Школа призвана дать подрастающему поколению глубокие и прочные знания основ наук, выработать необходимые навыки и умения, сформировать мировоззрение, обеспечить всестороннее развитие личности. Одновременно школа должна выполнить и оздоровительную роль, так как обществу становится небезразлично, какой ценой для здоровья подрастающего поколения приобретаются знания, так как здоровье – это главная человеческая ценность.
Физическая активность является неотъемлемым видом деятельности человека, совершенно необходимым для сохранения и укрепления здоровья. Одна из характерных особенностей современного образа жизни, имеющая прогрессирующую тенденцию – сокращение объемов двигательной активности (гипокинезия) и мышечной работы (гиподинамия) в сочетании с нервно-психическими перегрузками.
Чтобы раскрыть особенности поведения и деятельности ребенка в условиях школьных перемен, а также выявить влияние перемен на работоспособность во время урока, проводилось наблюдение за младшими школьниками на перемене, результаты которого четко фиксировались.
Сбор и обработка полученной информации показали, что не все дети одинаково проводят свободное время, но общая для них деятельность – это игра. В шумной возне, в своих играх создают сами себя, строят свои характеры. Игра учит отличать хорошее от плохого, в игре дети открывают доброту и дружбу, развивают физические способности.
Какие же игры интересуют детей? Наблюдения показывают, что это, прежде всего, зависит от ряда факторов:
во-первых, большое значение имеют психологические особенности детей, чем ребенок подвижнее, эмоциональней, он играет в более азартные игры. Спокойный ребенок предпочитает игры, связанные с умственной деятельностью;
во-вторых – особенности пола;
в-третьих, на выбор игр влияет окружающая действительность.
Дети играют постоянно в "вольные игры” - игры "в кого-то”, "во что-то”. Источником этих игр в настоящее время является телевидение, компьютер. Получая наглядные зрительные примеры поступков, дети подражают им, интерпретируют их по-своему, порой не всегда положительно. В ходе наблюдения за особенностями поведения детей младшего школьного возраста было выделено 3 группы учащихся:
1 группа: включает детей подвижных, эмоциональных, которые большую часть свободного времени занимают подвижными играми: спонтанный бег соревновательного характера, выявление самого сильного, заигрывание между мальчиками и девочками, выливающееся в "догонялки” (мальчики и девочки; преобладающий перевес в сторону мальчиков);
2 группа: дети, предпочитающие игры средней подвижности. Они более серьезно относятся к учебной деятельности. Дети этой группы играют в игры, связанные с умственной деятельностью (мальчики и девочки; преобладающий перевес в сторону девочек);
3 группа: дети, которые заняты игрой с малой подвижностью. В эту группу входят, практически, только девочки. Они проводят почти всю перемену сидя за партой, обычно бывают очень спокойны.
Кроме того была проведена анкета, включающая в себя следующие вопросы:
Устраивает ли вас продолжительность перемен? Ответили положительно – 92%. Так же были и отрицательные ответы – 8%. Например, с такой аргументацией: "Нет, потому что после бега нет времени отдышаться”
Чем вы занимаетесь на перемене? Все 100% детей ответили – играем. В какие игры играют дети? Самой распространенной игрой была игра "Стеночки” - 18%. Встречаются такие ответы: "Играю в боевиков”, "в медведя”. Играют в разные игры – 70% ребят.
Чем бы вы хотели заниматься во время перемен? Ответили – "хотели бы играть в подвижные игры” - 62%, в настольные игры – 24%. Были и другие ответы: например такие как: "Сидеть, общаться”, "Читать журналы”, "Слушать музыку”, "Играть в Барби”, "Танцевать”, "Лежать на диване”, "Разгадывать кроссворды, ребусы, загадки”, "Гулять на улице”. Так ответили 14%.
Опираясь на результаты наблюдений и высказывания в анкетах, были сделаны следующие выводы:
Дети стремятся к игровой деятельности. Игра для них – смысл жизни, они не могут жить без активности, испытывают её дефицит.
В свободное время предпочтение отдается игре, но игр дети знают очень мало.
В зависимости от поведения учащиеся делятся на группы для совместного времяпровождения, деление зависит от психологических особенностей и особенностей пола.
Наши школьные перемены строятся однообразно. Дети часто предоставлены сами себе и не всегда умеют организовывать свое свободное время (таких ребят 49 %).
В связи с этим наблюдается возникновение конфликтных ситуаций, что можно уменьшить (или искоренить) если учитель умело организует игры на перемене, имея арсенал игр с учетом интересов и психологических особенностей детей.
Значит, можно предположить, что если отдых хорошо и грамотно организован, можно:
- прогнозировать положительный эффект;
- используя игру, можно воздействовать на здоровье учащихся, воспитывать, влияя на их поведение.
Осознавая то, что некоторые факторы образовательной сферы оказывают существенное влияние на состояние здоровья учащихся, появилась необходимость в организации процесса воспитания и образования (длительность занятий и перемен), в двигательном режиме детей (с учетом их возрастных особенностей), так как именно педагог нередко первым замечает отклонения в здоровье учащихся, именно от педагога зависит, на сколько меньше отклонений будет у воспитанников. Среди основных школьных факторов, негативно воздействующих на здоровье учащихся, является недостаток их двигательной активности.
Познакомившись со всеми аспектами, появилась потребность в создании программы организации школьных перемен.
ПРОГРАММА
"Современные подходы к проведению школьных перемен”
Цель: Создание условий, способствующих сохранению и укреплению здоровья младших школьников через организацию школьных перемен.
Задачи:
подготовить зоны для активного отдыха детей;
создать банк игр для детей с разным уровнем подвижности;
научить детей организованно проводить свободное время;
организовать сотрудничество педагогов и детей.
Этап |
Сроки |
Содержание работы |
Необходимое обеспечение |
Ожидаемые результаты |
Способы контроля и фиксации результатов |
I. Диагностический |
сентябрь |
- анализ состояния психического и физического здоровья учащихся; - анализ организации физической активности в школе; - изучение проведения перемен младшими школьниками через: наблюдение; анкетирование |
- данные медицинского осмотра младших школьников; - данные психолога школы об уровне тревожности, взаимоотношениях в коллективе, дезадаптации первоклассников; - анкеты |
- аналитическая справка; - выявление проблемы |
- сравнительные таблицы; - письменные описания |
II. Прогностический |
октябрь |
- разработка развернутой программы |
- научная и методическая литература |
- программа |
- утверждение на совете школы |
III. Организационный |
октябрь ноябрь |
- разработка положения о проведении активных перемен; - подготовка учителей к предстоящей работе; - выбор методики работы |
- подбор игр разноуровневой подвижности; - подготовка помещения; - подготовка инвентаря |
- создание банка данных с играми; - озеленение; - приобретение мебели; - приобретение полового покрытия |
- обсуждение программы на классных часах; - предоставление программы на родительском собрании |
IV. Практический |
ноябрь декабрь |
- организация активного отдыха учащихся на переменах; - разучивание игр разной подвижности в отдельных классных коллективах; - организация массового отдыха; - структурирование и адаптирование учебного материала по организации двигательной активности |
- игры высокой эмоциональной подвижности, средней и малой подвижностью; - регулярность, систематичность; - комплектность; - аналитические материалы |
- разработанные методические рекомендации по проведению перемен; - включенность педагогов в оздоровительную работу; - осознание личной причастности к состоянию ребенка во время перемены; - включение в деятельность ученика по приобретению навыков и опыта в формировании положительного отношения к организации активного отдыха во время перемен |
- оформление полученных результатов; - отчет на методическом объединении |
V. Обобщающий |
январь |
- обобщение и теоретическое осмысление данных, определение выводов |
- аналитические материалы |
- методическое пособие |
- выход на педагогическую общественность города |
VI. Внедренческий |
февраль |
- распростронение |
|
|
|
Составленная программа должна способствовать принятию детьми правильных решений в отношении сохранения здоровья и поможет:
- проводить воспитательную работу до начала приобретения негативных привычек;
- научить воспитанников ответственному поведению по отношению к своему здоровью;
- исключить угрозы здоровью.