Вы вошли как Гость | Группа "Гости" | RSS  Вторник, 23.01.2018, 03:05
Г   И   М   Н   А   З   И   С   Т  Ы
Чему бы ты ни учился, ты учишься для себя.
Петроний
Главная | Регистрация | Вход

МЕНЮ
ПЛАНЫ-КОНСПЕКТЫ УРОКОВ
УРОКИ ОБУЧЕНИЯ ГРАМОТЕ
РУССКИЙ ЯЗЫК
ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ
МАТЕМАТИКА
ОКРУЖАЮЩИЙ МИР
ОБЖ
ПРИРОДОВЕДЕНИЕ
ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК
ИЗО
МУЗЫКА
СПОРТ И ЗДОРОВЬЕ
ТЕХНОЛОГИЯ
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПОРТФЕЛЬ
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ КОМПЛЕКТЫ
РУССКИЙ ЯЗЫК
ПОМОЩНИК УЧИТЕЛЯ
МАТЕМАТИКА
ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА
КЛАССНЫЕ ЧАСЫ
СЕЗОННЫЕ ПРАЗДНИКИ
ШКОЛЬНЫЕ ПРАЗДНИКИ
КОНКУРСЫ И СОСТЯЗАНИЯ
ЛОГОПЕДИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ
РОДИТЕЛЬСКИЕ СОБРАНИЯ
ПРОВЕРОЧКА
Категории раздела
ПОДГОТОВКА К ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ [24]
ОБ ОСОБЕННОСТЯХ КУРСА «ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ» В 1 КЛАССЕ [14]
АКТИВИЗАЦИЯ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ [8]
ИСТОРИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ [13]
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Главная » Статьи » МЕТОДСОВЕТ » ОБ ОСОБЕННОСТЯХ КУРСА «ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ» В 1 КЛАССЕ

ОБ ОСОБЕННОСТЯХ КУРСА «ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ» В 1 КЛАССЕ

Является ли предметом изучения в начальных клас­сах литература или литературное чтение?

Вопрос совсем не праздный, так как именно от него за­висят содержание и методы работы с литературным произ­ведением в начальных классах.

Как известно, курс литературы для средней школы наце­лен на изучение литературы как искусства слова, литера­турного процесса в целом, творчества писателей и усвоение теоретических понятий, недоступных восприятию младших школьников.

Главной же задачей начальной школы является форми­рование у детей полноценного навыка чтения, без которого будет затруднено обучение по всем другим предметам, уме­ния вчитываться в текст и извлекать из него необходимую информацию, интереса к книге и художественному произ­ведению как искусству слова.

Эта задача успешно решается в процессе общения с худо­жественной литературой, которая, как и всякое искусство, полифункциональна: она пробуждает эстетические чувства, ставит перед человеком нравственно-мировоззренческие во­просы и расширяет познавательные горизонты читателя (Г. И. Беленький). Очевидно, что все эти аспекты литератур­ного произведения должны найти место на уроках литера­турного чтения.

Поэтому для начальной школы оптимальным вариан­том является курс «Литературное чтение», который ставит следующие цели:

целенаправленное формирование коммуникативно-ре­чевых умений и навыка чтения как общеучебного умения;

приобщение ребенка к литературе как искусству сло­ва;

духовно-нравственное совершенствование личности, формирование позитивного мировосприятия и рас­ширение познавательных возможностей младших школьников.

Немаловажное значение в процессе активизации интел­лектуальной, нравственной и эмоционально-эстетической сферы учащихся будет иметь личность учителя, его непод­дельный интерес к литературе, его начитанность и культу­ра общения с ребенком.

Каждый учитель понимает, что в современных услови­ях ответственность за юного читателя, его эстетическое и духовно-нравственное развитие во много раз возрастает.

Несмотря на господство в нашем мире телевидения, ра­дио и компьютерных технологий, надо сделать все возмож­ное, чтобы ребенок не потерял интерес к чтению книг, ко­торые обогащают внутренний мир человека, дают знания о жизни и окружающем мире, развивают мышление и до­ставляют читателю художественное наслаждение.

И в этом отношении новый учебник «Литературное чте­ние» — союзник учителя и его единомышленник.

Основные задачи нового курса «Литературное чтение»:

развивать коммуникативно-речевые умения и навы­ки, обеспечивающие потребность в чтении литера­турных произведений, их свободное чтение и само­стоятельное извлечение смысловой информации из прочитанного текста;

формировать уважительное отношение младших школь­ников к книге как важнейшей культурно-историче­ской ценности;

обеспечить младшим школьникам понимание худо­жественных произведений;

научить практически различать художественные и научно-познавательные литературные произведения, по-другому отражающие мир;

развивать интерес к литературному творчеству.

Общие принципы, реализующие указанные цели:

принцип художественно-эстетический, позволяющий изучать произведение как искусство слова и фор­мировать эстетическое отношение к произведениям искусства и окружающему миру;

принцип системности, обеспечивающий изучение произведения во всей его полноте, во взаимосвязи художественно-эстетических, духовно-нравственных и познавательно-мировоззренческих ценностей лите­ратурного произведения, в единстве его художествен­ной формы и содержания;

принцип коммуникативности, реализующий диало­говую форму урока и построение системы разбора произведения как общение вдумчивого читателя с автором произведения и его героями;

принцип введения элементов драматургии для все­стороннего анализа произведения;

принцип дидактической целесообразности, позволяющий сочетать многоаспектный анализ текста с раз­витием интенсивного навыка чтения;

культурно-исторический принцип;

принцип взаимосвязи семьи и школы, возрождаю­щий русскую традицию семейного чтения.

Структура учебника 1 класса

Учебник «Литературное чтение» для 1 класса включает семь основных разделов, которые выстроены по жанрово­му, художественно-эстетическому и познавательному прин­ципам.

Часть 1

«Книги — мои друзья».

«Радуга-дуга» (произведения малых фольклорных жанров).

«Здравствуй, сказка!» (включает народные и автор­ские сказки, данные для сопоставления, сравнения).

Часть 2

«Люблю все живое».

«Хорошие соседи, счастливые друзья».

«Край родной, навек любимый».

«Сто фантазий».

Разделы имеют художественно-эстетическую, духовно- нравственную направленность, последний («Сто фантазий») нацелен главным образом на развитие воображения и твор­ческих литературных способностей учащихся.

Разделы включают в себя произведения современных пи­сателей, содержание которых близко жизненному опыту младших школьников и интересно им, а также произведе­ния народно-поэтического творчества и классиков отечест­венной литературы. В 1 классе знакомство с зарубежной ли­тературой ограничивается фольклорными произведениями.

Особенность работы с художественным произведением в новом учебнике «Литературное чтение»

Главная особенность работы с литературно-художест­венным произведением в учебнике «Литературное чтение» состоит в том, что чтение рассматривается как процесс об­щения с автором книги и его героями.

Автор (писатель) — человек, создающий собственный словесно-образный мир, который присутствует в литератур­но-художественном произведении (И. П. Карпов). Осущест­вляя в произведении авторский замысел, писатель делится с нами своими чувствами и мыслями. Он словно заражает ими читателя, побуждая его к размышлению, сопережива­нию и самосовершенствованию.

Поэтому с первых страниц учебника внимание учащих­ся привлекается к таким понятиям, как «читатель», «кни­га», «писатель». Общение с писателем-автором и героями книги носит, естественно, воображаемый, условный харак­тер. Однако этот прием позволяет оживить чтение, вести воображаемый диалог с героями, высказывать свое мне­ние, обсуждать художественно-эстетические и нравствен­ные проблемы.

Указанный подход позволяет совместить два вида дея­тельности: вживание в текст и развитие навыка чтения че­рез перечитывание текста без особого на то принуждения.

Очевидно, что работа с художественным произведением на уроках литературного чтения носит системный харак­тер, позволяющий охватить все произведение в целом, во всех его взаимосвязях, в единстве формы и содержания.

Большую опасность, на наш взгляд, представляет же­лание превратить уроки литературного чтения в классе в уроки литературоведения. Для самостоятельной работы детям предлагаются сложные литературоведческие матери­алы, требующие от учителя большой разъяснительной ра­боты, которая переходит в план устной речи и не оставляет времени для отработки навыка чтения. Вопросам духовно- нравственного развития ребенка отводится второстепенная роль.

Преподаватели, сосредоточив главное внимание на изу­чении элементов художественной формы, забывают об их взаимосвязи с содержанием произведения, его темой, идей­но-художественным смыслом.

Юного читателя, как справедливо отмечал в свое время еще К. Д. Ушинский, «прежде всего увлекает сама мысль, содержание, явление, факт, а не форма выражения мысли. Нельзя придумать более неприличного для дитяти, более старческого занятия, как забота об отделке форм. Это рос­кошь, желание, которое приходит уже тогда, когда содер­жания в уме много, когда новое перестает нас сильно зани­мать, а для ребенка весь мир еще нов и занимателен».

Увлекаясь односторонним анализом текста, нельзя упу­скать из виду главное — научить детей читать, проникать в смысл прочитанного, формировать интерес к отечествен­ной классике, которая является не только «великой шко­лой искусства, но и великой школой мысли».

Необходимо приучить ребенка вчитываться, вглядыва­ться в художественное слово, чтобы оно раскрыло ему свои тайны. Вдумчивый читатель открывает для себя в художе­ственном произведении неизмеримо больше, чем неопыт­ный, неосведомленный читатель.

При анализе и работе с текстом необходимо исходить из природы литературного произведения, т. е., как отмечала М. А. Рыбникова, идти «путями литературными», выде­лять не нравоучительные выводы из произведения, а худо­жественный образ, питающий активное воображение читателя и открывающий ему тот путь, которым автор пришел к своим выводам. Конечно, можно дать детям информацию о жадности, дружбе, добре и других человеческих качест­вах, но эта информация не затронет ни ум, ни сердце ре­бенка так, как это сделает сказка или другое поэтическое произведение, в которых переданы те же мысли, но уже согретые теплом «живых картин и образов». Образная фор­ма искусства, затрагивая эмоциональную сферу, произво­дит более глубокие изменения в психике ребенка, делает его сердце добрым, отзывчивым и позволяет более глубоко вникнуть в смысл прочитанного.

Художественное произведение, действуя на воображение ребенка, вызывает в нем сопереживание и эмоции, которые необходимо стимулировать, чтобы достичь нужного воспи­тательного эффекта. Анализ идет во вторую очередь, в пер­вую очередь идет момент переживательный (М. А. Рыбни­кова). Это, конечно, не означает и не отрицает, что большое значение имеет интеллектуальная деятельность учащихся. Увлечение анализом, преждевременное насыщение уроков литературоведческими терминами — все будет напрасно и бессмысленно, если у учащихся не воспитывается готов­ность и способность к сопереживанию прочитанного. «Без переживания нет искусства», — говорил К. С. Станислав­ский. Самым существенным фактором восприятия произве­дения служит фактор эмоциональности, способности чело­века к переживаниям.

Как отмечала О. И. Никифорова, способность непосред­ственного образного и эмоционального восприятия худо­жественных произведений не является прирожденной. Необходимо учить детей этому анализу и операциям вооб­ражения, способствующим непосредственному и полноцен­ному воссозданию образов литературных произведений.

Способность читателя к переживаниям представляет со­бой большую ценность в процессе восприятия. Вот почему чтение должно быть подготовленным.

Вслед за психологами мы выделяем такие основные эта­пы восприятия художественных произведений, как:

подготовка к восприятию (демонстрация репродукций картин, диафильмы и кинофильмы, но главное — слово учителя, создающее эффект ожидания);

первичное эмоциональное восприятие (целостное вос­приятие произведения, обеспечивающее общее впе­чатление, сопереживание. Усилить его можно таким приемом: остановить чтение на кульминационных, проблемных моментах рассказа и предложить детям подумать, как будет разрешаться та или иная ситуа­ция). Важно, чтобы после восприятия текста дети по­делились своими впечатлениями;

> осмысление прочитанного, его эмоциональная оценка, выражение своего отношения, а не критика прочи­танного, организация диалогов: читатель — писа­тель, писатель — читатель.

Настоящее переживание и глубокое понимание художе­ственного произведения, как отмечал С. И. Поварнин, воз­можно только при перечитывании. Перечитывание тек­ста — это прием, тот узел, в котором сплетается работа по углубленному пониманию текста и развитию навыка чте­ния. Отвечая на тот или иной вопрос, высказывая свою точ­ку зрения, ученик ищет подкрепление своим мыслям, суж­дениям и чувствам в тексте, обращаясь к нему вновь и вновь. Ему предстоит проделать немалую духовную работу, прежде чем произойдет полноценное восприятие произведе­ния. Нужно пройти по «всем слоям художественной струк­туры», через фабулу, сюжет (эти понятия используются в традиционном понимании: сюжет, ход событий, фа­була — композиция сюжета, т. е. та последовательность событий, которая дана в произведении), понять образный строй произведения и подняться к вершине его идейно-ху­дожественного смысла.

Такие литературоведческие понятия, как «образ», «идея», «язык», «лирический герой», «композиция», «жанр», в на­чальной школе не изучаются, а вместо них используют­ся термины «персонаж», «действующее лицо», «главная мысль» и др., так как литературное образование носит практический характер, позволяющий ребенку накопить первоначальный читательский и эмоционально-познава­тельный опыт. Однако все закономерности восприятия и постижения художественного произведения необходимо учитывать на уроках литературного чтения. Для анализа произведения следует выбирать те аспекты, те проблемы, которые требуют обсуждения.

Чтобы в процессе анализа текста вести ребенка «худо­жественными тропами», необходимо учитывать все уровни погружения читателя в текст. Мы, основываясь на иссле­дованиях психологов, литературоведов (А. М. Левидова, О. И. Никифоровой, М. М. Бахтина), выделяем следующие ступени осмысления художественного произведения:

событийную;

смысловую — «уровень героя» и «уровень автора».

Так, при самостоятельном чтении, например, рассказа Э. Шима «Брат и младшая сестра» первоклассник часто выделяет только содержание рассказа, как брат и сест­ра ходили в лес за земляникой. Что постигает ребенок в художественном произведении при самостоятельном чте­нии, можно выявить с помощью вопроса: «О чем этот рас­сказ?»

Очевидно, что восприятие детей находится в пределах предметного содержания, в плену сюжета и при пересказе они могут воспроизвести только ход событий, рассказать, что делает герой, какие поступки совершает.

Эта событийная ступень «погружения» в текст очень важна для ребенка, которому надо хорошо разобраться в сюжете, понаблюдать, в какой последовательности дают­ся события в рассказе.

Однако этим не может ограничиваться работа с произве­дением. Только неподготовленный читатель принимает знание сюжета за конечный этап познания художественно­го произведения. Как правило, дети 1 и 2 классов без помо­щи учителя не могут осмыслить ни характеры, ни мотивы поступков, ни внутреннее состояние человека. Это задача следующей ступени осмысления текста, где читатель инте­ресуется не только внешним ходом событий, но и его внут­ренним состоянием, мотивами поступков, переживаниями героя, взаимоотношениями действующих лиц, сравнивает это с аналогичными жизненными ситуациями или своим собственным опытом.

Смысловая ступень «уровень героя» позволяет объединить, синтезировать все, что дети заметили и вы­читали при «диалоге» с героями в процессе выборочного чтения.

На этапе смыслового чтения глубина «погружения» в художественный текст увеличивается, возрастает интерес к чтению. Учащиеся часто отождествляют себя с персона­жами, относятся к ним как к действительно существую­щим. Этот наивный реализм постепенно преодолевается детьми, когда они осознают условность литературных об­разов.

Ступень познания искусства (отождествление себя с ге­роями), включающая ребенка в процесс сопереживания, ему необходима, но «погружение» в художественный текст на этом не заканчивается. Сопереживая герою, юный чита­тель начинает воспринимать его не в статике, а в движе­нии — в движении не только поступков, но и мыслей, чувств, настроения.

Чтобы правильно вести ребенка по сложным тропам ху­дожественного произведения, учитель должен различать два аспекта: что в рассказе изображается и что познается, на что автор обращает внимание читателя, ради чего он со­здает свое произведение.

В указанном выше рассказе Э. Шима изображается ситуация, как дети ходили в лес за ягодами, а познает­ся более интересное и важное — взаимоотношения детей в семье, забота, любовь, внимание брата к своей младшей сестре. На эту мысль в процессе работы с текстом помогут натолкнуть детей вопросы типа: «Что же хотел сказать нам автор?», «На что он обращает наше внимание?» По­добные вопросы направляют мысль учащегося на более глубокое понимание художественного текста, а рассмотре­ние его с точки зрения автора дает целостный взгляд на художественное произведение.

Если вопросы к тексту произведения не связаны между собой единой целью, то нет и понимания смысла произведе­ния, его основной мысли, затрудняется воспитание читатель­ской культуры учащихся. После такого разбора художест­венное произведение в глазах ребенка становится похожим на набор сверкающих осколков от разбитой красивой вазы, в то время как «мир художественного видения есть мир орга­низованный, упорядоченный и завершенный» (М. М. Бах­тин).

Таким образом, обеспечение целостного видения произ­ведения и организация деятельности учащихся по переходу читателя от первой событийно-сюжетной ступени «погру­жения» в художественный текст к смысловой будет свиде­тельствовать об определенном скачке в развитии читателя (А. М. Левидов).

Глубокому пониманию особенностей художественных произведений, помещенных на страницах учебника «Лите­ратурное чтение», помогает прием сопоставления худо­жественных и научно-познавательных текстов.

Благодаря их сравнению через систему несложных во­просов учащиеся обнаруживают, что в них окружающий мир и человек изображаются по-разному. В научно-позна­вательном тексте информация просто сообщается, объяс­няется ее смысл. В художественном произведении автор выражает свои мысли и чувства через слово, являющееся средством создания художественного образа, поэтому лите­ратуру характеризуют как словесное искусство.

Категория: ОБ ОСОБЕННОСТЯХ КУРСА «ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ» В 1 КЛАССЕ | Добавил: admin (06.04.2014)
Просмотров: 302 | Теги: учителю, начальная школа, литературное чтение в 1 классе, методические рекомендации литератур, МО учителей начальных классов, уроки чтения | Рейтинг: 5.0/1
ЛЮБОЗНАШКИ-ПОЧЕМУЧКИ
НАЧАЛО НАЧАЛ
КАК УСТРОЕН ЧЕЛОВЕК
КАК УСТРОЕН МИР
КАК ЖИВУТ ЖИВОТНЫЕ?
КАК ИЗГОТАВДИВАЮТ ВЕЩИ
ПУТЕШЕСТВИЕ В МИР СПОРТА

УМНИКАМ И УМНИЦАМ
ГИМНАЗИСТЫ РАЗВИВАЮТСЯ
МАСТЕРСКАЯ ГИМНАЗИСТА
Форма входа

Поиск
ПОСЕТИТЕ ТАКЖЕ








Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Copyright MyCorp © 2018
    Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru