Вы вошли как Гость | Группа "Гости" | RSS  Вторник, 24.10.2017, 01:30
Г   И   М   Н   А   З   И   С   Т  Ы
Чему бы ты ни учился, ты учишься для себя.
Петроний
Главная | Регистрация | Вход

МЕНЮ
ПЛАНЫ-КОНСПЕКТЫ УРОКОВ
УРОКИ ОБУЧЕНИЯ ГРАМОТЕ
РУССКИЙ ЯЗЫК
ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ
МАТЕМАТИКА
ОКРУЖАЮЩИЙ МИР
ОБЖ
ПРИРОДОВЕДЕНИЕ
ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК
ИЗО
МУЗЫКА
СПОРТ И ЗДОРОВЬЕ
ТЕХНОЛОГИЯ
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПОРТФЕЛЬ
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ КОМПЛЕКТЫ
РУССКИЙ ЯЗЫК
ПОМОЩНИК УЧИТЕЛЯ
МАТЕМАТИКА
ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА
КЛАССНЫЕ ЧАСЫ
СЕЗОННЫЕ ПРАЗДНИКИ
ШКОЛЬНЫЕ ПРАЗДНИКИ
КОНКУРСЫ И СОСТЯЗАНИЯ
ЛОГОПЕДИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ
РОДИТЕЛЬСКИЕ СОБРАНИЯ
ПРОВЕРОЧКА
Категории раздела
ПЛАНЫ-КОНСПЕКТЫ УРОКОВ [517]
УРОКИ РУССКОГО ЯЗЫКА ВО 2 КЛАССЕ С МЕТОДИЧЕСКИМИ ПОЯСНЕНИЯМИ [125]
ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА [77]
ВЕСЕЛЫЙ УРОК [59]
СТИМУЛИРУЮЩИЕ ЗАНЯТИЯ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ [51]
МАТЕМАТИКА. КОПИЛКА ЗАДАЧ [46]
МАСТЕРСКАЯ ГИМНАЗИСТА [46]
ТЕМАТИЧЕСКИЙ И ИТОГОВЫЙ КОНТРОЛЬ [7]
ШКОЛА БУДУЩЕГО ГИМНАЗИСТА [62]
САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ РАБОТЫ [53]
КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ [44]
ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ НА УРОКАХ ИЗО [53]
РАНЕЦ СО ЗНАНИЯМИ [286]
АНГЛИЙСКИЙ С УДОВОЛЬСТВИЕМ [70]
ЛОГОПЕДИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ [1]
ТЕСТЫ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ [76]
ТЕСТЫ МАТЕМАТИКЕ [27]
ТЕСТЫ ПО ИНФОРМАТИКЕ [121]
КОНТРОЛЬНО-ИЗМЕРИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ПО АНГЛИЙСКОМУ [65]
ЗАБАВНЫЕ УРОКИ [85]
ЗАДАНИЯ НА ЛОГИКУ [66]
СТИМУЛИРУЮЩИЕ ЗАНЯТИЯ [34]
АЗЫ АСТРОНОМИИ ДЛЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ [50]
КОНТРОЛЬНО-ИЗМЕРИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ [20]
АУДИОКНИГИ ДЛЯ МАЛЕНЬКИХ ШКОЛЬНИКОВ [15]
ЗНАМЕНИТЫЕ ЛЮДИ [26]
СКАЗОЧНАЯ МАТЕМАТИКА [34]
ПСИХОЭМОЦИОНАЛЬНЫЕ ТРЕНИНГИ [22]
МОНИТОРИНГ МЕТАПРЕДМЕТНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ. 2 класс [28]
МАТЕМАТИКА [30]
ЕДИНИЦЫ НУЖНЫЕ ВСЕМ [36]
ТИПОВЫЕ ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ. 1 КЛАСС [34]
ЧЕЛОВЕК ПОД МИКРОСКОПОМ [87]
ТИПОВЫЕ ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ. 4 КЛАСС [36]
ВХОДНЫЕ ТЕСТЫ ДЛЯ ПЕРВОКЛАССНИКОВ [33]
УЧИМСЯ УЧИТЬСЯ [16]
ПОИГРАЕМ В СКАЗКУ [10]
ТЕСТЫ ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ [117]
ИТОГОВАЯ АТТЕСТАЦИЯ ЗА КУРС НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ [13]
РУССКИЙ ЯЗЫК [51]
ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ [15]
ПЕРВЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ЗНАНИЯ [30]
ВОСПИТАНИЕ ГРАЖДАНИНА: УРОКИ СОЦИАЛЬНОСТИ. 1-4 КЛАССЫ [11]
ИНФОРМАТИКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ [14]
ФРАЗЕОЛОГИЯ [114]
КАК ЖИЛИ НА РУСИ [14]
СТО НАУЧНЫХ ОПЫТОВ ДЛЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ [99]
МАТЕМАТИЧЕСКИЕ ДИКТАНТЫ. 1 КЛАСС [23]
КОМПЛЕКСНЫЕ ТЕСТЫ ДЛЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ [5]
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Главная » Файлы » ВОСПИТАНИЕ ГРАЖДАНИНА: УРОКИ СОЦИАЛЬНОСТИ. 1-4 КЛАССЫ

Урок 5. «Жизнь дана на добрые дела»
25.10.2016, 12:16

Основная идея урока   отражается в пословице «Посеешь поступок – пожнешь привычку, посеешь привычку – пожнешь характер, посеешь характер – пожнешь судьбу».

Основная проблема урока,  которую планируется решить в его ходе, заключена в вопросе: «Как поступать сегодня, чтобы не жалеть об этом завтра?». В процессе обсуждения фрагментов литературных произведений педагог должен попытаться вместе со своими учениками найти ответ на этот вопрос.

Основные понятия, обсуждаемые на уроке:  добро, дружба, ответственность, трудолюбие, правдивость, взаимопомощь, понимание других людей.

Цели урока:  

сформировать у детей понимание зависимости будущего от сегодняшнего дня;

научить учащихся задумываться над тем, как они по ступают в разных ситуациях, и стремиться давать оценку своим действиям и поступкам других людей;

формировать у детей понятие общечеловеческих, разделяемых всеми и принятых в русской культуре ценностей;

помочь школьникам понять, что необходимо соотносить свои поступки с этими ценностями.

 

Ожидаемые результаты:  

учащиеся должны научиться анализу качеств человека, которые влияют на его дела и поступки;

у детей должно сформироваться понимание того, что сегодняшний день – это основа для завтрашнего дня;

формирование установки на ответственное отношение к другим людям на основе формируемых у детей ценностных ориентаций.

Ход урока  

Адаптация к теме урока и вхождение в тему

У ч и т е л ь: Сегодня мы, ребята, будем говорить о нашем отношении к нашим же поступкам, о том, как они влияют на наше будущее и будущее окружающих людей. Нам важно разобраться вместе с вами и героями сказок, что значит отвечать за себя и отвечать за свои поступки? Как относиться к этим поступкам? Нужно ли думать о том, что произойдет после того, как мы что‑то сделаем?

Начнем наш урок с того, что послушаем басни Л.Н. Толстого и подумаем, о каких хороших или плохих качествах человека идет речь.

1. Мальчик играл и нечаянно разбил дорогую чашку. Никто не видал. Отец пришел и спросил: «Кто разбил?». Мальчик затрясся от страха и сказал: «Я».

Отец сказал: «Спасибо, что правду сказал».

(Правдивость.)

2. Мальчик стерег овец и, будто увидав волка, стал звать: «Помогите, волк! Волк!».

Мужики прибежали и видят: неправда. Как сделал он так и два, и три раза, случилось – и вправду набежал волк. Мальчик стал кричать: «Сюда, сюда скорей, волк!». Мужики подумали, что опять по‑всегдашнему обманывает, – не послушали его. Волк видит, бояться нечего: на просторе перерезал все стадо.

(Ложь.)

3. Отец приказал сыновьям, чтобы жили в согласии; они не слушались. Вот он велел принести веник и говорит: «Сломайте!».

Сколько они не бились, не могли сломать. Тогда отец развязал веник и велел ломать по одному прутику. Они легко переломали прутья поодиночке.

Отец и говорит: «Так‑то и вы: если в согласии жить будете, никто вас не одолеет; а если будете ссориться, да все врозь – вас всякий легко погубит».

( Согласие, дружба.)

4. Митька набрал столько грибов, что ему нельзя было донести домой. Он сложил их в лесу.

На заре Митька пошел взять грибы. Грибы унесли, и он стал плакать.

Мать ему сказала: «Что ты плачешь? Или наши лепешки поели кошки?» – тогда Митьке стало смешно, он тер по лицу слезы и сам смеялся.

( Жадность.)

5. Хотела галка пить. На дворе стоял кувшин с водой, а в кувшине была вода только на дне. Галке нельзя было достать. Она стала кидать в кувшин камешки и столько наложила, что вода стала выше и можно пить.

( Сообразительность.)  

Осмысление ответственности за свои поступки

У ч и т е л ь: Я предлагаю вам сделать маленькие жизненные открытия, прослушав то, что я вам расскажу.

Есть очень важная книга для всех христиан – это Евангелие. Это жизнеописание Иисуса Христа. В нем приводится притча о милосердном царе и злом рабе.

 

У царя был раб, который должен был ему много де нег. Так как денег у раба не было, он стал просить царя подождать немного. Сперва царь приказал продать его же ну и детей и все его имущество, но, видя слезы и просьбы раба, смилостивился и простил ему весь долг. Выйдя от царя, раб этот встретил своего товарища, который дол жен был ему немного денег, схватил его, стал душить и требовать, чтобы тот теперь же вернул ему деньги. Сколько тот ни умолял: «Подожди, я вскоре отдам тебе», жестокий раб не слушал и посадил своего товарища в тюрьму. Его друзья пошли и сказали об этом царю. Царь разгневался, призвал раба и сказал ему:

– Злой раб! Пожалев тебя, я простил тебе весь долг. Не должен ли был и ты простить, как и я помиловал тебя?

Царь приказал взять у злого раба все и заключить его в тюрьму, пока не отдаст царю весь свой долг.

 

У ч и т е л ь: Давайте попробуем ответить на следующие вопросы:

– Почему царь простил долг своего раба?

– Должен ли раб поступить так, как поступил царь, и простить долг своему должнику? Как вы думаете, почему он так не поступил?

– Должны ли мы учитывать то, что произойдет после нашего поступка?

 

Ученики отвечают на вопросы. Затем учитель предлагает послушать три рассказа К.Д. Ушинского.

 

 

Четыре желания

Митя накатался на саночках с ледяной горы и на коньках по замерзшей реке, прибежал домой румяный, веселый и говорит отцу:

– Уж как весело зимой! Я бы хотел, чтобы все зима была.

– Запиши твое желание в мою карманную книжку, – сказал отец.

Митя записал.

Пришла весна. Митя вволю набегался за пестрыми бабочками по зеленому лугу, нарвал цветов, прибежал к отцу и говорит:

– Что за прелесть эта весна! Я бы желал, чтобы все весна была. Отец опять вынул книжку и приказал Мите записать свое желание.

Настало лето. Митя с отцом отправились на сено кос. Весь длинный день веселился мальчик: ловил рыбу, на брал ягод, кувыркался в душистом сене, и вечером сказал отцу:

– Вот уж сегодня я повеселился вволю! Я бы желал, чтобы лету конца не было.

И это желание Мити было записано в ту же книжку. Наступила осень. В саду собирали плоды – румяные яблоки и желтые груши. Митя был в восторге и говорил отцу:

– Осень лучше всех времен года!

Тогда отец вынул свою записную книжку и показал мальчику, что он то же самое говорил и о весне, и о зиме, и о лете.

 

Играющие собаки

Володя стоял у окна и смотрел на улицу, где грелась на солнышке большая собака Полкан.

К Полкану подбежал маленький Мопс и стал на него кидаться и лаять: хватал его зубами за огромные лапы, за морду и, казалось, очень надоедал большой и угрюмой собаке.

– Погоди‑ка, вот она тебе задаст! – сказал Володя. – Проучит она тебя.

Но Мопс не переставал играть, а Полкан смотрел на него очень благосклонно.

– Видишь ли, – сказал Володе отец. – Полкан добрее тебя. Когда с тобою начнут играть твои маленькие братья и сестры, то непременно дело кончится тем, что ты их поколотишь. Полкан же знает, что большому и сильному стыдно обижать маленьких и слабых.

 

Ветер и солнце

Однажды Солнце и сердитый северный Ветер затеяли спор о том, кто из них сильнее. Долго спорили они и, наконец, решились помериться силами над путешественником, который в это самое время ехал верхом по большой дороге.

– Посмотри, – сказал Ветер, – как я налечу на него: мигом сорву с него плащ.

Сказал – и начал дуть что было мочи. Но чем более старался Ветер, тем крепче закутывался путешественник в свой плащ: он ворчал на непогоду, но ехал все дальше и дальше. Ветер сердился, свирепел, осыпал бедного путника дождем и снегом; проклиная Ветер, путешественник надел свой плащ в рукава и подвязался поясом. Тут уж Ветер и сам убедился, что ему плаща не сдернуть.

Солнце, видя бессилие своего соперника, улыбнулось, выглянуло из‑за облаков, обогрело, осушило землю, а вместе с тем и бедного полузамерзшего путешественника. Почувствовав теплоту солнечных лучей, он приободрился, благословил Солнце, сам снял свой плащ, свернул его и при вязал к седлу.

– Видишь ли, – сказало тогда кроткое Солнце сердитому Ветру, – лаской и добротой можно сделать гораздо больше, чем гневом.

 

После того как прозвучали рассказы, учитель обсуждает с ребятами вопрос о том, о каких человеческих поступках в них идет речь.

 

Рассказ «Четыре желания». Желания чело века всегда должны быть разумными. И всегда, каждый день человек встречается с чем‑то добрым и приятным и хочет, чтобы это повторилось завтра и послезавтра.

Рассказ «Играющие собаки». Доброта – это то качество, которым должен обладать каждый человек. Если люди будут добрыми – не будет конфликтов, не будет ссор, не будет войн.

Рассказ «Ветер и солнце». Добро может сделать многое, доброму человеку легче в жизни достигать того, чего он хочет.

 

Игра

«Путешествие в сказку»

У ч и т е л ь: Давайте мы с вами сегодня попутешествуем по следам любимых сказочных героев и попытаемся сделать жизненные открытия. Попробуем представить себя в роли сказочных героев и подумаем, как бы мы поступили в той или иной ситуации.

Первая сказка, о которой мы сегодня будем говорить, это русская народная сказка «Морозко». Вспомним содержание этой сказки. В ней рассказывается о том, как злая мачеха решила сжить со света свою падчерицу.

 

Живало‑бывало, жил дед да с другой женой. У деда была дочка, и у бабы была дочка. Все знают, как за мачехой жить: перевернешься – бита и недовернешься – бита. А родная дочь что ни сделает – за все гладят по головке: умница. Падчерица и скотину поила‑кормила, дрова и воду в избу носила, печь топила, избу мела – еще до свету… Ничем старухе не угодишь – все не так, все худо. Ветер хоть пошумит, да затихнет, а старая баба расходится – не скоро уймется. Вот мачеха и придумала падчерицу со свету сжить.

– Вези, вези ее, старик, – говорит мужу, – куда хочешь, чтобы мои глаза ее не видали! Вези ее в лес, на трескучий мороз.

Старик затужил, заплакал, однако делать нечего, бабы не переспоришь. Запряг лошадь:

– Садись, мила дочь, в сани.

Повез бездомную в лес, свалил в сугроб под большую ель и уехал. Девушка сидит под елью, дрожит, озноб ее пробирает.

Вдруг слышит девочка – невдалеке Морозко по елкам потрескивает, с елки на елку поскакивает, пощелкивает. Очутился на той ели, под которой девица сидит, и сверху ее спрашивает:

– Тепло ли тебе, девица?

 

У ч и т е л ь: Как вы думаете, что ответила девочка?

 

Дети пытаются ответить на этот вопрос.

 

У ч и т е л ь: А на самом деле было так.

 

– Тепло, Морозушко, тепло, батюшка, – ответила девочка. Морозко стал ниже спускаться, сильнее потрескивает, пощелкивает:

– Тепло ли тебе, девица? Тепло ли тебе, красная?

Она чуть дух переводит:

– Тепло, Морозушко, тепло, батюшка.

Морозко еще ниже спустился, пуще затрещал, сильнее защелкал:

– Тепло ли тебе, девица? Тепло ли тебе, красная? Тепло ли тебе, лапушка?

Девица окостеневать стала, чуть‑чуть языком шевелит:

– Ой, тепло, голубчик Морозушко!

Тут Морозко сжалился над девицей; окутал ее теплыми шубами, отогрел пуховыми одеялами…

 

У ч и т е л ь: Почему же девочка отвечала «тепло», когда на самом деле ей было холодно? Почему Морозко одарил ее дорогими подарками?

 

Ученики отвечают на вопросы, идет дискуссия. Завершая дискуссию, учитель снова возвращается к сказке.

 

…А мачеха по ней поминки справляет, печет блины и кричит мужу:

– Ступай, старый хрыч, вези свою дочь хоронить!

Поехал старик в лес, доезжает до того места, – под большою

елью сидит его дочь, веселая, румяная, в собольей шубе, вся в золоте, в серебре, и около – короб с богатыми подарками.

Старик обрадовался, положил все добро в сани, посадил дочь, повез домой.

Вдруг заскрипели ворота, отворилась дверь, в избу идет падчерица – в злате‑серебре, так и сияет. А за ней несут короб высокий, тяжелый. Старуха глянула – и руки врозь…

– Запрягай, старый хрыч, другую лошадь! Вези, вези мою дочь в лес на то же место…

Старик посадил старухину дочь в сани, повез ее в лес на то же место, вывалил в сугроб под высокой елью и уехал.

Старухина дочь сидит, зубами стучит. А Морозко по лесу потрескивает, с елки на елку поскакивает, пощелкивает, на старухину дочь поглядывает:

– Тепло ли тебе, девица?

 

У ч и т е л ь: Вы, конечно же, знаете, что эта девочка повела себя по‑другому. А было это так.

 

– Ой, студено! Не скрипи, не трещи, Морозко.

Морозко стал ниже спускаться, пуще потрескивать, пощелкивать:

– Тепло ли тебе, девица? Тепло ли тебе, красная?

– Ой, руки, ноги отмерзли! Уйди, Морозко…

Еще ниже спустился Морозко, сильнее приударил, затрещал, защелкал:

– Тепло ли тебе, девица? Тепло ли тебе, красная?

– Ой, совсем застудил! Сгинь, пропади, проклятый Морозко!

Рассердился Морозко да так хватил, что старухина дочь окостенела…

 

У ч и т е л ь: Почему дочь хозяйки не стала вести себя с Морозко так же, как падчерица? Обязательно ли, что человек, который сделал добро одному человеку, сделает его другому? Почему именно так происходит?

 

Учитель обобщает ответы учеников.

 

У ч и т е л ь: Теперь я хочу с вами совершить путешествие в другую сказку, ту сказку, которую мы сегодня сочиним с вами. Вспомните своих любимых сказочных героев и представьте, что они все сегодня встретились в этом классе. Каждый из вас сейчас выберет своего любимого героя: Винни‑Пуха, Буратино или героев из других сказок.

Попытайтесь вспомнить: какие поступки совершили эти герои? Расскажите нам о них и попробуйте ответить на вопросы: Что бы случилось, если бы ваши герои поступили по‑другому? Что бы изменилось в их жизни?

Рисование

«Воспоминание о вчерашнем дне»

У ч и т е л ь: Давайте вспомним ваш вчерашний день и нарисуем самое главное, что произошло вчера.

 

После того, как ученики, нарисуют, они рассказывают классу о своих рисунках и событиях вчерашнего дня.

Подведение итогов

У ч и т е л ь: Ребята! Мы с вами сегодня слушали разные были, рассказы, пословицы, по говорки, басни, мы говорили о людях и тех качествах, которые помогают им в жизни, тех качествах, которые должны быть у каждого человека. И все эти качества – добро, дружба, трудолюбие, правдивость, умение прийти на помощь, понимание других людей – я думаю, есть у каждого из вас, и что бы ни произошло, вы и завтра, и когда будете старшеклассниками, останетесь добрыми, будете иметь надежных и верных друзей, за вас будут говорить ваши дела, вы никогда не откажете в помощи нуждающемуся, будете правдивыми и сможете понять других людей, их проблемы и трудности, разделить с ними их радости.

 

Помни это каждый сын.

Знай любой ребенок:

Вырастет из сына свин,

Если сын – свиненок.

Мальчик радостный пошел,

И решила кроха:

Буду делать хорошо,

И не буду – плохо.

 

В. Маяковский

Категория: ВОСПИТАНИЕ ГРАЖДАНИНА: УРОКИ СОЦИАЛЬНОСТИ. 1-4 КЛАССЫ | Добавил: admin | Теги: уроки социальности 1-4 класс, конспекты уроков для начальных клас, воспитание гражданина в начальной ш, методические разработки для начальн
Просмотров: 88 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
ЛЮБОЗНАШКИ-ПОЧЕМУЧКИ
НАЧАЛО НАЧАЛ
КАК УСТРОЕН ЧЕЛОВЕК
КАК УСТРОЕН МИР
КАК ЖИВУТ ЖИВОТНЫЕ?
КАК ИЗГОТАВДИВАЮТ ВЕЩИ
ПУТЕШЕСТВИЕ В МИР СПОРТА

УМНИКАМ И УМНИЦАМ
ГИМНАЗИСТЫ РАЗВИВАЮТСЯ
МАСТЕРСКАЯ ГИМНАЗИСТА
Форма входа

Поиск
ПОСЕТИТЕ ТАКЖЕ








Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Copyright MyCorp © 2017
    Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru