Вы вошли как Гость | Группа "Гости" | RSS  Воскресенье, 16.12.2018, 02:25
Г   И   М   Н   А   З   И   С   Т  Ы
Чему бы ты ни учился, ты учишься для себя.
Петроний
Главная | Регистрация | Вход

МЕНЮ
ПЛАНЫ-КОНСПЕКТЫ УРОКОВ
УРОКИ ОБУЧЕНИЯ ГРАМОТЕ
РУССКИЙ ЯЗЫК
ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ
МАТЕМАТИКА
ОКРУЖАЮЩИЙ МИР
ОБЖ
ПРИРОДОВЕДЕНИЕ
ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК
ИЗО
МУЗЫКА
СПОРТ И ЗДОРОВЬЕ
ТЕХНОЛОГИЯ
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПОРТФЕЛЬ
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ КОМПЛЕКТЫ
РУССКИЙ ЯЗЫК
ПОМОЩНИК УЧИТЕЛЯ
МАТЕМАТИКА
ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА
СЕЗОННЫЕ ПРАЗДНИКИ
ШКОЛЬНЫЕ ПРАЗДНИКИ
КОНКУРСЫ И СОСТЯЗАНИЯ
ЛОГОПЕДИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ
ПРОВЕРОЧКА
Категории раздела
ПОДГОТОВКА К ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ [24]
ОБ ОСОБЕННОСТЯХ КУРСА «ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ» В 1 КЛАССЕ [14]
АКТИВИЗАЦИЯ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ [8]
ИСТОРИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ [13]
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Главная » Статьи » МЕТОДСОВЕТ » ОБ ОСОБЕННОСТЯХ КУРСА «ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ» В 1 КЛАССЕ

РАБОТА СО СЛОВОМ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ

С помощью слова автор создает свое произведение, сво­их героев, поэтому словесный строй произведения, особен­ности речи героев всегда должны находиться в центре вни­мания учащихся.

Следует отметить, что первоклассники, которые учи­лись по «АБВГДейке», значительно лучше понимают роль слова в художественном тексте. Это связано в пер­вую очередь с тем, что в азбуке слово рассматривается не односторонне, как звукокомплекс, а как двусторонняя еди­ница речи, включающая и содержание (значение, смысл слова), и форму (звуковую структуру), что позволяет уча­щимся осознавать смысловую сторону речи и создает пред­посылки к более глубокому пониманию искусства слова.

Важную роль в художественном тексте играют много­значность слова, иносказательные обороты речи, например метафоры. Но иносказательность (использование слов в пе­реносном значении) свойственна не только отдельным сло­вам и оборотам, но и целым образам, которые складывают­ся из отдельных слов и словосочетаний, из словесных метафор («Вот север, тучи нагоняя, дохнул, завыл...»). Эти образы-олицетворения, с которыми ребенок сталкивался уже при чтении произведений устного народного творче­ства, являются не только формой, но и содержанием. Не говоря с детьми о художественных приемах, можно прак­тическим путем показать, как в поэтических литератур­ных произведениях используются образы-олицетворения, где они создаются с помощью обращений («Ветер, ветер, ты могуч... » — поэт оживляет природу, одухотворяет ее).

Но следует иметь в виду, что писатели достигают образ­ности не только с помощью переноса значений. Самыми простыми словами в их прямом значении художник может воспроизвести события, изобразить действия и пережива­ния героев.

В художественных текстах используется и лексико-морфологическая выразительность слов, с помощью которых выражается отношение к действующим лицам (лисонька, глупыши (о мальчиках), коровушка).

Если учитель будет придерживаться установки, что в художественном произведении важно не только то, что на­писано, но и то, как написано, с помощью каких средств, то дети обязательно будут обращать внимание на худо­жественную форму произведения, которая более важна в художественной речи, чем в обычном общении. В поэти­ческий текст нужно вслушиваться, улавливать музыкаль­ность фраз, ритмичность, мелодичность художественной речи.

Проведя ребенка по ступеням познания художественно­го произведения, помогая ему подняться на вершину ав­торского образного мира, мы не только создаем «зону бли­жайшего развития ребенка», но и значительно обогащаем его интеллектуально-познавательный и нравственно-эсте­тический опыт, позволяющий совершенствовать себя и обеспечивать процесс полноценного изучения литературы в среднем звене школы.

Реализуя системный подход к урокам литературного чтения, учитель не только обращает внимание на худо­жественно-эстетическую основу произведения, но и делает акцент на воспитательной, нравственно-мировоззренческой функции литературы (с этой целью в учебнике выделены соответствующие темы и нравственно-этические понятия).

О развитии навыка чтения

Работа с художественным произведением, которая зани­мает центральную часть урока, должна быть тесно связана с развитием коммуникативно-речевых умений, с различ­ными видами перечитывания текста: выборочным, повтор­ным, индивидуальным, групповым и хоровым чтением. Перечитывание текста является одновременно и важней­шим приемом «погружения» ребенка в смысловую ткань текста, и способом отработки техники чтения.

Однако формировать навык чтения можно более интен­сивно. Этому могут способствовать и целенаправленные упражнения, которые включены в пособие «Читалочка», и дополнительные — для обучения детей чтению в опреде­ленном темпе, для увеличения «поля чтения».

Известно, что восприятие текста при чтении происходит во время пауз, остановки глаз (фиксации). От количества слов, которое будет воспринято читателем во время останов­ки, и будет во многом зависеть скорость чтения. Темп чте­ния зависит также и от умения быстро понимать значения слов, словосочетаний и предложений. Учитывая эти особен­ности восприятия текста, учитель по желанию может подо­брать систему упражнений на быстрое восприятие слов.

Для целенаправленных упражнений в чтении без оши­бок целыми словами можно использовать такую группу слов из стихотворения С. Маршака «Новому читателю»:

учить     читать           учился    читали           научился      читатели

Обучение чтению — процесс двусторонний, включает в себя технику чтения и понимание прочитанного. Одна­ко это единство складывается постепенно, во время фор­мирования смыслового чтения, т. е. когда ребенок пе­реходит на чтение целыми словами. При послоговом чтении для осмысления прочитанного ребенку требуется неоднократное повторение читаемого. В этот период вся текстовая работа ведется только совместно с учителем, так как скорость чтения у овладевшего грамотой ребенка до­стигает 20—30 слов в минуту при послоговом чтении, что затрудняет глубокое понимание текста при самостоятель­ном чтении. Бытует ошибочное мнение, что ребенку, вла­деющему послоговым чтением, достаточно предоставить литературные тексты и навык у него будет формироваться сам. При таком подходе навык будет формироваться, но стихийно и долго, и чтение учащихся будет изобиловать большим количеством ошибок.

Задача учителя в этот период значительно шире — сформировать у детей смысловое, сознательное, а не «озву­чивающее» чтение. Важно обращать внимание ребенка на значение слов, так как понимание смысла слова является не только целью чтения, но и надежным средством са­мостоятельного контроля за правильностью чтения в этот период.

До тех пор пока учащиеся не овладеют синтезом слова видимого и слова звучащего с пониманием его значения, всякая работа с текстом будет требовать от учителя до­полнительных разъяснений и пространного комментария. В этот период не следует исключать проговаривания ребен­ком слов, которые обеспечивают ему лучшее понимание, так как звучащее слово тесно связано в его предшествую­щем опыте со значением. После того как ребенок научился читать целыми словами, обращается внимание на разви­тие темпового чтения, которое благоприятно сказы­вается на быстроте понимания прочитанного. При темпе 50—60 слов в минуту внимание ребенка начинает посте­пенно переключаться с техники чтения на содержание про­читанного, и большую часть текстовой работы ребенок мо­жет выполнять самостоятельно.

Когда техническая сторона чтения и понимание прочи­танного сольются в единый процесс, тогда к концу обуче­ния в начальной школе ребенок освоит темповое чтение, овладеет сознательным и выразительным чтением с ориен­тировочным темпом не менее 80—90 слов в минуту.

