Роль игр велика в социальной жизни вообще и особенно значительна она в социальном созревании детей младшего школьного возраста, поскольку игра является в этом возрасте основным способом социализации личности. Роль игры в становлении ребенка младшего школьного возраста изучали многие выдающиеся педагоги и психологи: Д. Б. Эльконин, Л.С. Выготский, Э. Берн, В.П. Давыдов и другие.

Д.Б Эльконин утверждает:

«Игра – важнейший источник развития сознания, произвольности поведения, особая форма моделирования отношений».

«Игра - важный метод, и несколько ошибочно считать игру одним из занятий ребенка, так, как в детском возрасте игра-это норма, и ребенок должен играть, даже когда делает серьезное дело. Вся его жизнь – это игра».

А. С. Макаренко

Современная жизнь предъявляет высокие требования к интеллектуальному и социальному развитию личности. Однако существует опасность психологической перегрузки детей, которые обязаны усвоить большой объем информации. И только через игру они способны к активному усвоению знаний без ущерба своему здоровью. Поэтому актуальность темы не вызывает сомнений. Эта общественная проблема является одной из важнейших в педагогике.

Целью нашего исследования является создание игровых педагогических технологий формирования социально приемлемых межличностных отношений между учащимися начальных классов.

Исходя из поставленной цели исследования, были сформулированы следующие задачи:

проанализировать труды ученых по проблеме формирования взаимоотношений в младшем школьном возрасте;

провести экспериментальное исследование влияния игровых методов на формирование социально активной личности младшего школьника и улучшение межличностных отношений;

сформулировать методические рекомендации для педагогов, работающих в системе начального образования, по применению игровых технологий для оптимизации межличностных отношений среди младших школьников.

Гипотеза исследования сформулирована следующим образом: если регулярно и ненавязчиво применять игровые методы формирования межличностных отношений среди младших школьников, то вероятность создания социально активной личности возрастает.

Научная новизна и практическая значимость исследования заключается в том, что впервые предлагаемые автором педагогические технологии формирования социально адекватной личности школьника младшего возраста могут использоваться как во внеклассной работе, так и урочной деятельности, а так же и в совместной работе с родителями и учащимися, с младшими и старшими школьниками .

Исследовательская работа проводится в течение полутора лет. В ней были задействованы учащиеся 1»Г» класса лицея №2 г. Бугульма в количестве 30 человек .

В первом классе было проведено диагностическое исследование уровня межличностных взаимоотношений. Применялись методики: опрос, анкетирование родителей, беседы с учащимися, наблюдение. Было выяснено, что постоянную доброжелательность и активную готовность к сотрудничеству демонстрировали 7% учащихся, 33% учащихся были готовы к сотрудничеству после психологической подготовки, 43% человек проявляли переменное желание сотрудничать, 17% человек с большим трудом шли на контакт с учителем и никак не хотели общаться с учащимися.

Был сделан вывод: необходима кропотливая психолого-педагогичекая работа для создания социально активного коллектива и формирования оптимальных межличностных отношений в нём.

Совместно с психологом были разработаны игровые методики активизации личности учащихся на протяжении перового года обучения в школе.

Сюда вошли:

Игровые формы сплочения коллектива (игра «Оригинально поздравь одноклассника с Днем рождения, с праздником», игра «Напомни товарищу о его обязанностях», игра «Создай уют и порядок в классе», игра «Праздник мам» и др.

Игра, направленная на формирование социально активной личности («Лучший математик класса», «Знаем и любим татарский язык» «Мы – знатоки природы» «Класс интеллектуалов»).

Игровые методы, моделирующие общение в семье. («Кем работает мой папа?», «Дочки-матери», «Ходим в гости»).

В результате проведённой работы к концу первого класса взаимоотношения между учащимися кардинально улучшились, дети стали активно участвовать в общешкольных и классных мероприятиях. В конкурсе «Лучший счётчик» и «Лучший чтец» наш класс занял 2 место, все без исключения дети принимали активное участие в подготовке и проведении праздничных мероприятий, усилился познавательный интерес к предметам, сложился классный коллектив и доброжелательные взаимоотношения в нём, образовались позитивные малые группы, определились лидеры.

Исследовательская деятельность продолжается во втором классе.

Однако ,учитывая повысившийся уровень развития класса, рамки исследования значения игровой деятельности в процессе формирования межличностных взаимоотношений учащихся были расширены. Например, больше внимания стало уделяться ролевой игре.

Вначале этого учебного года вновь была проведена диагностика уровня межличностных взаимоотношений.

Было выяснено, что постоянную доброжелательность и активную готовность к сотрудничеству демонстрировали уже 34% учащихся, 20% учащихся готовы к сотрудничеству после психологической подготовки, 34% человек проявляли переменное желание сотрудничать, детей, которые с большим трудом шли на контакт с учителем и никак не хотели общаться с учащимися, осталось 12%.

Однако предстояло закреплять и углублять достигнутые результаты, что и было запланировано в работе со вторым классом. Особое внимание стало уделяться формированию интеллекта, характера, внимательности, позитивных чувств и доброжелательности, организованности в процессе проведения ролевых игр в урочное и внеурочное время.

Ролевая игра - это особая форма детской жизни, выработанная или созданная обществом для управления развитием детей. Это игра, в которой между участниками распределяются роли. В ней ставится проблема, разыгрывается проблемная ситуация, и в результате ролевой игры дети совместно находят решение.

Нами разработан ряд ролевых игр, которые достаточно часто применяются в работе с второклассниками:

На бытовые сюжеты («Дарим подарки» «Умеем доброжелательно улыбаться», «Разговор по телефону»);

На проблемы профессиональной ориентации учащихся («В редакции газеты», «конструкторское бюро», «Мы – экономисты»);

На интеллектуальную деятельность («В литературном салоне», «В клубе знатоков», «Разговор о человеке»);

На разрешение социальных проблем («Юные экологи», «Если бы я был президентом»).

Например, игра «В литературном салоне». На уроке развития устной речи по теме «Стихи русских поэтов о зиме» учащимся предлагаются роли художников, поэтов, литературных и музыкальных критиков, артистов- декламаторов. У каждого учащегося был выбор побывать в роли кого-то из перечисленных персонажей. В результате профессионально организованной игры достигается мощный психологический эффект понимания учащимися взаимосвязи красоты природы, отражённой в произведениях поэтов, музыкантов, художников, артистов.

Другой пример ролевой игры: на уроке по предмету « Окружающий мир» разыгрывается ситуация, как мальчик, съев мороженое, незаметно бросает в воду мусор. Группа юных экологов видит это. Перед ними ставится проблема, как разрешить ситуацию?

Исходя из вышеизложенного, проблема формирования социально активной личности, улучшения межличностных отношений и микроклимата в коллективе может быть решена более успешно, если педагоги-практики начальной школы будут более активно применять игровые технологии формирования личности ребёнка, в частности ролевые игры, поскольку игра является главным средством формирования личности ребёнка в младшем школьном возрасте.

Следует отметить, что исследование данной проблемы находится в стадии активного развития, будет продолжена до окончания учащимися второго класса, чтобы получить какое-либо логическое завершение. Однако уже теперь виден значимый результат.

 

© 2022

Яндекс.Метрика

Top.Mail.Ru