Вы вошли как Гость | Группа "Гости" | RSS  Пятница, 27.04.2018, 03:45
Г   И   М   Н   А   З   И   С   Т  Ы
Чему бы ты ни учился, ты учишься для себя.
Петроний
Главная | Регистрация | Вход

МЕНЮ
ПЛАНЫ-КОНСПЕКТЫ УРОКОВ
УРОКИ ОБУЧЕНИЯ ГРАМОТЕ
РУССКИЙ ЯЗЫК
ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ
МАТЕМАТИКА
ОКРУЖАЮЩИЙ МИР
ОБЖ
ПРИРОДОВЕДЕНИЕ
ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК
ИЗО
МУЗЫКА
СПОРТ И ЗДОРОВЬЕ
ТЕХНОЛОГИЯ
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПОРТФЕЛЬ
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ КОМПЛЕКТЫ
РУССКИЙ ЯЗЫК
ПОМОЩНИК УЧИТЕЛЯ
МАТЕМАТИКА
ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА
КЛАССНЫЕ ЧАСЫ
СЕЗОННЫЕ ПРАЗДНИКИ
ШКОЛЬНЫЕ ПРАЗДНИКИ
КОНКУРСЫ И СОСТЯЗАНИЯ
ЛОГОПЕДИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ
РОДИТЕЛЬСКИЕ СОБРАНИЯ
ПРОВЕРОЧКА
Категории раздела
ПОДГОТОВКА К ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ [24]
ОБ ОСОБЕННОСТЯХ КУРСА «ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ» В 1 КЛАССЕ [14]
АКТИВИЗАЦИЯ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ [8]
ИСТОРИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ [13]
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Главная » Статьи » МЕТОДСОВЕТ » ОБ ОСОБЕННОСТЯХ КУРСА «ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ» В 1 КЛАССЕ

«ЛЮБЛЮ ВСЕ ЖИВОЕ»
Этот раздел включает произведения отечественных писателей, составляющие золотой фонд детской литера­туры, малые жанры фольклора, расширяющие представ­ления учащихся о взаимоотношениях человека с живот­ным миром, формирующие ответственное и бережное отношение к живой природе.

Понятия:

Общение, диалог героев.

Звукоподражательные слова.

Практическое сравнение стихотворных и прозаи­ческих текстов.


Урок «Никого не обижай»

Цели и задачи:

формировать умение работать с книгой;

учить детей выразительно читать тексты;

формировать умение находить слова, характеризую­щие героя;

расширять представления о взаимоотношениях чело­века и природы;

формировать нравственные ценности учащихся.

Ход урока

Введение.

Знакомство с разделом «Люблю все живое».

Прочитайте название раздела. Как вы понимаете выражение «Люблю все живое»? Что подразумева­ется под словом «живое»? Тождественно ли это вы­ражение фразе «Люблю растения и животных»?

С какими понятиями нам предстоит знакомство в этом разделе? С какими из них вы уже знакомы?

Основная часть.

Чтение диалога Ани и Вани.

Что вы узнали из реплики Ани? Как вы понимае­те слова учительницы, что «природу может спасти только наша любовь»? Относится ли природа к жи­вому? Как ее может спасти любовь?

Что вы узнали из реплики Вани? Можно ли ска­зать, что собака, лесные жители, деревья, цветы — это и есть все живое, природа?

Чтение вывода.

Что такое Красная книга? Почему животные, рас­тения погибают от равнодушного отношения к ним людей?

Какие произведения мы будем читать в этом разде­ле? О чем говорят их названия? Кто авторы этих произведений? О чем они пишут?

Чтение учителем стихотворения В. Лунина «Никого не обижай».

Понравилось ли стихотворение? Какие строчки все время повторяются в этом стихотворении? По­чему?

Самостоятельное перечитывание стихотворения уча­щимися.

Кого просит не обижать автор? Каким словом он объединяет их всех? Почему их нельзя обижать? Как построено стихотворение? Почему оно построе­но именно так? Почему это стихотворение включе­но в этот раздел? Можно ли это стихотворение на­звать так же, как и раздел «Люблю все живое»? Почему?

Выразительное чтение стихотворения.

Можно ли сказать, что стихотворение звучит как просьба, призыв, заклинание? Подтвердите текстом.

Чтение стихотворения Е. Благининой «Котенок».

Понравилось ли стихотворение? Прочитайте стро­ки, которые вызвали у вас сочувствие, радость.

Перечитывание стихотворения учащимися.

Найдите и прочитайте строчки, которые показыва­ют, каким девочка впервые увидела котенка. Есть ли в этих строчках описание, как он выглядит? Почему? Почему два раза автор повторяет слово «мяукал»? Какие версии выдвигает автор о том, почему мяукал котёнок? Что, по вашему мнению, выражало его мяуканье? О чем он хотел сказать? Воспроизведите его речь: «Мяу! Мне так плохо...»

Найдите и прочитайте строчки, которые показыва­ют, каким котенок стал потом. Почему? Только ли потому, что девочка накормила его досыта? Поче­му после слова «досыта» стоит многоточие? Как можно было бы продолжить дальше? Можно ли сказать, что любовь помогла котенку обрести такой вид?

Составьте рассказ о котенке по группам.

Знакомство с произведением И. Токмаковой «Лягуш­ки». Чтение произведения И. Токмаковой.

Можно ли, не прочитав названия, догадаться, что в этом произведении речь идет о лягушках? По­чему?

Перечитайте стихотворение и подчеркните слова, которые явно передают кваканье лягушек. Как их надо прочитать? Какой знак стоит в конце реплик лягушек? Почему?

Работа в паре. Разыграйте этот диалог со своим то­варищем.

Заключение.

Обобщение по теме урока.

Почему эти произведения можно включить в раз­дел «Люблю все живое»?

Урок «Разговоры, разговоры, разговоры...»

Цели и задачи:

познакомить учащихся с приемом звукописи как

средством создания образа;

учить находить слова, которые используют поэты

для передачи звуков природы;

развивать умение работать в паре;

учить детей выразительно читать стихотворение.

Ход урока

Введение.

Знакомство с темой урока.

Какие произведения нам предстоит сегодня прочи­тать на уроке? Что объединяет названия этих про­изведений? Умеют ли они разговаривать?

Прочитайте задачу урока. Можете ли вы ответить на этот авторский вопрос? Сформулируйте самосто­ятельно тему сегодняшнего урока.

Основная часть.

Знакомство с произведением И. Токмаковой «Разго­вор синицы и дятла».

Прочитайте название произведения И. Токмаковой. О чем могут разговаривать между собой синица и дятел? Какие звуки может издавать синица? А дя­тел?

Чтение произведения учащимися.

Понравилось ли произведение? Услышали синицу? Подчеркните слова, которые передают пение сини­цы. Прочитайте слова синицы так, чтобы мы услы­шали, что поёт именно синица. Услышали дятла? Подчеркните слова, которые передают стук дятла. Прочитайте слова дятла так, чтобы мы услышали, что стучит именно дятел.

Выразительное чтение произведения.

Знакомство с произведением В. Бианки «Разговор птиц в конце лета».

Прочитайте название произведения В. Бианки. Как будут разговаривать птицы? Сможем ли мы услышать птиц с помощью слова? О чем они будут разговаривать в конце лета?

Чтение произведения учащимися.

Понравилось ли произведение? Услышали птиц? Перечитайте произведение. Определите участников диалога. Подчеркните слова, которые передают их разговор.

Работа в группе. Подготовка к чтению по ролям.

Сколько участников понадобится для чтения по ро­лям? Распределите роли. Самостоятельно подгото­вьтесь к исполнению своей роли.

Все ли получилось? Услышали вы птиц?

Заключение.

Обобщение по теме урока.

Можно ли словами передать звуки природы? Как это делают авторы? Как можно назвать выставку книг, на которой будут представлены все эти про­изведения?

«Читалочка-обучалочка». Развитие навыка чтения.


Урок  «Мы в ответе за тех, кого приручили»

Цели и задачи:

учить детей выразительно читать тексты;

формировать умение находить слова, характеризую­щие героя;

расширять представления о взаимоотношениях чело­века и природы;

формировать ответственное отношение к живой при­роде;

формировать нравственные ценности учащихся.

Ход урока

Введение.

Знакомство с темой урока.

Прочитайте слова, написанные на доске.

Мы в ответе за тех, кого приручили.

А. Сент-Экзюпери.

Как вы понимаете эти слова? Как вы думаете, ка­кое отношение эти слова имеют к изучаемым се­годня на уроке произведениям?

Основная часть.

Знакомство с произведением И. Пивоваровой «Всех угостила». Самостоятельное чтение стихотворения

И. Пивоваровой.

Понравилось ли стихотворение? Какое настроение было у вас во время чтения этого стихотворения? Знакомы ли вам чувства, которые испытывала сама девочка?

Повторное чтение стихотворения.

Прочитайте строки, в которых сказано о том, кого угощала девочка. Благодарны ли они ей были? Подчеркните слова, которые показывают, что все были довольны. С какой интонацией надо читать эти слова?

Перечитайте заключительные строчки. Какой вам представляется девочка? Выберите слова, которые ее характеризуют.

Работа в паре.

Девочка

Добрая.

Благодарная.

Заботливая.

Нетерпеливая.

Льстивая.

Самоуверенная.

Любящая животных.

Созвучны ли этому стихотворению И. Пивоваровой слова А. Сент-Экзюпери «Мы в ответе за тех, кого приручили»?

Знакомство со стихотворением С. Михалкова «Зяблик».

Прочитайте название стихотворения. Кто такой зяб­лик?

Самостоятельное чтение стихотворения учащимися.

Какое важное открытие сделал для себя мальчик, взявший домой птичку?

Понравился ли вам мальчик? Почему?

Прочитайте, каким был мальчик в начале и в кон­це стихотворения?

Работа в паре.

Выберите слова, которые характеризуют мальчика в начале и конце стихотворения.

Мальчик Терпеливый.

Испытывает чувство стыда.

Очень хотел иметь птичку.

Заботливый.

Гордый за птичку.

Совестливый.

Ответственный.

Созвучны ли этому стихотворению слова А. Сент-Экзюпери «Мы в ответе за тех, кого приручили»?

Заключение.

Обобщение по теме урока.

Что общего у этих двух произведений и чем они от­личаются?


Урок «Общение с миром природы»

Цели и задачи:

расширять представления о взаимоотношениях чело­века и природы;

формировать ответственное отношение к живой при­роде;

формировать умение находить слова, характеризую­щие героя;

развивать умение работать в группе;

развивать умение отбирать материал в соответствии с темой;

стимулировать развитие творчества;

развивать умение представлять свой творческий про­дукт.

Ход урока

Введение.

Составление плана действий на уроке.

Беседа о том, каково назначение человека по отноше­нию к меньшим братьям и окружающей природе.

Основная часть.

Чтение рассказа Н. Сладкова «Без слов».

Выполнение заданий после текста.

«Шутки-минутки».

Знакомство с темой фотогазеты «Жизнь леса».

О чем может рассказать газета с таким названием?

Работа по иллюстрации.

Работа в группах: создание фотогазеты.

Отбор материала (фотографии, рисунки, иллюстрации). Создание подписей к иллюстрациям газеты. Отбор матери­ала из учебника по литературному чтению (тексты). Заключение.

Представление газеты по группам.


Урок «Обходиться добром со всяким»

Цели и задачи:

формировать умение работать с книгой;

формировать умение определять тему выставки и классифицировать книги по подтемам;

познакомить с произведениями русских и советских писателей о природе и животных;

познакомить с произведениями великого русского писателя Л. Толстого;

развивать умение слышать и слушать художествен­ное произведение и на основе слушания проводить анализ художественного произведения;

формировать умение самостоятельно читать книги.

Ход урока

Введение.

«Мы идем в библиотеку». Знакомство с выставкой книг на с. 20—21.

Прочитайте названия книг. Какую дополнитель­ную информацию с обложки книги мы можем по­лучить?

Чем сходны эти книги и чем различаются? Дайте название выставке книг.

Можно ли на эту выставку книг поместить книги Н. Сладкова «Без слов», В. Бианки «Разговор птиц в конце лета», С. Михалкова «Зяблик»? Почему? Докажите.

Рассматривание раздела «Советуем прочитать».

Можно ли на выставку поместить книги этого раз­дела? Почему? Докажите.

Основная часть.

Знакомство с темой урока. Мои любимые писатели. Л. Толстой. Рассматривание портрета.

Почему имя Л. Толстого можно отнести к данной теме?

Какие произведения Л. Толстого вам знакомы?

Вступительное слово учителя о Л. Толстом.

Лев Николаевич Толстой создал множество произ­ведений, которые знают во всем мире. Он писал и для крестьянских детей, которых обучал у себя в поместье. Школа для крестьянских детей в Ясной Поляне распола­галась рядом с домом писателя — во флигеле. Один из уче­ников, В. Морозов, рассказывал: «В школе у нас было ве­село, занимались с охотой. Но еще с большей охотой, нежели мы, занимался с нами Л. Толстой. Так усердно за­нимался, что нередко оставался без завтрака. В школе вид он принимал серьезный. В школе требовал от нас чистоты, бережливости к учебным вещам и правдиво­сти. Не любил он, если кто из учеников допускал ка­кие-либо глупые шалости. Порядок у нас был образцовый за все три года».

Чтение учителем рассказов «Обходиться добром со всяким», «Не мучить животных».

Эти два рассказа включены в русскую азбуку Л. Толсто­го. По ней маленькие крестьянские дети учились читать.

О чем хотел сказать этими рассказами Л. Толстой? Можно ли сейчас это же сказать современным де­тям?

Самостоятельное перечитывание вступления учащи­мися. Подчеркни главную мысль первого текста. Что хотела сказать белка? Скажи своими словами. Под­черкни главную мысль второго текста. Что хотел ска­зать чиж? Скажи своими словами. Что общего у этих двух текстов и чем они отличаются?

Заключение.

Обобщение по теме урока.

Почему имя Л. Толстого внесено в раздел «Мои любимые писатели»?

Почему имя Л. Толстого является любимым для многих людей?

Для семейного чтения рекомендуется произведение Л. Толстого «Пожарные собаки».


Урок «Эй, не стойте слишком близко я тигренок, а не киска!»

Урок по следам домашнего чтения можно провести по содержанию самостоятельного и семейного чтения.

Самостоятельное чтение. С. Маршак. «В зоопарке»; Б. Житков. «Вечер» (по выбору).

«Шутки-минутки». Ю. Тувим. Загадки о животных.

Цели и задачи:

познакомить с произведениями малых фольклорных жанров — загадками, стихотворениями, где главны­ми героями выступают животные;

развивать умение характеризовать героев, опираясь на их речь и поступки;

уметь видеть отношение автора к своим героям;

прививать интерес и любовь к произведениям устно­го народного творчества и авторским произведениям;

развивать стремление заучивать произведения наи­зусть;

побуждать детей придумывать свои варианты загадок.

Ход урока

Введение.

Прочитайте тему урока. О ком идет речь в этом ма­леньком стихотворении? Кто его автор? Сформули­руйте тему урока.

Основная часть.

Знакомство со стихотворением С. Маршака «В зоо­парке» (в парах или «птичьим базаром»).

Какое чувство вызывает у читателя это стихотворе­ние? Почему?

Рассмотрите иллюстрации к этому стихотворению. Найдите слова из стихотворения, которые помогут представить животных на иллюстрации. Напри­мер, «я тигренок».

Определите характер каждого героя. Можно ли ска­зать, что тигренок добрый? зебра веселая? жираф жалующийся? страусенок заносчивый и гордый? Почему?

Чтение стихотворений Ю. Тувима о животных и от­гадывание загадок. Какая тема объединяет стихотво­рения С. Маршака, Ю. Тувима и загадки? Какие сло­ва так же точно называют предмет в загадках? Най­дите их.

В первой загадке речь идет о бабочке.

С кем сравнивается бабочка? Почему? Во второй загадке речь идет о жуке.

С кем сравнивается жук? Почему? Какие дейст­вия жук выполняет? Каким вам представляется жук?

В третьей загадке речь идет о кошке.

Как описывается кошка? Когда так говорят: «Сле­пой как котенок»?

В четвёртой загадке речь идет о козле.

Какой он? Подходит ли это описание к козлу? В пятой загадке речь идет о кузнечике.

Какой он? Подходит ли это описание к кузнечику? В шестой загадке речь идет о лисе.

Какая она? Похожа ли она?

Разбейте загадки по группам: загадки-сравнения, загад­ки-описания.

Сочинение загадок.

С кем можно сравнить волка, петуха, собаку?

Какие действия они выполняют?

Представление своих загадок.

Заключение.

Можно ли сказать, что, для того чтобы представить предмет, его нужно ярко представить с помощью слова?


Уроки «Маленькие и большие секре­ты страны Литературии»

Цели и задачи:

обобщить первоначальные представления о том, что каждый из героев произведения имеет свой харак­тер, выраженный через слово;

познакомить с новым произведением С. Маршака, имеющим нравственно-этический смысл;

отрабатывать навыки выразительного чтения.

Ход урока

Введение.

Знакомство с произведением С. Маршака «Волк и лиса». В каких произведениях главными героями также являются лиса и волк?

Чтение фрагментов произведений, в которых дейст­вующими лицами являются герои изучаемого произ­ведения.

Основная часть.

Характеристика героев произведения С. Маршака.

Можно ли сказать, что лиса хитрая? Как нужно про­читать ее слова? (Заинтересованно, мягко растягивая фразы, с чувством собственного достоинства, насме­хаясь над простотой и глупостью волка.)

Можно ли сказать, что волк глупый, простоватый? Как нужно прочитать его слова? (Обиженно, со сле­зами в голосе, устало.)

Прочитайте диалог героев, опираясь на их характе­ристики.

Чтение стихотворения В. Берестова «Лягушата». Увидели ли вы характер лягушат в произведении В. Берестова? Какие слова помогают его понять? Прочитайте выразительно стихотворение.

В. Берестов. «Лягушата». «Лягушка». Практическое сравнение художественного и познавательного тек­стов. Различение приемов рисования словом и сооб­щения, объяснения с помощью слов.

Составление рассказа по серии иллюстраций.

Каких лягушек мы увидели на иллюстрации? Мо­жем ли мы сказать, что они глупые, веселые, само­уверенные? Что помогает увидеть их характер?

Заключение.

«Маленькие и большие секреты страны Литературии». Обобщение по теме урока.

Категория: ОБ ОСОБЕННОСТЯХ КУРСА «ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ» В 1 КЛАССЕ | Добавил: admin (06.04.2014)
Просмотров: 505 | Теги: начальная школа, учителю, литературное чтение в 1 классе, МО учителей начальных классов, уроки чтения, методические рекомендации литератур | Рейтинг: 5.0/1
ЛЮБОЗНАШКИ-ПОЧЕМУЧКИ
НАЧАЛО НАЧАЛ
КАК УСТРОЕН ЧЕЛОВЕК
КАК УСТРОЕН МИР
КАК ЖИВУТ ЖИВОТНЫЕ?
КАК ИЗГОТАВДИВАЮТ ВЕЩИ
ПУТЕШЕСТВИЕ В МИР СПОРТА

УМНИКАМ И УМНИЦАМ
ГИМНАЗИСТЫ РАЗВИВАЮТСЯ
МАСТЕРСКАЯ ГИМНАЗИСТА
Форма входа

Поиск
ПОСЕТИТЕ ТАКЖЕ








Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz

  • Copyright MyCorp © 2018
    Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru