1. Предупредительный.
2. Объяснительный.
3. Диктант с обоснованием.
Предполагает самостоятельное объяснение орфограмм письменно. Учитель диктует слова, например, с безударной гласной, проверяемой ударением. Ученик должен записать проверочное слово, а затем то, которое диктует учитель, затем обосновать.
4. Диктант с постукиванием (не контрольный).
Во время диктанта учитель постукивает по столу в тот момент, когда произносит слово с какой-либо орфограммой. Это заставляет ученика думать и вспоминать орфограмму.
5. Диктант «Проверяю себя».
Это один из вариантов письма «с дырками». Этот диктант позволяет писать много и часто, а ошибок делать мало или не делать вовсе.
6. Диктант «Найди слова».
Учитель диктует несколько предложений, даёт задание: подчеркнуть те слова, которые можно проверить. Это могут быть слова с проверяемой безударной гласной и со звонкой и глухой согласной.
7. Выборочный диктант.
Желательно применение сигнальных карточек, обеспечивающих обратную связь.
8. Самодиктант.
Это вид диктанта, при котором:
- текст перед записью зрительно воспринимается детьми, их внимание фиксируется на изучаемой орфограмме, ученики объясняют условия выбора слов с данной орфограммой, по окончании подобной работы ученики диктуют себе по памяти текст, а затем сверяют свою запись с образцом;
- проводится домашняя подготовка: нахождение и выписывание в рабочую тетрадь из изучаемого на уроках чтения художественного произведения 3-5 слов с данной орфограммой. После выписывания искомых слов с орфограммой проводится графическое обозначение условий её выбора. Подбор (при необходимости) проверочных слов к данным, затем – самоподготовка и сравнение своей записи с исходной.
8. Взаимодиктант.
Проводится после подготовки, описанной для самодиктанта:
- в парах с взаимопроверкой при использовании образца;
- одним из учащихся, который диктует классу отобранные им дома из книги для чтения слова; после записи происходит комментирование записанного несколькими учениками (их число соответствует количеству записанных слов), далее работы сдаются на проверку учителем.
9. «Диктант за робота».
Детям предлагается написать диктант «за робота». Для этого лист делится на две колонки, которые озаглавливаются так:
Пишу букву, т.к. могу доказать. Не пишу букву, т.к. не могу доказать.
лёд (ледяной) жит . ль
за горой (горы) козл . к
пятёрку (пять) за мор . м
10. Диктант-игра «Кто больше запомнит».
Как слуховой, так и зрительный он проводится в основном по методике Л. П. Федоренко. Учитель произносит один раз цепочку, например из 3 слов, или демонстрирует ее на доске или экране в течение 9—15 с (примерно по 3—5 с на одно слово) и больше не повторяет. Затем делает паузу, во время которой дети записывают, что запомнили. Читает новую цепочку из 3 слов и опять делает паузу, достаточную для того, чтобы школьники успели записать. Так происходит несколько раз, пока дети не запишут то количество слов, которое рекомендует программа по русскому языку для словарных диктантов
11. Зрительный диктант.
Необходимое количество «трудных» слов и словосочетаний написано на доске заранее. Дети прочитывают их, затем написанное закрывается, учащиеся записывают слова под диктовку. При проверке доска с записью открывается, и ученики проверяют свои работы.
12. Знаковые диктанты.
Например, при изучении темы «Части речи» диктую детям слова: бабочка, летать, двенадцать, красивый, быстро и т. д.
У учеников в тетрадях:
С, Г, Ч, П, Н, … .
Тема «Члены предложения»: бежала, прыгал, лиса, хитрая, в лесу, любимый и т.д.
В тетрадях дети чертят схемы членов предложения (сказуемое, сказуемое, подлежащее, определение, обстоятельство и т.д.).
Знаковые диктанты можно проводить письменно с самопроверкой или взаимопроверкой и устно с применением сигнальных карточек.
РАБОТА НАД ОРФОГРАФИЧЕСКИМИ ОШИБКАМИ
М.С.Соловейчик и Н.М.Кузьменко (авторы учебника «К тайнам нашего языка», программа «Гармония») считают, что исправление ошибок в детских работах должно быть обучающим: «…это не простая констатация факта «знает/не знает, умеет/не умеет», а один из элементов обучения, который должен помогать каждому ученику совершенствовать его знания и умения».
Как этого добиться? Прежде всего, учителю необходимо задуматься над способами исправления ошибок. Общепринятый способ – зачеркнуть неверное написание и исправить – не способствует воспитанию у детей критичного отношения к написанному. Ведь, по сути, учитель нашёл за ученика орфограмму, определил её тип, выбрал и написал верную букву в соответствии с предписаниями правила.
Какие же способы правки выбрать, чтобы они работали на становление всех собственно орфографических умений, в том числе и умения осознанно контролировать правильность письма? Понятно, что при таком подходе способ исправления должен перейти в иное качество – стать способом показа ошибки. Ограничимся перечислением приёмов, подсказанных авторами учебника «К тайнам нашего языка»:
подчеркнуть букву, место в слове или всё слово, где допущено нарушение;
подчеркнуть слово, в нём выделить морфему с ошибкой;
подчеркнуть слово, в котором есть ошибка, а на полях условным знаком указать морфему, содержащую неверное написание;
привести на полях верную запись слова
написать на полях правильную букву,
на полях поставить знак ошибки, а рядом – указание на морфему или часть речи.
отметить только строку, где надо искать ошибку;
указать номер страницы, на которой сформулировано правило, дана рекомендация.
Чтобы добиться эффективности работы на уроке работы над ошибками, учитель отбирает для такого урока наиболее типичные ошибки, а затем обеспечивает самостоятельную работу учащихся.
Приемы самостоятельной работы учащихся над ошибками могут быть самыми разными. Они зависят от типа правил, на которые допущены ошибки, от подготовленности класса, от умения учащихся работать самостоятельно. К ним относятся:
самостоятельное исправление ошибок, отмеченным учителем особыми знаками на полях;
самостоятельное объяснение учащимися правописания тех слов, в которых ими были допущены ошибки;
подбор проверочных слов к данным словам;
выбор слов из словаря для сопоставления и проверки их написания;
взаимопроверка работ учащимися;
подбор аналогичных примеров с данной орфограммой;
подбор примеров, противоположных по написанию;
письменный орфографический разбор или разбор слова по составу;
выписывание слов и словосочетаний их текста диктанта с определенными орфограммами составление с ними предложений и связных рассказов.
К сожалению, в практике учителей нередко наблюдается такая организация работы над ошибками, которая мало способствует формированию у детей сознательных орфографических навыков. Часто работа сводится к тому, что предложение или слово, в котором допущена ошибка, выписывается на доске, правописание слова объясняется, затем подбирается несколько примеров на данное правило. При этом детям приходится непрерывно переключать внимание с одного правила на другое. Это ведет к неглубокому, поверхностному анализу ошибок. Подобная работа занимает много времени, но существенных результатов не дает.
Работа над ошибками должна проводиться в системе и начинаться с анализа тех орфограмм, которые являются основными в данной письменной работе. После проверки детских работ учитель должен отметить те группы ошибок, которые являются типичными в данном случае для всех детей и над которыми нужно поработать коллективно. Для более эффективной работы над ошибками необходимо предложить детям повторить правила, которые нарушены большинством учащихся. В этом случае дети придут уже подготовленными и сознательнее будут работать над ошибками. Дома или в классе в оставшееся время на уроке дети работают над индивидуальными ошибками.
Урок работы над ошибками включает следующие этапы:
а) ознакомление учащихся с результатами письменной работы;
б) повторение соответствующего теоретического материала;
в) показ учителем приемов работы над ошибками;
г) самостоятельная работа с опорой на памятку;
д) упражнения в закреплении орфограмм, недостаточно усвоенных учащимися;
е) задание на дом.
Самое широкое применение могут получить работы творческого характера, состоящие в подыскании слов или предложений, аналогичных тем, в которых были допущены ошибки. Например, если допущены ошибки на правописание слов с предлогами, то дается задание подыскать примеры с теми же предлогами или с другими предлогами.
Чтобы облегчить детям работу над ошибками можно познакомить с «Памяткой самостоятельной работы над ошибками».
Полезной формой работы над ошибками является ведение индивидуальных словариков «Мои ошибки».
Систематический учет орфографической грамотности учащихся необходим и учителю, т.к. дает возможность иметь наглядное представление о состоянии грамотности учащихся, о различных категориях ошибок и использовать данную информацию для организации систематического повторения на уроках русского языка.
Рассмотрим разновидности памяток для организации самостоятельной работы учащихся, как на уроке, так и дома:
Памятка «Как работать над ошибками»
1. Если пропущена, не дописана или переставлена буква, напиши слово правильно, раздели его на слоги. Подчеркни букву, которую пропустил, обозначь ударение.
2. Если допущена ошибка на правило, определи, в какой части слова она находится. Для этого разбери слово по составу.
3. Если ошибка допущена в приставке, узнай в учебнике, как она пишется, и напиши слово правильно. Подбери и напиши три слова с той же приставкой. Подчеркни приставку и обозначь ударение.
4. Если ошибка в корне, узнай на какое правило. Напиши проверочное слово, обозначь ударение, выдели корень. Напиши еще несколько однокоренных слов. Во всех словах выдели корень.
5. Если ошибка в суффиксе, узнай, как он пишется, и напиши еще два слова с тем же суффиксом. Выдели во всех словах суффикс.
6. Если ошибка в окончании существительного, то выпиши слово вместе с тем словом, с которым оно связано. Укажи вопрос, падеж, склонение, выдели окончание. Составь предложение с существительным в этом же падеже.
7. Если ошибка в окончании прилагательного, то выпиши прилагательное вместе с существительным, по роду и падежу существительного узнай род, падеж прилагательного, вспомни окончание. Проверь себя вопросом. Составь предложение с прилагательным в том же падеже.
8. Если ошибка в окончании глагола, выпиши неопределенную форму глагола и узнай спряжение, определи время, лицо и число глагола. Напиши окончание. Составь предложение с этим же глаголом в другом лице.
Чтобы ученики имели ясные представления о том, что нужно делать для проработки каждой ошибки, целесообразно предложить памятку, которая обеспечит руководство их действиями. Один из возможных вариантов может быть таким:
Найди ошибку (если она не показана).
Определи, в какой части слова допущена ошибка; если эта часть не выделена, обозначь её.
Выпиши слово с «окошком» на месте той буквы, которая выбрана неверно.
Реши, какое правило надо применить.
Выполни нужные действия и вставь букву.
Вернись к тексту, где была ошибка, и исправь её.
В 3-м и 4-м классах третий пункт памятки изменится: если ошибка в окончании, выпиши слово вместе с тем, от которого оно зависит; если в другой части слова, выпиши одно это слово. На месте неверной буквы оставь «окошко».
Как видим, предписания памятки строго соответствуют структуре орфографического действия, благодаря чему памятка приобретает универсальный характер: она пригодна для работы над ошибками на любое правило.
Для организации самостоятельной работы, домашней работы над ошибками можно использовать памятку, которая подсказывает, на какое правило допущена ошибка, и в которой дан образец, как правильно исправить эту ошибку.
Каждое правило имеет свой порядковый номер, но это не значит, что ученик должен его запомнить и соотнести с орфограммой. Порядковый номер предлагается для того, чтобы ученик мог быстро и легко найти в памятке нужную ему орфограмму. Памятка заполняется по мере изучения правил.
Памятка к работе над ошибками (2 класс)
1. Пропуск букв, замена букв.
Выпиши слово правильно, раздели на слоги, подчеркни гласные.
Перенос слова.
Выпиши слово, раздели на слоги для переноса:
Ма-ленький, малень-кий; ап-пликация, аппли-кация, апплика-ция.
Гласные после шипящих жи-ши, ча-ща, чу-щу.
Выпиши слово, подчеркни гласную после щипящей, допиши еще два слова на правило:
Машина, шил, шина; чулки, чудо, кричу.
4. Безударная гласная непроверяемая.
Выпиши слово, раздели на слоги, поставь ударение.
Безударная гласная в корне слова, проверяемая ударением.
Выпиши слово, подбери к нему однокоренные, среди них подчеркни проверочное:
Снега – снег, снежный, снеговик.
Парные звонкие и глухие согласные в корне слова.
Выпиши слово, подбери проверочное:
Гриб – грибы, шубка – шуба.
Большая буква в именах собственных.
Напиши слово правильно, подчеркни большую букву.
Иванов Сергей Петрович; с Жучкой; Белгород.
Удвоенные согласные.
Выпиши слово, подбери еще два слова с такими же согласными:
Шоссе, касса, классный.
Непроизносимые согласные в корне слова
Выпиши слово, подбери проверочное:
Солнце – солнышко.
10. Раздельное написание предлога со словом.
Выпиши слово с предлогом, напиши еще два слова с этим же предлогом:
В лес, в деревню, в зоопарк.