Вы вошли как Гость | Группа "Гости" | RSS  Вторник, 24.10.2017, 01:17
Г   И   М   Н   А   З   И   С   Т  Ы
Чему бы ты ни учился, ты учишься для себя.
Петроний
Главная | Регистрация | Вход

МЕНЮ
ПЛАНЫ-КОНСПЕКТЫ УРОКОВ
УРОКИ ОБУЧЕНИЯ ГРАМОТЕ
РУССКИЙ ЯЗЫК
ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ
МАТЕМАТИКА
ОКРУЖАЮЩИЙ МИР
ОБЖ
ПРИРОДОВЕДЕНИЕ
ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК
ИЗО
МУЗЫКА
СПОРТ И ЗДОРОВЬЕ
ТЕХНОЛОГИЯ
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПОРТФЕЛЬ
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ КОМПЛЕКТЫ
РУССКИЙ ЯЗЫК
ПОМОЩНИК УЧИТЕЛЯ
МАТЕМАТИКА
ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА
КЛАССНЫЕ ЧАСЫ
СЕЗОННЫЕ ПРАЗДНИКИ
ШКОЛЬНЫЕ ПРАЗДНИКИ
КОНКУРСЫ И СОСТЯЗАНИЯ
ЛОГОПЕДИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ
РОДИТЕЛЬСКИЕ СОБРАНИЯ
ПРОВЕРОЧКА
Категории раздела
ПЛАНЫ-КОНСПЕКТЫ УРОКОВ [517]
УРОКИ РУССКОГО ЯЗЫКА ВО 2 КЛАССЕ С МЕТОДИЧЕСКИМИ ПОЯСНЕНИЯМИ [125]
ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА [77]
ВЕСЕЛЫЙ УРОК [59]
СТИМУЛИРУЮЩИЕ ЗАНЯТИЯ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ [51]
МАТЕМАТИКА. КОПИЛКА ЗАДАЧ [46]
МАСТЕРСКАЯ ГИМНАЗИСТА [46]
ТЕМАТИЧЕСКИЙ И ИТОГОВЫЙ КОНТРОЛЬ [7]
ШКОЛА БУДУЩЕГО ГИМНАЗИСТА [62]
САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ РАБОТЫ [53]
КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ [44]
ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ НА УРОКАХ ИЗО [53]
РАНЕЦ СО ЗНАНИЯМИ [286]
АНГЛИЙСКИЙ С УДОВОЛЬСТВИЕМ [70]
ЛОГОПЕДИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ [1]
ТЕСТЫ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ [76]
ТЕСТЫ МАТЕМАТИКЕ [27]
ТЕСТЫ ПО ИНФОРМАТИКЕ [121]
КОНТРОЛЬНО-ИЗМЕРИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ПО АНГЛИЙСКОМУ [65]
ЗАБАВНЫЕ УРОКИ [85]
ЗАДАНИЯ НА ЛОГИКУ [66]
СТИМУЛИРУЮЩИЕ ЗАНЯТИЯ [34]
АЗЫ АСТРОНОМИИ ДЛЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ [50]
КОНТРОЛЬНО-ИЗМЕРИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ [20]
АУДИОКНИГИ ДЛЯ МАЛЕНЬКИХ ШКОЛЬНИКОВ [15]
ЗНАМЕНИТЫЕ ЛЮДИ [26]
СКАЗОЧНАЯ МАТЕМАТИКА [34]
ПСИХОЭМОЦИОНАЛЬНЫЕ ТРЕНИНГИ [22]
МОНИТОРИНГ МЕТАПРЕДМЕТНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ. 2 класс [28]
МАТЕМАТИКА [30]
ЕДИНИЦЫ НУЖНЫЕ ВСЕМ [36]
ТИПОВЫЕ ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ. 1 КЛАСС [34]
ЧЕЛОВЕК ПОД МИКРОСКОПОМ [87]
ТИПОВЫЕ ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ. 4 КЛАСС [36]
ВХОДНЫЕ ТЕСТЫ ДЛЯ ПЕРВОКЛАССНИКОВ [33]
УЧИМСЯ УЧИТЬСЯ [16]
ПОИГРАЕМ В СКАЗКУ [10]
ТЕСТЫ ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ [117]
ИТОГОВАЯ АТТЕСТАЦИЯ ЗА КУРС НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ [13]
РУССКИЙ ЯЗЫК [51]
ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ [15]
ПЕРВЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ЗНАНИЯ [30]
ВОСПИТАНИЕ ГРАЖДАНИНА: УРОКИ СОЦИАЛЬНОСТИ. 1-4 КЛАССЫ [11]
ИНФОРМАТИКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ [14]
ФРАЗЕОЛОГИЯ [114]
КАК ЖИЛИ НА РУСИ [14]
СТО НАУЧНЫХ ОПЫТОВ ДЛЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ [99]
МАТЕМАТИЧЕСКИЕ ДИКТАНТЫ. 1 КЛАСС [23]
КОМПЛЕКСНЫЕ ТЕСТЫ ДЛЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ [5]
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Главная » Файлы » ВОСПИТАНИЕ ГРАЖДАНИНА: УРОКИ СОЦИАЛЬНОСТИ. 1-4 КЛАССЫ

