Гласные и согласные звуки
Однажды Буратино пошел гулять в лес, шел он, шел по тропинке и пришел к домику, домик тот был красного цвета. И раздавались из этого домика разные звуки – а-а-а, о-о-о, у-у-у, и-и-и. Постучал он в дверь и на пороге появились человечки, на них были красные рубашечки. Они рассказали Буратино, что живут в этом домике звуки, которые очень любят петь, они ходили по свету и весело голосили свои песенки – от этого их стали называть – ГЛАСНЫЕ звуки. Попрощался Буратино со своими новыми знакомыми и пошёл дальше. Вдруг вдалеке он увидел домик, он был весь изо льда, с крыши свисали большие сосульки. Он подошел поближе и услышал д-д-д, м-м-м, ш-ш-ш, г-г-г, з-з-з. Буратино постучал и из домика вышли маленькие человечки в синих рубашечках. Оказалось, что в этом домике тоже живут звуки, но они совсем не умеют петь. В их домике так холодно, что они могут произносить только к-к-к, ж-ж-ж, ф-ф-ф. Но им очень хочется научиться петь песенки. Тогда Буратино решил познакомить звуки из красного и синего домика. Красные звуки с удовольствием познакомились с синими и предложили им: «Вы хотите научиться петь?», «Да» - ответили синие. «Хорошо!» - сказали красные. «Но есть одно условие, вы всегда должны стоять рядом с нами, Вы согласны?». «Да мы согласны, ответили синие» - с тех пор их называют СОГЛАСНЫМИ. И получаются у них вместе с ГЛАСНЫМИ замечательные песенки: Мааа, Нооо, Сууу!
Гласные и согласные
Гласные тянутся
песенкой звонкой,
могут заплакать
И закричать.
В темном лесу
Звать и аукать,
Но не умеют
Свистеть и ворчать.
А согласные согласны
Шелестеть,
Шипеть,
Свистеть,
Даже фыркать и скрипеть,
Но не хочется им петь.
* * * * *
О гласных и согласных
Поспорили однажды звуки:
Кто всех важнее и главней?
Пропели гласные: "А ну-ка,
Перекричать ты нас сумей!
Мы голосить умеем славно,
И голос - кровный наш отец.
И тренируются исправно
На нас певица и певец.
А если вдруг вы заблудились,
Не обойтись вам без "АУ",
А если чем-то поразились,
То восклицаете вы: "УУУ!"
Ребенок плачет в колыбели,
Кричит: "УА-УА-УА",
Вы покачать его сумели,
При этом напевая: "А-А-А".
Но тут согласные вмешались:
"Нас больше! Значит, мы главней-
Они свистели и кусались,
Потом шипели, словно змей.
Они фырчали и рычали,
Жужжали шершнем и шмелем,
Шуршали прелыми листами
И громыхали, будто гром.
Но согласитесь, что без гласных
Согласным тоже никуда!
Решили все единогласно.
Что быть им- не разлей вода!
Из букв союз скрепили слоги,
А слоги выросли в слова.
Ведь буквы все - без слов убоги,
А так – о них идет молва.
Слова для нас сияют светом.
В них вечность и короткий миг,
Они по-разному при этом
Обогащают наш язык!
Стихотворение про ударение
В стране слогов и слов порядок строг:
Во всяком слове есть ударный слог.
Зовется он ударным оттого,
Что наделяют голосом его:
Как будто молоточком ударяют -
И в каждом слове это повторяют.
Гласные звуки
1. Стимул:
Федя Мошкин утверждает, что это гласные звуки. А как думаешь ты?
[а], [о], [у], [э], [ы]
Задание:
Прав ли Федя?
Бланк ответа:
1да |
|
2нет |
|
Инструмент проверки (ключ). Соответствие ключу – 1 балл, несоответствие ключу – 0 баллов.
1.да |
+ |
2.нет |
|
2. Прочти текст и выполни задания к нему.
Букет
Алеша с сестрой купили букет мимоз. Они весело вбежали в дом. Чудный запах лился от цветов. Вот пушистый букет на столе. Малышка Аннушка сунула нос в букет. С щеки упала пыльца. Как хороши были мимозы! Это цветы для мамы.
1) Какой звук буква «ё» обозначает в слове «Алёша»?
2) Какой звук буква «ё» обозначает в слове «щёки»?
3) Выпишите из слова «мимозы» те гласные звуки, которые делают согласные звуки твердыми.
4) Выпишите из слова «лился» те гласные звуки, которые смягчают согласные звуки.
Бланк ответа:
1 |
2 |
3 |
4 |
|
|
|
|
Инструмент проверки (ключ). Соответствие ключу – 4 балла, несоответствие ключу – о баллов.
1 |
2 |
3 |
4 |
[о] |
[о] |
[о], [ы] |
[и], [я] |
3. Стимул:
Первоклассник Петя Петров очень торопился на футбол, поэтому сделал в работе много ошибок. Помогите Пете выполнить работу правильно.
Задание:
Выпишите номера тех слов, в которых рядом находятся два гласных звука:
1.мороз,
2.оазис,
3.урок,
4.союз.
Бланк ответа:
|
Инструмент проверки (ключ). Соответствие ключу – 2 балла, несоответствие ключу – 0 баллов.
2, 4 |
4.Стимул:
В лесной школе звери выполняли задание, но у них возникли трудности.
Задание:
Ребята, помогите им. Поменяйте какой-либо гласный звук, чтобы изменилось значение слова. Запишите измененные слова.
Дом, жар, белка, кисть.
Бланк ответа:
Дом |
Жар |
Белка |
Кисть |
|
|
|
|
Инструмент проверки (ключ).Соответствие ключу – 4 балла, несоответствие ключу – 0 баллов.
Дом |
Жар |
Белка |
Кисть |
Дым |
Жир |
Булка |
Кость |
5. Стимул:
Мальвина задала Незнайке задание, но, к сожалению, он затрудняется.
Задание:
Помоги ему. Исправь неверные высказывания.
1) В слове «математика» три гласных звуков.
2) В слове «мармелад» один гласный звук.
3) В слове «музыка» два гласных звука.
4) В слове «кот» два гласных звука.
Бланк ответа:
1 |
2 |
3 |
4 |
|
|
|
|
Инструмент проверки (ключ).Соответствие ключу – 4 балла, несоответствие ключу – 0 баллов.
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
3 |
3 |
1 |
6.Стимул:
Медведь приготовил для Маши много увлекательных заданий. Они выполнила все задания, кроме одного. У неё возникли трудности.
Задание:
Прочти стихотворение и запиши, какой гласный звук повторяется во всех словах.
Астра, азбука, айва
Начинается на А,
И кончается на А –
Астра, азбука, айва.
Бланк ответа:
|
Инструмент проверки (ключ). Соответствие ключу – 1 балл, несоответствие ключу – 0 баллов.
[а] |
Согласные звуки.
1.Стимул:
Карлсон и Малыш поспорили. Карлсон утверджает, что [ф], [в], [г], [ж], [з], [ч] – гласные звуки. А малыш говорит, что это согласные звуки.
Задание:
Кто прав?
Бланк ответа:
Карлсон |
|
Малыш |
|
Инструмент проверки (ключ). Соответствие ключу – 1 балл, несоответствие ключу – 0 баллов.
Карлсон |
|
Малыш |
+ |
2. Прочти текст и выполни задания к нему.
Ворона и лужа
Ребята вышли во двор. В лицо ударили яркие лучи солнышка. Вот лужа. Ручьи стайками бегут в лужу. Вода в луже мутная. Кусочки льда плавают в ней. Ворона села у воды. Она крепким клювом стала долбить льдинки. Вот забавная ворона!
1)Определите количество мягких согласных звуков в слове «кусочки».
2)Определите количество твердых согласных звуков в слове «ворона».
3)Определите количество глухих согласных звуков в слове «долбить».
Бланк ответов:
1 |
2 |
3 |
|
|
|
Инструмент проверки (ключ).Соответствие ключу – з балла, несоответствие ключу – 0 баллов.
1 |
2 |
3 |
3 |
3 |
1 |
3.Стимул:
Ивану Царевичу нужно выполнить задание для того, чтобы спасти Василису – Премудрую от Бабы-Яги. К сожалению, Иван затрудняется и просит о помощи. Помогите Ивану спасти Василису Премудрую.
Задание:
Выпишите номера тех слова, в которых рядом стоят два согласных звука:
1. ребята,
2. хлеб,
3. ветер,
4.гвоздь.
Бланк ответа:
|
Инструмент проверки (ключ).Соответствие ключу – 2 балла, несоответствие ключу – 0 баллов.
2, 4 |
4.Стимул:
Маша Копейкина едет на олимпиаду. Там будет предложено много интересных заданий. Вот одно из них. Маша затрудняется. Помоги ей справиться с заданием.
Задание:
Поменяй какой-либо согласный звук, чтобы изменилось значение слова. Запишите полученные слова.
Дом, пень, прут, пол.
Бланк ответа:
Дом |
Пень |
Прут |
Пол |
|
|
|
|
Инструмент проверки (ключ).Соответствие ключу – 4 балла, несоответствие ключу – 0 баллов.
Дом |
Пень |
Прут |
Пол |
Том |
День |
Пруд |
Кол (дол) |
5.Стимул:
Красная шапочка задала Серому Волку задание. Волк не может выполнить задание.
Задание:
Ребята, помогите ему. Исправьте неверные высказывания.
1)В слове «школа» два согласных звука.
2)В слове «лес» один согласный звук.
3) В слове «шалаш» четыре согласных шипящих звука.
Бланк ответа:
1 |
2 |
3 |
|
|
|
Инструмент проверки (ключ). Соответствие ключу – 3 балла, несоответствие ключу – 0 баллов.
1 |
2 |
3 |
3 |
2 |
2 |
Ударение
1.Стимул:
В лесной школе звери учатся указывать ударные гласные. Они просят тебя о помощи.
Задание:
Прочти слова и выпиши ударные гласные.
1) паруса,
2) земля,
3) река,
4) Россия.
Бланк ответа:
Паруса |
Земля |
Болото |
Россия |
|
|
|
|
Инструмент проверки(ключ).Соответствие ключу – 4 балла, несоответствие ключу – 0 баллов.
Паруса |
Земля |
Река |
Россия |
а |
я |
а |
и |
2. Стимул:
Катя Петрова указала ударные гласные.
Задание:
Проверь, все ли правильно выполнила Катя. Исправь ошибки.
1) сова,
2) кружка,
3) мельница,
4) урок.
Бланк ответа:
Баранка |
Кружка |
Мельница |
Урок |
|
|
|
|
Инструмент проверки (ключ).Соответствие ключу – 4 балла, несоответствие ключу – 0 баллов.
Баранка |
Кружка |
Мельница |
Урок |
А |
у |
е |
о |
3.Стимул:
Мальвина задала Буратино задание, но он не может с ним справиться.
Задание:
Ребята, помогите Буратино. Прочтите текст и выпишите все слова, в которых ударение падает на второй слог.
Пчёлы
Утро было тёплое. Пчёлы проснулись рано и полетели в поле. Там много цветов. Это лютики и ромашки. Цветёт душистая липа. Около липы летают пчёлы. Они трудятся всё лето. Много мёду получаем мы от пчёл.
Бланк ответа:
|
Инструмент проверки (ключ).Соответствие ключу – 6 баллов, несоответствие ключу – 0 баллов.
Проснулись, цветов, ромашки, цветёт, летают, они. |
4.Стимул:
Крокодил Гена решил выполнить очень интересное задание, но не может с ним справиться.
Задание:
Помогите Крокодилу Гене правильно выполнить задание. Прочтите текст и выпишите все слова, в которых ударение падает на последний слог.
Бобры
Бобры живут на реке. Они отличные строители. У бобров зубы острые, как бритва. На реке бобры делают плотины из стволов осины.
Бланк ответа:
|
Инструмент проверки (ключ).Соответствие ключу – 6 баллов , несоответствие ключу – 0 баллов.
Бобры, живут, на реке, они, у бобров, из стволов. |
5.Стимул:
Лисичка сказала, что не съест Колобка, если он правильно выполнит задание.
Задание:
Ребята, помогите Колобку спастись от Лисы. Прочтите текст и выпишите все слова, в которых ударение падает на первый слог.
На реке
Люба и Маша пасли утят на берегу реки. Утята были маленькие. Вдруг в небе появился коршун. Он схватил одного утёнка. Девочки закричали. Прибежал Ваня. Он тоже стал кричать и размахивать руками. Коршун выпустил утёнка и улетел.
Бланк ответа:
|
Инструмент проверки (ключ).Соответствие ключу - 12, несоответствие ключу – 0 баллов.
Люба, Маша, были, маленькие, в небе, коршун, он, девочки, Ваня, тоже, стал, выпустил. |
Слог
1.Стимул:
Учительница 1 класса задала ребятам задание. Маша выполнила его.
Задание:
Проверь, верно ли Маша разделила слова на слоги. Исправь ошибки.
1) ба-рабан,
2) мед-ве-дь,
3) маль-чи-к,
4) тет-ра-дь.
Бланк ответа:
1 |
2 |
3 |
4 |
|
|
|
|
Инструмент проверки (ключ).Соответствие ключу – 4 балла, несоответствие ключу - 0 баллов.
1 |
2 |
3 |
4 |
Ба-ра-бан |
Мед-ведь |
Маль-чик |
Тет-радь |
2. Стимул:
Задание:
Ребята, помогите Дюймовочки правильно выполнить задание. Прочтите текст и выпишите слова, в которых три слога.
Осень.
Пришла осень. Ветер срывает листья с берёз. Часто идёт дождь. С полей убрали хлеб. Сад и огород опустели. В саду сняли душистые яблоки и груши. На огородах собрали большой урожай овощей. Морковь и капусту убрали в подвал. Засолили огурцы и помидоры.
Бланк ответов:
|
Инструмент проверки (ключ).Соответствие ключу – 9 баллов, несоответствие ключу – 0 баллов.
Срывает, убрали, огород, яблоки, собрали, урожай, овощей, капусту, огурцы. |
3.Стимул:
Скоро Алёша Сидоров поедет на олимпиаду по русскому языку. Там будем много интересных заданий. Попробуй выполнить одно из них.
Задание:
Прочти текст и выпиши те слова, в которых один слог.
Чук
У Катюши жили пёс Чук и кошечка Пушинка. У неё родились котята. Кошка ушла. Стал Чук играть с котятами. Малыши влезут ему на спину и пищат. Пёс рад. Вернулась мать и заурчала. Чук уполз под крыльцо. Скучно пёсику без маленьких котят.
Бланк ответа:
|
Инструмент проверки (ключ).Соответствие ключу – 5 баллов, несоответствие ключу – 0 баллов.
Чук, пёс, стал, рад, мать. |
4.Стимул:
Костя Морозов выполнил задание по русскому языку. Родители были на работе, поэтому задание Кости никто не проверил.
Задание:
Проверь домашнее задание Кости Морозова. Исправь ошибки.
1) В слове «крокодил» четыре слога.
2) В слове «костяника» три слога.
3) В слове «черешня» один слог.
4) В слове «чемпион» два слога.
Бланк ответа:
1 |
2 |
3 |
4 |
|
|
|
|
Инструмент проверки (ключ).Соответствие ключу – 4 балла, несоответствие ключу – 0 баллов.
1 |
2 |
3 |
4 |
3 |
4 |
3 |
3 |
5.Стимул:
Юре Камушкину задали задание, которое он, к сожалению, выполнить не смог.
Задание:
Помоги Юре справиться с заданием. Необходимо составить наибольшее количество слов из следующих слогов: но, ра, та, би, ка, ло, на, де. Слово должно состоять из двух слогов.
Бланк ответа:
|
Инструмент проверки (ключ). Соответствие ключу -3 балла, несоответствие ключу – 0 баллов.
Нора, рана, дело. |
6. Стимул:
Вовке из Тридевятого царства нужно выполнить задание. Он затрудняется.
Задание:
Помоги Вовке. Прочти загадку, отгадай её. Найди в загадке слово, в котором есть слог из одной буквы. Запиши его.
Девочка Алёнушка
Посадила солнышко.
Летом выросло на грядке
Золотое солнышко.
Бланк ответа:
Отгадка |
|
Слово, в котором есть слог из одной буквы |
|
Инструмент проверки (ключ). Соответствие ключу – 2 балла, несоответствие ключу – 0 баллов.
Отгадка |
Подсолнух |
Слово, в котором есть слог из одной буквы |
Алёнушка |