Основной путь выхода из экологического кризиса – перестройка всего уклада человеческой жизни, переориентация ценностей природы, изменение социальной и экономической политики.
Цель экологического образования состоит в развитии экологической культуры поведения учащихся в окружающей среде, формирования ответственного отношения к природе. Перед учителями – экологами стоят следующие задачи:
понимание современных проблем окружающей среды,
развитие критического отношения у учащихся к результатам деятельности человека,
умение анализировать собственное поведение в природе, формирование личной ответственности за состояние окружающей среды.
В решении этих задач следует выделить принципы экологического образования:
- принцип целостности окружающей среды, формирующий у учащихся понимание единства окружающего мира;
- принцип межпредметных связей, раскрывающий единство и взаимосвязь окружающего мира;
- принцип непрерывности, дающий возможность использовать каждый возрастной период;
- принцип взаимосвязи регионального и глобального подходов, способствующий вовлечению учащихся в практическую деятельность;
- принцип направленности, способствующий развитию гармоничных отношений с окружающей средой.
В условиях современной экологической ситуации важна экологизация всей системы образования и воспитания подрастающего поколения.
Проблема личностного развития школьников, как единого целостного процесса может быть реализована, когда воспитатель и учитель будут иметь целостную картину основных линий развития экологической культуры. Экологическое воспитание и образование возможно лишь при условии, если содержание учебных предметов способствует развитию общечеловеческих и экологических ценностей.
Планируя введение факультативного курса по экологическому воспитанию в начальной школе, мы выделили ряд требований экологического образования и воспитания:
понимание, что человек – это часть природы. Умение познать законы, по которым живет и развивается природа;
понимание необходимости сохранения всего многообразия жизни;
раскрытие сущности происходящих экологических катаклизмов;
понимание современных проблем экологии и сознание их актуальности как для человечества, так и для каждого человека в отдельности;
принятия личного участия в решении экологических проблем.
для полноценной жизни и к себе.
Методы и приёмы работы с детьми:
развитие мотивации у учащихся к постоянному пополнению знаний об окружающей среде (уроки – деловые игры, уроки – сказки, уроки – конференции, семенары, беседы, доклады, рефераты учащихся, диспуты, викторины, КВН, праздники и т.д.),
развитие творческого мышления, умения предвидеть последствия природообразующей деятельности человека (беседа, наблюдение, опыт, лабораторная работа),
развитие исследовательских навыков, умений, принятие экологически целесообразных решений (проблемный подход в процессе обучения – воспитания),
вовлечение учащихся в практическую деятельность по решению проблем окружающей среды местного значения (организация экологических троп, экспедиций, пропаганда экологических знаний – лекции, беседы, праздники, конференции).
Несмотря на положительные сдвиги в экологическом образовании, пока остается немало нерешенных проблем. Среди них одна из важнейших – проблема здоровья и здорового образа жизни детей, проблема создания соответствующей материальной базы, наличие необходимых средств обучения.
Мы определили для себя следующие направления формирования экологической культуры школьников:
организация школьного экологического объединения
эколого-просветительская деятельность
исследовательская работа
организация работы по формированию здорового образа жизни.
Ищите материалы по указанной теме в высыпающемся меню.