Тема 2. «Родительский дом – начало начал…»
25.10.2016, 12:34

Где бы ни были мы, но по‑прежнему

Неизменно уверены в том,

Что нас встретит с любовью и нежностью

Наша пристань – родительский дом.

М. Рябинин

 

Воспитание семьянина: сущность, содержание и принципы

Семья – это основа основ в процессе формирования личности ребенка. От того, как ребенок относится к своей семье, к своим родителям, братьям и сестрам, зависит его позиция как семьянина в дальнейшей жизни.

К сожалению, ослабление нравственного влияния общества на семью в последние два десятилетия привело к увеличению числа распадающихся семей, к росту социального сиротства, к снижению деторождаемости. Общество сегодня особо заинтересовано в том, чтобы воспитать молодых людей, рассматривающих семью как ценность, призванную крепить основы нравственности. При этом очень важна такая функция семьи, как рождение и воспитание детей.

Среди основных социальных задач, которые сегодня ставит перед собой государство в рамках реализации национальных проектов, одной из приоритетных является укрепление молодой семьи, увеличение количества рождающихся детей и повышение ответственности за их воспитание.

Дети получают представление о семейной жизни именно в своей семье. Но в то же время важно помогать детям правильно оценивать происходящее в семье, формировать адекватное представление о социальной роли члена семьи, родителя, брата, сестры. Учителя должны помочь сформировать это представление.

Однако необходимо совершенно ясно представлять, что укрепление семьи без воспитания у детей с самого раннего возраста социальной ответственности за свою семью не даст позитивных результатов. Поэтому еще в школе необходимо сформировать у них понимание этой ответственности и нравственные качества, которые регулируют эту ответственность.

Семья во все времена постоянно находилась в центре внимания передовой общественной мысли, прогрессивных деятелей и ученых, начиная от древних философов и заканчивая современными реформаторами. И это неудивительно.

Семья представляет собой систему социального функционирования человека, один из основных институтов общества. Она находится в движении, меняется не только под воздействием социально‑политических условий, но и в силу внутренних процессов своего развития.

Роль семьи в обществе несравнима по своей значимости с ролью других социальных институтов, так как именно в семье формируется и развивается личность человека, происходит овладение социальными ролями, необходимыми для безболезненной адаптации ребенка в обществе. Семья выступает как первый воспитательный институт, связь с которым человек ощущает на протяжении всей своей жизни.

Мы заботимся о счастье ребенка, о том, чтобы он не только в своей будущей взрослой жизни, которая наступит очень быстро, был счастлив в будущей роли отца или матери, но и ощущал себя счастливым в своей актуальной роли сына, дочери, внука или внучки, сестры или брата.

Способность быть счастливыми в семье закладывается в детские и отроческие годы, когда семья, как и школа, с первых шагов жизни ребенка воспитывает гражданина. Гражданская позиция в семье определяется понятием «семьянин».

Семьянином   в цивилизованном обществе является человек, который хорошо представляет роль семьи в системе социальных отношений и свою роль как члена этой семьи, переживает все события, происходящие с членами семьи, как свои личные, а также придерживается нравственных норм, которые определяют его социальную ответственность за выполнение семейных обязанностей.

Какое содержание семейного воспитания должно реализоваться в школе и, прежде всего, в работе классного руководителя?

Это содержание определяется следующими компонентами.

Формирование социальной компетентности как семьянина  . Эта компетентность включает: комплекс знаний, умений и навыков, определяющих подготовленность человека к семейной жизни, а также мотивацию их реализации в будущей семейной жизни.

У молодого человека необходимо сформировать комплекс психологических, педагогических, правовых, экономических и медицинских знаний, которые будут способствовать пониманию им особенностей семейной жизни и отношений в семье.

Формирование представлений о благополучии семьи ,  которая должна обеспечивать:

воспроизводство физически здорового и психически полноценного потомства;

воспитание и социализацию подрастающего поколения в надлежащей степени;

формирование российского самосознания, гражданственности и преемственности нравственных ценностей у своих детей;

эмоциональную и психологическую устойчивость: способность разрешать все семейные конфликты своими силами;

развитие личности и реализацию интересов каждого члена семьи;

условия для укрепления здоровья и полноценного отдыха всех членов семьи.

Основой формирования знаний о семейной жизни является опыт ребенка.

Когда отношения в семье строятся на любви и взаимном уважении, заботе друг о друге, когда дети с малых лет воспитываются в атмосфере труда и гордости за его общественный результат, когда они чувствуют и радуются счастью родителей, нравственный климат семьи, стиль ее жизни уже сами по себе выковывают будущих творцов семейного счастья. И это понятно: воспринимая с раннего детства на примере отца и матери доброжелательные отношения между мужчиной и женщиной, мужем и женой как благородные, чистые, красивые, любя своих братьев и сестер, подросток обретает твердый и высокий нравственный критерий отношений к человеку другого пола.

В.А. Сухомлинский утверждал, что опыт подтверждает, что добрые чувства должны уходить своими корнями в детство, а человечность, доброта, ласка, доброжелательность рождаются в труде, заботах, волнениях о красоте окружающего мира. Добрые чувства, эмоциональная культура – это средоточие человечности. Если добрые чувства не воспитаны в детстве, их никогда не воспитаешь, потому что подлинно человеческое утверждается в душе одновременно с переживанием и чувством тончайших оттенков родного слова. В детстве человек должен пройти эмоциональную школу – школу воспитания добрых чувств.

Пример жизни семьи закладывает основу будущего отношения ребенка к своей семье. Воспитание семьянина начинается с самого раннего возраста. Родители и педагоги должны сделать все, чтобы воспитать семьянина, человека нравственного и социально ответственного. Вот что писал Лев Николаевич Толстой о служении семье и служении обществу в одном из писем неизвестной:

 

«Ваше письмо так умно и, главное, так искренно, что мне хочется тотчас же отвечать на него, тем более что ответ мне представляется, благодаря ясно поставленному вопросу, чрезвычайно прост и несомненен.

Вы пишете, что, несмотря на то, что ваш идеал юношеский служения народу был вполне искренен, вы, отдавшись семье, детям, служение которым было и продолжает быть для вас и радостью, и естественным, вы отступили от прежнего идеала служения народу, тем более что при попытках такого служения вы всегда испытывали неестественность и теперь сомневаетесь, правильно ли поступаете, отдавшись одной семье, и начинаете чувствовать неудовлетворение. Я думаю, что этого неудовлетворения не может не быть и с годами оно все будет усиливаться и что для того, чтобы избавиться от этого чувства, вам не нужно бросать семью или ослаблять свою заботу о ней, но нужно внести в семейную жизнь и заботу тот идеал, к которому вы стремились и который не осуществился, но который был, несомненно, естествен. Нужно соединить служение людям и служение семье не механически, распределяя время на то и другое, а химически, при дав заботе о семье, воспитанию детей идеальное, служебное людям значение. (…) Это есть момент передачи своего дела другому. "Если, мол, я не сделал того, что мог и должен был сделать, так вот на мою смену мои дети – они будут делать”.

Но в том‑то и дело, чтобы они делали, чтобы их воспитать так (…), чтобы если я не мог или не могла служить тому идеалу, который стоял передо мной, то сделать все возможное для того, чтобы дети служили ему. И это даст целую программу и весь характер воспитания… и это‑то химически соединяет в одно луч шее самоотверженные стремления юности и заботу о семье».

(Толстой Л.Н. Письмо неизвестной (Л. И. П.), 18 февр. 1894 г. Полн. собр. соч.: в 90 т. М., 1955. Т. 67. С. 40–41.)

 

Семейная среда и жизненный путь ребенка

Существует несколько относительно автономных психологических механизмов социализации, посредством которых родители влияют на своих детей.

Во‑первых, это подкрепление: поощряя поведение, которое взрослые считают правильным, и наказывая ребенка за нарушение установленных правил, родители внедряют в его сознание определенную систему норм. Их соблюдение постепенно становится для ребенка привычкой и внутренней потребностью.

Во‑вторых, это идентификация: ребенок подражает родителям, ориентируется на их пример, старается стать таким же, как они.

В‑третьих, это понимание: зная внутренний мир ребенка и чутко откликаясь на его проблемы, родители тем самым формируют его самосознание и коммуникативные качества.

Но семейная социализация не сводится к непосредственному «парному» взаимодействию ребенка с родителями. Так, эффект идентификации может быть нейтрализован встречной ролевой взаимодополняемостью: например, в семье, где оба родителя умеют очень хорошо вести хозяйство, ребенок может и не вы работать этих способностей, так как, хотя у него перед глазами хороший образец, семья не нуждается в проявлении этих качеств; напротив, в семье, где мать бесхозяйственна, эту роль может взять на себя старшая дочь. Не менее важен механизм психологического противодействия, выходящий за рамки возрастного негативизма: юноша, свободу которого жестко ограничивают, может вы работать повышенную тягу к самостоятельности, а тот, кому все разрешают, вырасти зависимым. Поэтому конкретные свойства личности ребенка в принципе не выводимы ни из свойств его родителей (ни по сходству, ни по контрасту), ни из отдельно взятых методов воспитания.

Тем не менее, такая зависимость существует, причем особенно важны эмоциональный тон семейных взаимоотношений и преобладающий в семье тип контроля и дисциплины.

Эмоциональный тон отношений между родителями и детьми психологи представляют в виде шкалы, на одном полю се которой стоят максимально близкие, теплые, доброжелательные отношения (родительская любовь), а на другом – далекие, холодные и враждебные. В первом случае основными средствами воспитания являются внимание и поощрение, во втором – строгость и наказание. Имеется множество исследований, доказывающих преимущество первого подхода. Ребенок, лишенный сильных и недвусмысленных доказательств родительской любви, имеет меньше шансов на высокое самоуважение, теплые и дружественные отношения с другими людьми и устойчивый положительный образ «я». Изучение личности юношей и взрослых, страдающих психофизиологическими и психосоматическими нарушениями, невротическими расстройствами, трудностями в общении, умственной деятельности или учебе, показывает, что все эти явления значительно чаще наблюдаются у людей, которым в детстве недоставало родительского внимания и тепла. Недоброжелательность или невнимание со стороны родителей вызывает неосознанную взаимную враждебность у детей. Эта враждебность может проявляться как явно, по отношению к самим родителям, так и скрытно. Безотчетная, немотивированная жестокость, проявляемая некоторыми под ростками и юношами по отношению к посторонним людям, не сделавшим им ничего плохого, нередко оказывается следствием именно детских переживаний. Если же эта бессильная агрессия направляется внутрь, она дает низкое самоуважение, чувства вины, тревоги и т. д.

Рассуждая теоретически, хорошие родители знают о своем ребенке значительно больше, чем кто бы то ни было другой, даже больше, чем он сам. Ведь родители наблюдают за ним изо дня в день на протяжении всей его жизни. Но изменения, происходящие с подростком и юношей, часто совершаются слишком быстро для родительского глаза. Ребенок вырос, изменился, а любящие родители все еще видят его таким, каким он был несколько лет назад, причем собственное мнение кажется им непогрешимым. «Главная беда с родителями – то, что они знали нас, когда мы были маленькими», – заметил 15‑летний мальчик.

Понять внутренний мир другого человека можно только при условии уважения к нему, приняв его как некую автономную реальность. Самая распространенная (и совершенно справедливая!) жалоба юношей и девушек на своих родителей: «Они меня не слушают!». Спешка, неумение и нежелание выслушать, понять то, что происходит в сложном, юношеском мире, постараться взглянуть на проблему глазами сына или дочери, самодовольная уверенность в непогрешимости своего жизненного опыта – вот что в первую очередь создает психологический барьер между родителями и растущими детьми.

Категория: ВОСПИТАНИЕ ГРАЖДАНИНА: УРОКИ СОЦИАЛЬНОСТИ. 1-4 КЛАССЫ | Добавил: admin | Теги: уроки социальности 1-4 класс, конспекты уроков для начальных клас, воспитание гражданина в начальной ш, методические разработки для начальн
Просмотров: 107 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
ЛЮБОЗНАШКИ-ПОЧЕМУЧКИ
НАЧАЛО НАЧАЛ
КАК УСТРОЕН ЧЕЛОВЕК
КАК УСТРОЕН МИР
КАК ЖИВУТ ЖИВОТНЫЕ?
КАК ИЗГОТАВДИВАЮТ ВЕЩИ
ПУТЕШЕСТВИЕ В МИР СПОРТА

УМНИКАМ И УМНИЦАМ
ГИМНАЗИСТЫ РАЗВИВАЮТСЯ
МАСТЕРСКАЯ ГИМНАЗИСТА
Форма входа

Поиск
ПОСЕТИТЕ ТАКЖЕ








Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Copyright MyCorp © 2017
    Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru