Вы вошли как Гость | Группа "Гости" | RSS  Вторник, 17.07.2018, 22:25
Г   И   М   Н   А   З   И   С   Т  Ы
Чему бы ты ни учился, ты учишься для себя.
Петроний
Главная | Регистрация | Вход

МЕНЮ
ПЛАНЫ-КОНСПЕКТЫ УРОКОВ
УРОКИ ОБУЧЕНИЯ ГРАМОТЕ
РУССКИЙ ЯЗЫК
ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ
МАТЕМАТИКА
ОКРУЖАЮЩИЙ МИР
ОБЖ
ПРИРОДОВЕДЕНИЕ
ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК
ИЗО
МУЗЫКА
СПОРТ И ЗДОРОВЬЕ
ТЕХНОЛОГИЯ
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПОРТФЕЛЬ
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ КОМПЛЕКТЫ
РУССКИЙ ЯЗЫК
ПОМОЩНИК УЧИТЕЛЯ
МАТЕМАТИКА
ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА
КЛАССНЫЕ ЧАСЫ
СЕЗОННЫЕ ПРАЗДНИКИ
ШКОЛЬНЫЕ ПРАЗДНИКИ
КОНКУРСЫ И СОСТЯЗАНИЯ
ЛОГОПЕДИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ
РОДИТЕЛЬСКИЕ СОБРАНИЯ
ПРОВЕРОЧКА
Категории раздела
ПОДГОТОВКА К ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ [24]
ОБ ОСОБЕННОСТЯХ КУРСА «ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ» В 1 КЛАССЕ [14]
АКТИВИЗАЦИЯ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ [8]
ИСТОРИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ [13]
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Главная » Статьи » МЕТОДСОВЕТ » ОБ ОСОБЕННОСТЯХ КУРСА «ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ» В 1 КЛАССЕ

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РАБОТЕ С ПОВЕСТВОВАТЕЛЬНЫМ ТЕКСТОМ

Работа с повествовательным текстом начинается в на­чальной школе с 1 класса, еще в период обучения грамоте. К повествовательным текстам можно отнести и рассказ, и сказку, и басню, и другие произведения. В основе повест­вовательных текстов лежит сюжет. Эти тексты вызывают у учеников большой интерес. Их внимание привлекают дей­ствия героев, изменения, происходящие в их жизни, собы­тия, влияющие на становление характера.

В процессе анализа рассказа используются такие прие­мы, как словесное и графическое рисование, составление плана, составление рассказа о герое и т. д. Этапы урока чтения соответствуют этапам восприятия художественного произведения.

Рассказы, изучаемые в 1 классе, в большинстве случаев не требуют специальной подготовки учащихся перед вос­приятием текста. Очень важно при этом организовать этап первичного восприятия. Так как уровень чтения учащихся 1 класса невысок, то будет лучше, если рассказ прочитает учитель. Однако полноценная работа с текстом невозмож­на, если дети не перечитают текст целиком. После первого прочтения почти все дети уверены, что они все поняли в этом тексте и перечитывать его еще раз нет необходимо­сти. Поэтому на каждом уроке предлагается решить некую учебную задачу, ответить на вопросы, цель которых — вы­звать потребность в анализе текста.

Анализируя текст рассказа, мы опираемся прежде всего на развитие действия. Анализ событий, представленных в рас­сказе, близок детям, не вызывает у них затруднений, тем более что большинство произведений в начальной школе неве­лики по объему и просты по композиции. Опираясь на собы­тие, мы даем характеристику героя произведения. Перечис­лим некоторые приемы работы над характеристикой героя:

учитель называет качества персонажей и просит уча­щихся привести примеры;

детям предлагается самостоятельно назвать качества характера героя;

сопоставляются герои одного произведения и разных произведений.

Понимание главной мысли произведения — это цель анализа. В начальной школе дети только учатся этому. Ав­торское отношение к героям и событиям важно раскрывать постепенно. В этом помогают следующие вопросы: «Как в описании внешности героя выразилось отношение автора к нему? Почему автор рассказал об этих событиях?»


Приведем пример урока по рассказу В. Осеевой «Хоро­шее».

Тема: «Рассказ В. Осеевой «Хорошее»

Цели:

формировать умения выделять главную мысль про­изведения;

давать правильную характеристику героя на основе его намерений и поступков.

Задачи:

знакомство с произведением В. Осеевой «Хорошее»;

формирование умения составлять характеристику ге­роя;

развитие навыков правильного и осознанного чтения;

воспитание нравственных качеств личности ребенка: честности и чувства ответственности за свои поступ­ки, доброго отношения к людям.

План урока.

Организационный момент.

Первичное восприятие. Чтение рассказа учителем.

Ориентировочная беседа.

Вторичное восприятие. Самостоятельное чтение и бе­седа по рассказу.

Аналитическая беседа.

Обобщение по теме урока.

Выполнение творческого задания.

Подведение итогов урока.

Составные элементы анализа.

Тематика, проблематика, характеристика образа глав­ного героя, язык произведения. Организация урока.

Слово учителя, выразительное чтение, аналитическая беседа, характеристика образа героя.

Оборудование урока.

Учебник с текстом В. Осеевой «Хорошее», иллюстрации к рассказу, выставка книг В. Осеевой. Ход урока. Введение.

Знакомство с книгой В. Осеевой.

• Мы с вами прочитали несколько рассказов детской писательницы Валентины Александровны Осеевой.

Перечислите их. Какие из этих рассказов можно прочитать в этой книге? Как мы их можем найти? (По содержанию.) Какие рассказы мы еще не про­читали? Откройте учебник. С каким рассказом нам предстоит сегодня знакомство? Мы прочитаем се­годня рассказ с очень приятным названием «Хоро­шее». О чем может говориться в этом рассказе? Что означает слово «хорошо»? («Хорошо» — это как?) В каких случаях мы употребляем слово «хорошо»?

Основная часть.

Первичное восприятие. Чтение рассказа учителем.

Оправдались ли ваши ожидания? Какой это рас­сказ — веселый или грустный? Как же так полу­чилось, что мальчик, который искренне хотел доставить всем радость, так и не смог ее никому доставить?

Вторичное восприятие. Самостоятельное чтение и бе­седа по рассказу.

Исследовательская работа по тексту проводится в па­рах или группах. После прочтения дети самостоятельно должны отметить в тексте, о чем мечтал Юра.

Хорошие ли были у него мечты? Хотел ли он что-то сделать для себя? Можно ли назвать его воображае­мые поступки героическими? Что такое «героиче­ский»? Кто такой герой?

Представьте себе на секундочку, что все Юрины мечты сбываются: сестренка тонет, а он ее спасает. Что сестренка испытывает в этот момент? А что ис­пытывает няня, Трезорка? О ком думает Юра на самом деле? (Он думает о себе. Юра мечтает, чтобы его похвалили, хочет прославиться.)

В каком случае можно сделать что-то хорошее? (Сделать что-то хорошее можно тогда, когда дума­ешь не о себе, а о других людях.)

Почему Юра не заметил простых дел? Какой же был Юра? Выберите те качества, которые соответ­ствуют характеру Юры.

Смелый.

Заботливый.

Умный.

Думающий о себе.

Добрый.

Грубый.

Обобщение по теме урока.

Как автор относится к своему герою? Найдите под­тверждение своих мыслей в тексте.

В. Осеева написала этот рассказ очень давно. Когда рассказ был напечатан первый раз, то он заканчи­вался так: «Что бы мне такое хорошее сделать?» — спрашивает Юра. А мама и отвечает: «Погуляй с сестренкой, помоги няне, напои собаку».

Почему в следующем издании Осеева изменила ко­нец этого рассказа?

Выполнение творческого задания.

Сейчас нам предстоит прочитать этот рассказ по ро­лям. Для этого разделимся на группы: одни будут режиссерами (в их работу входит давать советы, как прочитать ту или иную фразу), другие — акте­рами, которые будут играть роли.

Предварительная проверка.

Сколько героев в этом рассказе?

Есть ли слова у Трезора? (Да, то что он думает, как будто хочет сказать.)

Как можно читать мысли Юры? (Мечтательно.)

А слова, обращенные к сестре, няне и собаке? (Гру­бо, резко.)

Чтение рассказа по ролям. Заключение.

Итог урока.

Над чем заставил вас задуматься рассказ?

Какие пословицы подходят к этому рассказу?

Категория: ОБ ОСОБЕННОСТЯХ КУРСА «ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ» В 1 КЛАССЕ | Добавил: admin (06.04.2014)
Просмотров: 800 | Теги: начальная школа, учителю, литературное чтение в 1 классе, МО учителей начальных классов, уроки чтения, методические рекомендации литератур | Рейтинг: 5.0/1
ЛЮБОЗНАШКИ-ПОЧЕМУЧКИ
НАЧАЛО НАЧАЛ
КАК УСТРОЕН ЧЕЛОВЕК
КАК УСТРОЕН МИР
КАК ЖИВУТ ЖИВОТНЫЕ?
КАК ИЗГОТАВДИВАЮТ ВЕЩИ
ПУТЕШЕСТВИЕ В МИР СПОРТА

УМНИКАМ И УМНИЦАМ
ГИМНАЗИСТЫ РАЗВИВАЮТСЯ
МАСТЕРСКАЯ ГИМНАЗИСТА
Форма входа

Поиск
ПОСЕТИТЕ ТАКЖЕ








Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz

  • Copyright MyCorp © 2018
    Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru