - Я не жужжу.

После ужина лежу.

Жабу съел я у болота.

Может, её жужжать охота.

Жабе я кричу: - Скажите,

Отчего вы так жужжите?

Жаба квакнула Ужу:

- И совсем не я жужжу.

Проглотила я Жука,

Жук жужжит наверняка.

Все кричат Жуку: - Скажите,

Отчего вы так жужжите?

- Ну, жужжу, - ответил Жук. -

Иждаю нормальный жвук...

Я всегда, когда лежу

После ужина, - жужжу!

© 2023

Яндекс.Метрика

Top.Mail.Ru