Известный психолог Д.Б. Эльконин, подчеркивая неразрывную связь старшего дошкольного и младшего школьного возраста, объединил их в "одну эпоху человеческого развития, именуемую детством”.
Период дошкольного детства подготавливает развитие ребенка в младшем школьном возрасте. В психологии дошкольников и младших школьников много общего:
доверчивое подчинение авторитету взрослого, его требованиям, оценкам, подражание внешним манерам поведения, рассуждениям;
преобладание образных форм познания окружающего мира (образная память, образное мышление и т.д.);
анатомические и физиологические особенности;
приоритетное место в жизни младших школьников наряду с учебной деятельностью продолжает занимать игра;
необходимость успешности любой деятельности;
снижение интереса, отрицательное отношение к ней, если она не дает желаемого результата.
Задача школы – опираясь на общее между этими возрастными этапами развития ребенка, сохранять обогащать и развивать тот потенциал, который закладывается в дошкольном периоде. "Школьное обучение никогда не начинается с пустого места, а всегда опирается на определенную стадию развития, проделанную ребенком”, – считает Л.С. Выготский. Одна из наиболее актуальных проблем в современном образовании – проблема преемственности между дошкольным и школьным образованием.
Как грибы растут многочисленные школы для дошколят, группы по подготовке к школе в детских садах, школах. Фактически эта подготовка сводится к более раннему началу обучения, натаскиванию к школьной программе. Между тем путь решения проблемы подготовки детей к школе требует более серьезного рассмотрения.
В нашей школе организация работы с будущими первоклассниками начинается с выявления детей 5–6-летнего возраста. Учителя обходят участки и выявляют детей, которые должны пойти в школу (это и через поликлинику и непосредственный обход домов, объявления на подъездах, именные приглашения по квартирам).
Ведется работа по программе развития и сотрудничества работы с детским садом, цель которой – формирование социально адаптированной личности в процессе создания и совершенствования гуманистической модели учреждения образования.
Но специфика Норильска такова: детский сад посещают 7269 детей, 5447 детей ждут места в очереди, т.е. не все дети имеют детсадовскую подготовку. 60% детей "Школы будущего первоклассника” не посещают детский сад.
Учитывая все это, мы ставим основной целью нашей школы пробуждение живой мысли ребенка, интереса и желания познавать, умение получать и анализировать информацию. Определяя важность и значимость "Школы будущего первоклассника”, мы выделяем следующие задачи:
создание атмосферы психологической комфортности;
увеличение объема внимания и памяти;
развитие любознательности и стремление к расширению знаний;
развитие коммуникативных умений, произвольности поведения, доброжелательности, умения взаимодействовать со сверстниками и педагогом;
развитие инициативности, самостоятельности, активности;
формирование отдельных приемов учебно-познавательной деятельности.
Затем решается вопрос педагогических кадров. Это учителя, которые будут работать в первых классах, логопед и психолог, хореограф, учитель ИЗО, музыки.
При организации учебных занятий мы учитываем:
возрастные физиологические возможности детей;
постепенность подачи материала (от простого к сложному);
чередование видов деятельности и своевременное переключение с одного вида на другой;
наличие динамических пауз между занятиями и частями занятий;
гигиенические требования к помещению и материалам.
Дошкольник нуждается в развитии, а не преждевременных знаниях, поэтому надо осмысленно подходить к его проблемам и потребностям, учитывать его психологические особенности, а не только умственные возможности. Например, вместо обучения счету или складыванию букв и слогов ребенку мы прежде всего пытаемся обеспечить соответствующее математическое или лингвистическое развитие. Важно помнить, что для развития дошкольника незаменимой является полноценная игра, творческая предметно-практическая деятельность, а помимо этого – опыт музыкальных, художественно-изобразительных впечатлений и живого общения с окружающим миром. Опыт работы с будущими первоклассниками показал, что интересными и занимательными могут быть следующие занятия:
математика;
развитие речи;
ручной труд;
подготовка руки к письму;
рисование, конструирование, лепка, аппликация, упражнения с дидактическими материалами, коммуникативный тренинг, игроритмика.
B paботе с дошкольниками мы используем одические приемы развивающего обучения, такие, как:
начало занятий должно быть необычным;
на занятии должен царить "дух открытий” (ничего не сообщать детям в готовом виде);
держать паузу, не мешая включению мыслительных процессов у детей;
не оставлять без внимания ни одного ответа детей;
помнить о развитии речи во всех видах деятельности;
поддерживать ощущение успешности.
При организации учебного процесса и составлении плана работы помним о развитии моторики у детей дошкольного возраста. Включаем в план блок занятий "Развиваем пальчики”, при этом учитываем, чтобы это была единая система взаимосвязанных видов деятельности.
Ребенок дошкольного возраста, переходя на новую ступень и приобретая новый социальный статус, испытывает психологический дискомфорт. Во избежание болезненного перехода в новый статус планируем занятия на развитие эмоциональной сферы и навыков общения будущего первоклассника. Такие занятия угу детей способность управлять своими эмоциями (произвольное поведение), формируют эмоционально-положительное отношение к школе, развивают коммуникативные навыки.
За детьми "Школы будущего первоклассника” ведут наблюдения психолог и логопед. Диагностируя стартовые возможности детей, они консультируют родителей, дают рекомендации и советы, на что им следует обратить внимание в развитии ребенка.
"Школа будущего первоклассника” позволяет определить готовность дошкольника к обучению в начальной школе, увидеть "слабые звенья” в развитии детей и спрогнозировать возможные школьные трудности. Опыт работы этой школы показал, что дети, посещающие занятия, успешнее адаптируются в школе, психологически подготовлены к началу обучения, что позволяет им в дальнейшем успешно овладевать школьной программой.
Необходимо продолжать работу по подготовке детей к школе. Оптимальный вариант: для детей, не посещающих детский сад, проводить занятия чаще одного раза в неделю. Но это упирается в финансирование: оплата труда педагогов.