Вы вошли как Гость | Группа "Гости" | RSS  Пятница, 20.04.2018, 11:20
Г   И   М   Н   А   З   И   С   Т  Ы
Чему бы ты ни учился, ты учишься для себя.
Петроний
Главная | Регистрация | Вход

МЕНЮ
ПЛАНЫ-КОНСПЕКТЫ УРОКОВ
УРОКИ ОБУЧЕНИЯ ГРАМОТЕ
РУССКИЙ ЯЗЫК
ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ
МАТЕМАТИКА
ОКРУЖАЮЩИЙ МИР
ОБЖ
ПРИРОДОВЕДЕНИЕ
ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК
ИЗО
МУЗЫКА
СПОРТ И ЗДОРОВЬЕ
ТЕХНОЛОГИЯ
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПОРТФЕЛЬ
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ КОМПЛЕКТЫ
РУССКИЙ ЯЗЫК
ПОМОЩНИК УЧИТЕЛЯ
МАТЕМАТИКА
ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА
КЛАССНЫЕ ЧАСЫ
СЕЗОННЫЕ ПРАЗДНИКИ
ШКОЛЬНЫЕ ПРАЗДНИКИ
КОНКУРСЫ И СОСТЯЗАНИЯ
ЛОГОПЕДИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ
РОДИТЕЛЬСКИЕ СОБРАНИЯ
ПРОВЕРОЧКА
Категории раздела
ПОДГОТОВКА К ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ [24]
ОБ ОСОБЕННОСТЯХ КУРСА «ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ» В 1 КЛАССЕ [14]
АКТИВИЗАЦИЯ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ [8]
ИСТОРИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ [13]
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Главная » Статьи » МЕТОДСОВЕТ » ОБ ОСОБЕННОСТЯХ КУРСА «ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ» В 1 КЛАССЕ

«ЗДРАВСТВУЙ, СКАЗКА!»

В раздел включены народные сказки о животных для чтения и драматизации. Для сопоставления с народными сказками в учебнике имеются и авторские сказки, объеди­ненные общей темой и героями. С тем чтобы учащиеся по­лучили представление о сказочном герое, в учебнике введе­ны сказки о буквах, и в отличие от азбуки буквы в этом случае выступают в новой функции — в функции сказоч­ных героев.

Понятия:

Сказка, сказка о животных.

Сказочный герой.

Персонажи.

 

Уроки  «Узнай сказку»

Цели и задачи:

пробудить интерес к народной сказке как произведе­нию устного народного творчества;

учить высказывать собственное мнение о прочитанных сказках и рассказывать их по серии иллюстраций;

обратить внимание на то, что в сказке о животных главной характеристикой персонажа являются его действия;

формировать навык чтения целыми словами;

развитие творческих способностей: стимулировать желание продолжить сказку, придумать иное окон­чание сказки.

Ход урока

Введение.

Чтение диалога Ани и Вани.

Обмен мнениями о прочитанных сказках, их оценка; характеристика персонажей, отношение к ним.

Основная часть.

Выставка книг со сказками. Рассматривание иллю­страций к ним.

Чтение диалога Ани и Вани и отрывков из сказок. Отработка интонационно-выразительного чтения.

С какой интонацией нужно читать песенку Козы? (Громко, тихо, призывно, ласково, грубо, нежно.)

А как должны прозвучать слова Машеньки: «Ви­жу, вижу»? (Неожиданно громко, с юмором, тихо, ласково и т. д.)

Расскажите продолжение сказки.

«Жили-были буквы».

Какие произведения всегда начинаются со слов «жили-были»? (Сказки или рассказы.) Вспомните сказки, которые начинаются с этих слов.

Чтение фрагмента из сказки Г. Юдина «Почему «А» первая».

Понравилось ли вам произведение?

Можно ли его назвать сказкой? Докажите.

Буквы — сказочные герои. (Перечитывание текста с различными заданиями.)

Кто герои данного произведения? Могут ли быть буквы сказочными героями? Докажите. (Каждая буква похожа на детей, которые играют, разгова­ривают, сидят и т. д.)

О чем спорили буквы? Как реагировали гласные? согласные? шипящие? Подчеркните слово, под­тверждающее вашу мысль.

Выберите слова, которые помогут представить ха­рактер каждой группы букв. (Самоуверенные, злые, добрые, решительные, умные, коварные, уверенные, глупые и т. д.)