Целенаправленного внимания требует формирование у детей чтения про себя. Его следует вводить постепенно на небольших текстах или отрывках с обязательной про­веркой понимания. Требование взрослых об устранении речедвижений при чтении может нанести ущерб процес­су понимания, поэтому чтение про себя лучше начинать с «шепотного» чтения.

Для того чтобы навык развивался, его необходимо перио­дически проверять, не создавая для детей стрессовых ситуа­ций. Вначале надо приучить детей к текущему контролю, когда каждый по очереди читает предложение или абзац. Учитель, предварительно разметив текст, отмечает у себя время и количество слов, прочитанных учеником. Можно придать проверке форму игры, изобразив в виде пика победы те нормативные требования, которые есть в каждом классе (например, чтение словами, темп — 70—80 слов в минуту и т. д. — это вершина, которую должны достичь второкласс­ники). Дети сами, используя различные эмблемы, могут фиксировать тот момент, когда они пришли к своей цели.

Для того чтобы держать в поле внимания развитие на­выка чтения каждого ученика, следует использовать таб­лицу, в которой зафиксировано качество навыка чтения каждого ученика. Такая таблица может заполняться в на­чале и конце обучения.


ФИО

Способ

Правиль­

Бег-

Созна-

Вырази-

чтения

ность

лость

тельность

тельность

Иванова О.

Чтение

3—5

20 сл./

I уро­

(начало

по сло­

ошибок

мин

вень

 

обучения)

гам

(пропус­

 

(понима-

 

 

 

ки, за­

 

ние от­

 

 

 

мены,

 

дельных

 

 

 

исклю-

 

собы-

 

 

 

чения)

 

тий)

 

Иванова О.

Чтение

1—2

40 сл./

II уро-

Интона-

(конец

целыми

ошибки

мин

вень

ция кон-

обучения)

словами

(замены)

 

(понима-

ца пред-

 

 

 

 

ние сю-

ложения

 

 

 

 

жета)

 

 

Решая с детьми на уроках чтения разнообразные задачи, следует помнить, что содержание художественного произве­дения не переходит в голову читателя, как вода, перелива­ющаяся из одного кувшина в другой. Оно воспроизводится, воссоздается самим читателем — по ориентирам, данным в самом произведении, но с конечным результатом, опреде­ляемым умственной, душевной, духовной деятельностью читателя. Очевидно, что чтение художественной литерату­ры — процесс творческий. Таким он должен быть и для младшего школьника — начинающего читателя. Его инте­рес к книге можно поддерживать и уроками внеклассного чтения, и возрождением традиций семейного чтения (им отведены специальные страницы в учебнике).

Учебник «Литературное чтение» снабжен списком реко­мендованной литературы для детей, а также системой за­даний, вопросов и иллюстративным материалом, помогаю­щим детям ориентироваться в книге и работать с ней дома и в библиотеке.

Категория: ОБ ОСОБЕННОСТЯХ КУРСА «ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ» В 1 КЛАССЕ | Добавил: admin (06.04.2014)
Просмотров: 624 | Теги: начальная школа, учителю, литературное чтение в 1 классе, МО учителей начальных классов, уроки чтения, методические рекомендации литератур | Рейтинг: 5.0/1
ЛЮБОЗНАШКИ-ПОЧЕМУЧКИ
НАЧАЛО НАЧАЛ
КАК УСТРОЕН ЧЕЛОВЕК
КАК УСТРОЕН МИР
КАК ЖИВУТ ЖИВОТНЫЕ?
КАК ИЗГОТАВЛИВАЮТ ВЕЩИ
ПУТЕШЕСТВИЕ В МИР СПОРТА

УМНИКАМ И УМНИЦАМ
ГИМНАЗИСТЫ РАЗВИВАЮТСЯ
МАСТЕРСКАЯ ГИМНАЗИСТА
Форма входа

Поиск
ПОСЕТИТЕ ТАКЖЕ






Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz

  • Copyright MyCorp © 2018
    Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru