Известный психолог Д.Б. Эльконин,
подчеркивая неразрывную связь старшего
дошкольного и младшего школьного возраста,
объединил их в "одну эпоху человеческого
развития, именуемую детством”.
Период дошкольного детства подготавливает
развитие ребенка в младшем школьном возрасте. В
психологии дошкольников и младших школьников
много общего:
- доверчивое подчинение авторитету взрослого,
его требованиям, оценкам, подражание внешним
манерам поведения, рассуждениям;
- преобладание образных форм познания
окружающего мира (образная память, образное
мышление и т.д.);
- анатомические и физиологические особенности;
- приоритетное место в жизни младших школьников
наряду с учебной деятельностью продолжает
занимать игра;
- необходимость успешности любой деятельности;
- снижение интереса, отрицательное отношение к
ней, если она не дает желаемого результата.
Задача школы – опираясь на общее между
этими возрастными этапами развития ребенка,
сохранять обогащать и развивать тот потенциал,
который закладывается в дошкольном периоде. "Школьное
обучение никогда не начинается с пустого места, а
всегда опирается на определенную стадию
развития, проделанную ребенком”, – считает
Л.С. Выготский. Одна из наиболее актуальных
проблем в современном образовании – проблема
преемственности между дошкольным и школьным
образованием.
Как грибы растут многочисленные школы для
дошколят, группы по подготовке к школе в детских
садах, школах. Фактически эта подготовка
сводится к более раннему началу обучения,
натаскиванию к школьной программе. Между тем
путь решения проблемы подготовки детей к школе
требует более серьезного рассмотрения.
В нашей школе организация работы с будущими
первоклассниками начинается с выявления детей
5–6-летнего возраста. Учителя обходят участки и
выявляют детей, которые должны пойти в школу (это
и через поликлинику и непосредственный обход
домов, объявления на подъездах, именные
приглашения по квартирам).
Ведется работа по программе развития и
сотрудничества работы с детским садом, цель
которой – формирование социально
адаптированной личности в процессе создания и
совершенствования гуманистической модели
учреждения образования.
Но специфика Норильска такова: детский сад
посещают 7269 детей, 5447 детей ждут места в очереди,
т.е. не все дети имеют детсадовскую подготовку. 60%
детей "Школы будущего первоклассника” не
посещают детский сад.
Учитывая все это, мы ставим основной целью
нашей школы пробуждение живой мысли ребенка,
интереса и желания познавать, умение получать и
анализировать информацию. Определяя важность и
значимость "Школы будущего первоклассника”, мы
выделяем следующие задачи:
- создание атмосферы психологической
комфортности;
- увеличение объема внимания и памяти;
- развитие любознательности и стремление к
расширению знаний;
- развитие коммуникативных умений,
произвольности поведения, доброжелательности,
умения взаимодействовать со сверстниками и
педагогом;
- развитие инициативности, самостоятельности,
активности;
- формирование отдельных приемов
учебно-познавательной деятельности.
Затем решается вопрос педагогических кадров.
Это учителя, которые будут работать в первых
классах, логопед и психолог, хореограф, учитель
ИЗО, музыки.
При организации учебных занятий мы учитываем:
- возрастные физиологические возможности детей;
- постепенность подачи материала (от простого к
сложному);
- чередование видов деятельности и своевременное
переключение с одного вида на другой;
- наличие динамических пауз между занятиями и
частями занятий;
- гигиенические требования к помещению и
материалам.
Дошкольник нуждается в развитии, а не
преждевременных знаниях, поэтому надо
осмысленно подходить к его проблемам и
потребностям, учитывать его психологические
особенности, а не только умственные возможности.
Например, вместо обучения счету или складыванию
букв и слогов ребенку мы прежде всего пытаемся
обеспечить соответствующее математическое или
лингвистическое развитие. Важно помнить, что для
развития дошкольника незаменимой является
полноценная игра, творческая
предметно-практическая деятельность, а помимо
этого – опыт музыкальных,
художественно-изобразительных впечатлений и
живого общения с окружающим миром. Опыт работы с
будущими первоклассниками показал, что
интересными и занимательными могут быть
следующие занятия:
- математика;
- развитие речи;
- ручной труд;
- подготовка руки к письму;
- рисование, конструирование, лепка, аппликация,
упражнения с дидактическими материалами,
коммуникативный тренинг, игроритмика.
B paботе с дошкольниками мы используем одические
приемы развивающего обучения, такие, как:
- начало занятий должно быть необычным;
- на занятии должен царить "дух открытий”
(ничего не сообщать детям в готовом виде);
- держать паузу, не мешая включению мыслительных
процессов у детей;
- не оставлять без внимания ни одного ответа
детей;
- помнить о развитии речи во всех видах
деятельности;
- поддерживать ощущение успешности.
При организации учебного процесса и
составлении плана работы помним о развитии
моторики у детей дошкольного возраста. Включаем
в план блок занятий "Развиваем пальчики”, при
этом учитываем, чтобы это была единая система
взаимосвязанных видов деятельности.
Ребенок дошкольного возраста, переходя на
новую ступень и приобретая новый социальный
статус, испытывает психологический дискомфорт.
Во избежание болезненного перехода в новый
статус планируем занятия на развитие
эмоциональной сферы и навыков общения будущего
первоклассника. Такие занятия угу детей
способность управлять своими эмоциями
(произвольное поведение), формируют
эмоционально-положительное отношение к школе,
развивают коммуникативные навыки.
За детьми "Школы будущего первоклассника”
ведут наблюдения психолог и логопед.
Диагностируя стартовые возможности детей, они
консультируют родителей, дают рекомендации и
советы, на что им следует обратить внимание в
развитии ребенка.
"Школа будущего первоклассника” позволяет
определить готовность дошкольника к обучению в
начальной школе, увидеть "слабые звенья” в
развитии детей и спрогнозировать возможные
школьные трудности. Опыт работы этой школы
показал, что дети, посещающие занятия, успешнее
адаптируются в школе, психологически
подготовлены к началу обучения, что позволяет им
в дальнейшем успешно овладевать школьной
программой.
Необходимо продолжать работу по подготовке
детей к школе. Оптимальный вариант: для детей, не
посещающих детский сад, проводить занятия чаще
одного раза в неделю. Но это упирается в
финансирование: оплата труда педагогов. |