Обратите внимание на слова, которые характеризу­ют речь гласных букв и шипящих.

Коллективное придумывание продолжения сказки.

Что могло произойти с героями этого произведения дальше? Что могли ответить гласные, шипящие, согласные? Какое коварство могла задумать буква «Я»? Чем закончится сказка?

«Читалочка-обучалочка». Самостоятельное чтение. И. Гамазков. «Живая азбука». По жела­нию учителя можно использовать произведение для отработки техники чтения.

Т. Коти. «Катя и буквы». (Чтение текста, обсужде­ние первых представлений о сказочном герое.)

Заключение.

Беседа о сказках и сказочных героях.

Как писатель «оживляет» своих героев?


Уроки «Сравни сказки»

Цели и задачи:

развивать умение вчитываться в текст;

учить сравнивать сказки со сходным содержанием, видеть сходство и различие;

развивать умение выразительно читать, передавать настроение персонажа;

помочь ребенку в составлении продолжения сказки.

Ход урока

Введение.

«Читалочка-обучалочка».

Урок целесообразно начать с разминки: отработки чтения целыми словами, произношения слова со зву­ком [р] (Т. Павлова «Рассказ мудрой вороны») и упражнения на интонационное чтение (интонация вопроса и восклицания).

Какое из трех небольших произведений помогает нам узнать сказку?

Демонстрация детской книги «Волк и семеро козлят».

Прочитайте название сказки. Кто ее автор? Почему нет фамилии автора? (Эту сказку называют народ­ной, потому что сочинил ее ни один автор, а народ, который бережно хранил, передавал ее своим де­тям и внукам. Народные сказки живы до сих пор.

Из них мы узнаем, как жили наши предки, что рассказывали своим детям. В сказке — мудрость народа и совет молодому поколению, поэтому мы читаем их и сегодня.)

Основная часть.

Рассказывание сказки по иллюстрациям.

Назван ли автор сказки? Какая она? Народная или авторская?

Сравни количество рисунков с количеством частей сказки. Озаглавьте каждую из них.

Какими изображены дед и баба в первой части? (Герои плачут, что потеряли золотое яйцо.) Каки­ми мы видим их во второй части? (Удивленными, успокоенными.)

Чтение сказки С. Маршака «Курочка ряба и десять утят».

Прочитайте название сказки. Подумайте, о чем мо­жет рассказываться в ней.

Есть ли что-то знакомое в названии сказки? А есть ли у сказки автор? (Сказка авторская.) (Сказку С. Маршака читают совместно учитель и дети.)

Чем заинтересовал вас отрывок из сказки С. Мар­шака?

Предположите, как будут развиваться события дальше. (Выслушиваются разные мнения. Важно приучать детей внимательно и с уважением отно­ситься к высказываниям одноклассников.)

Чем она закончится?

Словесное рисование по сказке.

Кто кого пожалел в сказке С. Маршака и народной сказке? (Найдите этот отрывок.)

Как баба относится к курочке? С какой интона­цией должна звучать ее речь? (Баба любит куроч­ку, жалеет ее, хочет помочь.)

Работа по вопросам учебника.

Перечитай сказку, подумай, какой изображена ку­рочка ряба. Найди подтверждение этому в тексте. Можно ли сказать, что курочка Ряба в сказке на­родной тоже заботливая, добрая?

Знакомство с продолжением сказки С. Маршака.

Назовите персонажей сказки С. Маршака. Какими вы их себе представляете? Обратите внимание на их поведение.

Заключение.

Обобщение.

Как изображены в сказке персонажи? Они сказоч­ные или такие, какими мы видим их в жизни?


Урок  «В сказке солнышко горит, справедли­вость в ней царит!»

Цели и задачи:

формировать умение вчитываться в текст и всесто­ронне осмысливать его содержание, искать в нем ответы на вопросы;

приучать следить в сказке за развитием действия, го­товиться к пересказу;

обращать внимание детей на речь персонажей, осмысливать их поступки;

учить выразительно читать диалоги в сказке: пред­ставить настроение персонажей, их характеры.

Ход урока

Введение.

Подготовка к восприятию русской народной сказки «Лиса, заяц и петух».

Прочитайте название сказки. О ком будет расска­зываться в этой сказке?

Рассмотрите иллюстрации. Кто, кроме лисы, зай­ца, петуха, изображен на иллюстрации?

Знакома ли вам эта сказка? Кто ее вам читал?

Основная часть.

Чтение сказки учителем.

Оправдались ли наши предположения? Понрави­лась ли сказка?

Назовите персонажей сказки. Кто из них вынесен в название? Почему? (Название дано по главным персонажам.)

Перечитывание сказки учащимися.

1-я часть сказки (вступление).

Как и почему произошла ссора? Как каждый из персонажей вел себя? Царила ли там справедли­вость? Объясните свое мнение.

Обучение чтению диалога.

Учащиеся с помощью учителя отмечают границы диа­лога.

Зайчик — собака — лиса;

зайчик — медведь — лиса;

зайчик — петушок — лиса.

Передайте при чтении характер каждого героя.

Сколько раз зайчик обращался за помощью? (Тро­екратное обращение в сказке имеет значение мно­жественности.)

Чем закончилась сказка? Восторжествовала ли в ней справедливость?

Чтение заключительных строк сказки.

На какие важные мысли натолкнула вас сказка?

Можно ли зайчику дать совет: «Не падай духом!»? Подтверждается ли он в сказке?

Подумайте, что общего в поведении собаки и мед­ведя. Чем отличается поведение петушка? Прочи­тайте.

Выразительное чтение.

Передайте при чтении настойчивость петушка, его терпение, желание во что бы то ни стало помочь зайчику.

Л. Пантелеев. «Две лягушки». Соотнесение содержа­ния двух сказок по главной мысли: «Не падай ду­хом!»

Заключение.

Сопоставление темы урока со сказкой.

Припомните другие народные сказки. В какой из них изображается лиса? А заяц? Ответьте на во­прос: эти сказочные персонажи похожи на настоя­щих зверей?

Какими чертами характера людей наделены эти персонажи в народных сказках?

Есть ли у этой сказки автор? (Автор в народных сказках коллективный. При устной передаче сказ­ки каждый добавляет свои детали.)

Учитель может продемонстрировать другой пересказ народной сказки.


Уроки  «Сказки народов России»

Цели и задачи:

продемонстрировать сборники народных сказок, за­интересовать детей чтением;

познакомить детей со сказками разных народов Рос­сии, учить их сопоставлять с народными русскими сказками по главной мысли;

отрабатывать навык чтения целыми словами, учить выразительно читать.

Ход урока

Введение.

«Шутки-минутки».

Беседа о сказках.

Назовите персонажей сказки «Лиса, заяц и петух».

О ком из них можно сказать: робкий, хитрый, трусливый, смелый, настойчивый?

Что можно сказать о двух лягушках-подружках из сказки Л. Пантелеева?

Чем они похожи? Отличаются ли они друг от друга поступками?

Что стало с лягушкой, которая характеризовалась как трусиха, лентяйка, соня? А какой была вторая лягушка? (Храброй, сильной, веселой.) Как эти ка­чества помогли ей в трудной ситуации?

Можно ли мысль из сказки Л. Пантелеева «Не па­дай духом!» соотнести с содержанием сказки «Лиса, заяц и петух»? Посоветуйте, кому ее надо было ска­зать.

Основная часть.

«Мы идем в библиотеку». Чтение рекомендательного списка книг-сборников сказок.

Знакомство со сказкой «Три дочери» (татарская сказ­ка).

Сравните трех дочерей по внешнему виду и по их поступкам.

О которой из трех дочерей можно сказать: «Красив тот, кто красиво поступает»?

Как слова двух дочерей соотнести с их поступка­ми? («Я бы рада пойти...», «Я сейчас бы побежа­ла...»)

Сравни, что главнее: помочь маме ткать холст или помочь маме месить тесто.

Кто из сестер сумел выбрать главное дело?

Объясни смысл пословицы «Кто скоро помог, тот дважды помог». О которой из трех сестер можно было бы так сказать?

Есть ли что-то общее в содержании татарской сказ­ки «Три сестры» и русских народных пословиц: «Ближе матери родни нет», «Кто родителей почи­тает, тот вовек не погибает»?

Сравнение сказок по главной мысли: «Два лентяя» и «Заяц и черепаха».

Словесное рисование по сказкам.

Сказочные или реальные персонажи представлены в сказке «Два лентяя»? Опишите словами (нари­суйте) их так, чтобы мы сразу сказали: «Это лен­тяи!»

Создайте словесный рисунок заключительной час­ти сказки «Заяц и черепаха».

Как должен выглядеть заяц, каким вы его изобра­зите: удивленным, оторопелым, сердитым, радост­ным? А как должна выглядеть черепаха?

Заключение.

Чтение пословиц..

 

Урок  «Лень до добра не доведет»

Цели и задачи:

закрепить умение различать народную сказку и ав­торскую (на практическом уровне);

учить выразительно читать диалог персонажей сказки;

понимать главную мысль произведения;

развивать речь и творческие способности через инсце­нирование сказки.

Ход урока

Введение.

Знакомство с высказыванием профессора Самоварова о сказках.

На какие важные мысли натолкнули вас прочитан­ные на уроках сказки (русские народные, сказки народов России)?

Есть ли какие-то общие мысли в народных сказках и сказках, сочиненных современными авторами?

Основная часть.

Знакомство со сказкой С. Михалкова «Сами винова­ты».

Назовите главных персонажей сказки. Что вы о них думаете? Как характеризуют речь и поступки каждого из них?

(Учитель должен обращать внимание учеников на просторечные выражения Зайчика: нос расквасить, голо­ву сломать.)

Передайте при чтении характер упрямого и лени­вого Зайца.

В чьих словах должны звучать беспокойство, страх, забота?

Инсценировка сказки.

Заключение.

Какая общая мысль объединяет сказки С. Михалко­ва, Л. Пантелеева и народную сказку «Два лентяя»?

 

Урок «Маленькие и большие секреты стра­ны Литературии»

Цели и задачи:

обобщить первые представления о народной и лите­ратурной сказках;

учить сравнивать тексты художественных и научно- познавательных произведений, находить общее и раз­личное;

учить наблюдать и объединять произведения по сход­ству главной мысли;

развивать умение читать выразительно.

Ход урока

Введение.

Прочитайте в учебнике название раздела, которого мы изучаем («Здравствуй, сказка!»). Объясните его название.

Удалось ли вам открыть для себя в сказках что-то новое, ранее вам неизвестное?

«Маленькие и большие секреты страны Литературии».

Работа с вопросами.

Вглядываемся, вчитываемся в текст.

Сравните два текста «Лиса и заяц» и «Лисица». Что в них общего, чем они отличаются?

В каком тексте мы видим лису реально существую­щую, а где она становится сказочной, разговарива­ет, ее действия похожи на поведение человека?

Как называются такие произведения? (Сказка.) Как их создают?

(Авторы сказок писатели. Когда еще не было письмен­ности, то содержание сказки передавалось из поколения в поколение и каждый рассказчик что-то добавлял, не­много изменяя сказку. Поэтому у каждой сказки сущест­вует несколько вариантов пересказа.)

Заключение.

Обмен впечатлениями о самостоятельно прочитан­ных сказках.

Пересказ понравившейся сказки. (Отметить тех де­тей, которые не только пересказали сюжет, но и пе­редали в своем рассказе отношение к героям.)
Категория: ОБ ОСОБЕННОСТЯХ КУРСА «ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ» В 1 КЛАССЕ | Добавил: admin (06.04.2014)
Просмотров: 662 | Теги: начальная школа, учителю, литературное чтение в 1 классе, МО учителей начальных классов, уроки чтения, методические рекомендации литератур | Рейтинг: 5.0/1
ЛЮБОЗНАШКИ-ПОЧЕМУЧКИ
НАЧАЛО НАЧАЛ
КАК УСТРОЕН ЧЕЛОВЕК
КАК УСТРОЕН МИР
КАК ЖИВУТ ЖИВОТНЫЕ?
КАК ИЗГОТАВДИВАЮТ ВЕЩИ
ПУТЕШЕСТВИЕ В МИР СПОРТА

УМНИКАМ И УМНИЦАМ
ГИМНАЗИСТЫ РАЗВИВАЮТСЯ
МАСТЕРСКАЯ ГИМНАЗИСТА
Форма входа

Поиск
ПОСЕТИТЕ ТАКЖЕ








Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz

  • Copyright MyCorp © 2018
    Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru