Вы вошли как Гость | Группа "Гости" | RSS  Воскресенье, 16.12.2018, 02:24
Г   И   М   Н   А   З   И   С   Т  Ы
Чему бы ты ни учился, ты учишься для себя.
Петроний
Главная | Регистрация | Вход

МЕНЮ
ПЛАНЫ-КОНСПЕКТЫ УРОКОВ
УРОКИ ОБУЧЕНИЯ ГРАМОТЕ
РУССКИЙ ЯЗЫК
ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ
МАТЕМАТИКА
ОКРУЖАЮЩИЙ МИР
ОБЖ
ПРИРОДОВЕДЕНИЕ
ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК
ИЗО
МУЗЫКА
СПОРТ И ЗДОРОВЬЕ
ТЕХНОЛОГИЯ
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПОРТФЕЛЬ
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ КОМПЛЕКТЫ
РУССКИЙ ЯЗЫК
ПОМОЩНИК УЧИТЕЛЯ
МАТЕМАТИКА
ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА
СЕЗОННЫЕ ПРАЗДНИКИ
ШКОЛЬНЫЕ ПРАЗДНИКИ
КОНКУРСЫ И СОСТЯЗАНИЯ
ЛОГОПЕДИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ
ПРОВЕРОЧКА
Категории раздела
ПОДГОТОВКА К ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ [24]
ОБ ОСОБЕННОСТЯХ КУРСА «ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ» В 1 КЛАССЕ [14]
АКТИВИЗАЦИЯ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ [8]
ИСТОРИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ [13]
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Главная » Статьи » МЕТОДСОВЕТ » ОБ ОСОБЕННОСТЯХ КУРСА «ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ» В 1 КЛАССЕ

«РАДУГА-ДУГА»

Раздел включает произведения малых фольклорных жанров: загадки, пословицы, считалки и песенки. Русские фольклорные песенки, потешки-считалки помещены вме­сте с произведениями устного народного творчества дру­гих стран, чтобы развивать интерес к мировой культуре и воспитывать любовь к своему народу.

Понятия:

Малые фольклорные жанры: песенки, загадки, по­словицы, считалки.


Урок «Пословица мудрость народная»

Цели и задачи:

познакомить с произведениями малых фольклорных жанров — пословицей, поговоркой и загадкой;

развивать интерес к произведениям народного твор­чества;

учить отгадывать загадки, сравнивать предмет загад­ки и предмет отгадки, выделять признаки предмета, на которые указывает загадка;

стимулировать проявление творческой активности детей при отгадывании загадок и составлении своих собственных.

Ход урока

Введение.

Краткое сообщение учителя о произведениях малых фольклорных жанров устного народного творчест­ва — загадке, пословице, поговорке.

Припоминание загадок и пословиц, с которыми дети знакомились в период обучения грамоте.

Основная часть.

Чтение диалога Ани и Вани.

Объяснение смысла пословицы «Без пословицы речь не молвится». (Пословицы, используемые в речи, де­лают ее более красивой и выразительной.)

Знакомство с загадками и их чтение.

Работа с ними строится в двух направлениях:

разгадывание загадок (умение различать предмет за­гадки и предмет отгадки, сравнивать их, выявлять признаки загаданного предмета по цвету, форме, по­ведению, назначению и др.);

осмысление загадки как художественного произведе­ния народно-поэтического творчества, его яркий, вы­разительный язык, образное изображение загаданно­го предмета.

Прочитайте первую загадку. Знаете ли вы ее отгад­ку? (Морковь.)

Умеете ли вы отгадывать загадки?

Далее учитель предлагает детям узнать «секрет» зага­док и научиться их отгадывать, используя свое воображе­ние и внимательно читая текст загадки.

О ком говорится в загадке? (О девице.) А каков предмет отгадки? (Морковь.)

Сравните их, нарисуйте (можно устно). Есть ли в них что-то общее? (У морковки длинная ботва, как распущенные волосы у девушки. Сидит морковка в земле, как красна девица в темнице.)

Понравилось ли вам такое картинное (образное) изображение морковки? Что можно сказать о лю­дях, сочинивших такую загадку? (Они наблюда­тельны, поэтичны, у них богатое воображение.)

Составление загадок о петрушке, свекле, тыкве.

Можно ли сравнить свеклу с алым (красным) са­пожком на черной земле? А тыкву с желтой кури­цей у забора? Объясните.

«Алый сапог в земле горит». (Сравнение с загадкой из учебника.)

«Желтая курица у тына дуется».

Объединение загадок по темам.

Какие из загадок можно объединить и включить в тему «Растение», а какие в тему «Небо и солнце»?

Отгадывание загадок и выделение признаков загаданно­го предмета.

Чтение пословиц и работа над их смыслом.

Подумайте, почему пословицу считают народной мудростью. (Учитель поясняет, что каждый народ стремится передать детям житейскую мудрость, научить их доброте, любви, взаимопомощи.)

Рассматривание репродукции картины А. Киселева, чтение пословиц из старинных книг.

Заключение.

Самостоятельное составление пословиц.


Урок «Песенки разных народов»

Цели и задачи:

учить сравнивать фольклорные песенки разных на­родов, видеть в них общее;

воспитывать интерес и уважение к произведениям устного народного творчества разных стран;

развивать речь: обогащать словарный запас словами, которые дают представление о старине, о русском быте;

активизировать формирование навыка выразитель­ного чтения.

Основная часть.

Чтение песенок русского народа. Отработ­ка выразительного чтения одной из песенок (по вы­бору). Учащиеся обосновывают свой выбор песенки.

Как вы думаете, для кого сочинялись такие песни? Обратите внимание, что их назвали не песни, а пе­сенки. Почему?

К кому обращаются дети и с каким призывом? Поче­му?

Можно ли сказать, что в песенках радуга-дуга, дождик, зима воспринимаются детьми как живые? Докажите.

Передайте при чтении интонацию призывности в общении с радугой, дождиком, жаворонками.

Какие слова песенки про радугу и дождик подска­зывают нам, где и когда пелись такие песенки?

Употребляются ли сейчас такие слова, как «вед­рышко», «пуще»? (Сравните: ведрышко (ведро) — летняя сухая погода, брызни пуще — брызни силь­ней.)

Чтение песенок народов России.

Что можно узнать о старинном народном быте из удмуртской народной песенки «Дождик»? (В ковшике овсяный квас, чашки-плошки, лепеш­ки, блины к празднику...) Есть ли что-то общее в них с песенками русского народа?

Выразительное чтение песенок народов разных стран (по выбору), заучивание песенок наизусть.

«Шутки-минутки». Чтение песенки-потешки.

«Читалочка-обучалочка». Знакомство со считалками.

Обычно дети произносят считалки как веселые сти­хи, смешные кричалки, потешки. Им нравится четкий ритм считалки, возможность громко говорить, внятно произнося каждое слово.

Поэтому считалки можно использовать для обучения детей чтению целыми словами, учить их, соблюдая опре­деленный ритм, четко отделять одно слово от другого и произносить считалки несколько раз подряд.

Самые распространенные считалки это считалки для «расчета играющих». Но есть и другой вид счита­лок — игровые, предназначенные и для расчета, и для игры. Обычно такие считалки заканчиваются вопросом («Подогрела чайка чайник»).

Считалки помогают распределить роли в игре не ав­торитарно, а по справедливости. Поэтому важно не только познакомить детей со считалкой как с фольклор­ным жанром, но и научить применять их в игре. В этом отношении считалка формирует у детей представление о справедливости и развивает положительные черты ха­рактера.

Заключение.

Обобщение по уроку:

С какими небольшими произведениями устного на­родного творчества вы познакомились? (Загадкой, пословицей, считалкой, песенкой.) Приведите при­меры.

Конкурс на лучшего исполнителя песенки.


Урок «Мы идем в библиотеку»

Цели и задачи:

продолжить знакомство с малыми фольклорными жанрами народов разных стран;

учить выбирать книги для самостоятельного чтения, ориентируясь на тематический указатель, название книги;

развивать умение вчитываться в содержание текста, используя приемы драматизации.

Ход урока

Введение.

Урок может быть проведен в библиотеке или в клас­се, где уместно сделать выставку книг-сборников на­родных загадок, пословиц, поговорок.

Основная часть.

Знакомство с самой знаменитой книжкой английско­го фольклора для детей «Рифмы Матушки Гусыни».

Чтение веселых песенок, считалок.

Народные английские песенки, дразнилки, считал­ки переводили на русский язык лучшие детские писатели. Например, считалку «Дождь» перевел С. Маршак.

Прочитайте считалку «Дождь».

Передайте при чтении интонацию обращения к дождику и прощания с ним.

«Наш театр». «Перчатки», английская народная пе­сенка. Справедливое распределение ролей с помощью считалки.

Заключение.

Объясните, есть ли что-то общее в фольклорных произведениях разных народов.

Какие шуточные фольклорные произведения по­нравились вам больше всего?


Урок «Маленькие и большие секреты стра­ны Литературии»

Цели и задачи:

обобщить первые представления о малых фольклор­ных жанрах (загадка, пословица, считалка, детская песенка);

закрепить умение сравнивать пословицы и объеди­нять их в тематические группы;

учить выделять загадки разного типа: загадки-вопро­сы, загадки-описания, в которых указываются при­знаки предмета;

обогатить речь словами с уменьшительно-ласкатель­ными формами имен нарицательных и собственных.

Ход урока

Введение.

Обращение к названию темы «Радуга-дуга».

Как вы думаете, почему у нашей темы такое назва­ние? (Вспомните первую народную русскую песен­ку, которую вы читали («Ах ты, радуга-дуга...».) По названию песенки и весь сборник потешек, пе­сенок, загадок был назван «Радуга-дуга». Так же мы назвали и тему, в которой собраны малые про­изведения устного народного творчества.

Какие шутливые фольклорные произведения, пе­сенки, загадки, с которыми вас знакомили родите­ли, дедушки и бабушки, вам больше всего запом­нились?

Основная часть.

«Маленькие и большие секреты страны Литературии».

Работа по вопросам учебника.

Дополнительные вопросы и задания к загадкам.

Какие секреты страны Литературии вы для себя от­крыли? Знаете ли вы, как устроена загадка? Каким образом в загадке прячется отгадка? Как ее найти?

Прочитайте загадки. Сравните их. Какие из них от­носятся к загадкам-вопросам, а какие — к загад­кам-описаниям?

Белые хоромы,           Кто над нами

Красные подковы.      Вверх ногами?

(Гусь.)                                     (Мухи.)

Зубовато,

Серовато,

По полю рыщет,

Телят, овец ищет.

(Волк.)

Маленький, усатенький,

Мохнатенький,

Со спинкой

полосатенькой. (Котенок.)

• На какие признаки котенка и гуся указывает загад­ка? Одинаковое ли отношение к персонажам выра­жено в загадке о волке и котенке? Какие слова пе­редают ласковое отношение к котенку? (Слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами: «ма­ленький» и т. д.) Передайте с помощью интонации это отношение.

Дополнительные вопросы к колыбельным песням. При чтении колыбельной песенки учитель может

обратить внимание на некоторые отличительные (жан­ровые) признаки колыбельных песенок: прямое (или кос­венное) обращение к ребенку, использование уменьши­тельно-ласкательных суффиксов («Анечка», «серенький волчок», «гуленьки»), глаголов в повелительной форме («спи», «засыпай»).

Спи, Аннушка моя,

Спи, голубушка моя...

Спи, спи, мое дитятко,

Спи, спи, мое сердечко!

Баюшки, баю,

Люлюшки, люлю!..

Баю, баюшки, баю,

Не ложися на краю.

Придет серенький волчок,

Он ухватит за бочок

И утащит во лесок...

Заключение.

Категория: ОБ ОСОБЕННОСТЯХ КУРСА «ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ» В 1 КЛАССЕ | Добавил: admin (06.04.2014)
Просмотров: 877 | Теги: начальная школа, учителю, литературное чтение в 1 классе, МО учителей начальных классов, уроки чтения, методические рекомендации литератур | Рейтинг: 5.0/1
ЛЮБОЗНАШКИ-ПОЧЕМУЧКИ
НАЧАЛО НАЧАЛ
КАК УСТРОЕН ЧЕЛОВЕК
КАК УСТРОЕН МИР
КАК ЖИВУТ ЖИВОТНЫЕ?
КАК ИЗГОТАВЛИВАЮТ ВЕЩИ
ПУТЕШЕСТВИЕ В МИР СПОРТА

УМНИКАМ И УМНИЦАМ
ГИМНАЗИСТЫ РАЗВИВАЮТСЯ
МАСТЕРСКАЯ ГИМНАЗИСТА
Форма входа

Поиск
ПОСЕТИТЕ ТАКЖЕ






Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz

  • Copyright MyCorp © 2018
    Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru