Вы вошли как Гость | Группа "Гости" | RSS  Вторник, 24.10.2017, 01:29
Г   И   М   Н   А   З   И   С   Т  Ы
Чему бы ты ни учился, ты учишься для себя.
Петроний
Главная | Регистрация | Вход

МЕНЮ
ПЛАНЫ-КОНСПЕКТЫ УРОКОВ
УРОКИ ОБУЧЕНИЯ ГРАМОТЕ
РУССКИЙ ЯЗЫК
ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ
МАТЕМАТИКА
ОКРУЖАЮЩИЙ МИР
ОБЖ
ПРИРОДОВЕДЕНИЕ
ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК
ИЗО
МУЗЫКА
СПОРТ И ЗДОРОВЬЕ
ТЕХНОЛОГИЯ
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПОРТФЕЛЬ
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ КОМПЛЕКТЫ
РУССКИЙ ЯЗЫК
ПОМОЩНИК УЧИТЕЛЯ
МАТЕМАТИКА
ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА
КЛАССНЫЕ ЧАСЫ
СЕЗОННЫЕ ПРАЗДНИКИ
ШКОЛЬНЫЕ ПРАЗДНИКИ
КОНКУРСЫ И СОСТЯЗАНИЯ
ЛОГОПЕДИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ
РОДИТЕЛЬСКИЕ СОБРАНИЯ
ПРОВЕРОЧКА
Категории раздела
ПЛАНЫ-КОНСПЕКТЫ УРОКОВ [517]
УРОКИ РУССКОГО ЯЗЫКА ВО 2 КЛАССЕ С МЕТОДИЧЕСКИМИ ПОЯСНЕНИЯМИ [125]
ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА [77]
ВЕСЕЛЫЙ УРОК [59]
СТИМУЛИРУЮЩИЕ ЗАНЯТИЯ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ [51]
МАТЕМАТИКА. КОПИЛКА ЗАДАЧ [46]
МАСТЕРСКАЯ ГИМНАЗИСТА [46]
ТЕМАТИЧЕСКИЙ И ИТОГОВЫЙ КОНТРОЛЬ [7]
ШКОЛА БУДУЩЕГО ГИМНАЗИСТА [62]
САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ РАБОТЫ [53]
КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ [44]
ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ НА УРОКАХ ИЗО [53]
РАНЕЦ СО ЗНАНИЯМИ [286]
АНГЛИЙСКИЙ С УДОВОЛЬСТВИЕМ [70]
ЛОГОПЕДИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ [1]
ТЕСТЫ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ [76]
ТЕСТЫ МАТЕМАТИКЕ [27]
ТЕСТЫ ПО ИНФОРМАТИКЕ [121]
КОНТРОЛЬНО-ИЗМЕРИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ПО АНГЛИЙСКОМУ [65]
ЗАБАВНЫЕ УРОКИ [85]
ЗАДАНИЯ НА ЛОГИКУ [66]
СТИМУЛИРУЮЩИЕ ЗАНЯТИЯ [34]
АЗЫ АСТРОНОМИИ ДЛЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ [50]
КОНТРОЛЬНО-ИЗМЕРИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ [20]
АУДИОКНИГИ ДЛЯ МАЛЕНЬКИХ ШКОЛЬНИКОВ [15]
ЗНАМЕНИТЫЕ ЛЮДИ [26]
СКАЗОЧНАЯ МАТЕМАТИКА [34]
ПСИХОЭМОЦИОНАЛЬНЫЕ ТРЕНИНГИ [22]
МОНИТОРИНГ МЕТАПРЕДМЕТНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ. 2 класс [28]
МАТЕМАТИКА [30]
ЕДИНИЦЫ НУЖНЫЕ ВСЕМ [36]
ТИПОВЫЕ ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ. 1 КЛАСС [34]
ЧЕЛОВЕК ПОД МИКРОСКОПОМ [87]
ТИПОВЫЕ ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ. 4 КЛАСС [36]
ВХОДНЫЕ ТЕСТЫ ДЛЯ ПЕРВОКЛАССНИКОВ [33]
УЧИМСЯ УЧИТЬСЯ [16]
ПОИГРАЕМ В СКАЗКУ [10]
ТЕСТЫ ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ [117]
ИТОГОВАЯ АТТЕСТАЦИЯ ЗА КУРС НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ [13]
РУССКИЙ ЯЗЫК [51]
ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ [15]
ПЕРВЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ЗНАНИЯ [30]
ВОСПИТАНИЕ ГРАЖДАНИНА: УРОКИ СОЦИАЛЬНОСТИ. 1-4 КЛАССЫ [11]
ИНФОРМАТИКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ [14]
ФРАЗЕОЛОГИЯ [114]
КАК ЖИЛИ НА РУСИ [14]
СТО НАУЧНЫХ ОПЫТОВ ДЛЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ [99]
МАТЕМАТИЧЕСКИЕ ДИКТАНТЫ. 1 КЛАСС [23]
КОМПЛЕКСНЫЕ ТЕСТЫ ДЛЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ [5]
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Главная » Файлы » ВОСПИТАНИЕ ГРАЖДАНИНА: УРОКИ СОЦИАЛЬНОСТИ. 1-4 КЛАССЫ

Тема 1. Гражданин России
25.10.2016, 12:37

Не может сын глядеть спокойно

На горе матери родной,

Не будет гражданин достойный

К отчизне холоден душой…

Н.А. Некрасов

 

Гражданское воспитание: сущность, содержание и принципы

 

Содержание понятия гражданин   (социальное, юридическое, политическое, нравственное) существенно изменяется от одной исторической эпохи к другой. В научной литературе это понятие рассматривается в трех аспектах. Первый  разрабатывается в юридических исследованиях, регламентирующих роль гражданина в государстве перечнем особых функций. К их числу относятся: «подданный государства», «участие гражданина в политической и правовой жизни общества», «несение обязанностей, предусмотренных конституцией, законами», «знание прав и свобод» и т. д.

Второй  аспект раскрывается в философских работах. Понятие «гражданин» определяется через комплекс нравственных качеств. Гражданин (греч. polities, лат. civis, англ. citizen) – лицо, обладающее способностью иметь гражданские права и нести обязанности, своими действиями (самостоятельно) приобретать и осуществлять гражданские права, создавать для себя гражданские обязанности и исполнять их. Следовательно, гражданин – это лицо, имеющее полную субъективную самостоятельность, имеющее право как быть партнером государства и общества, так и находиться к ним в определенной оппозиции.

Гражданин – это цивилизованный, обладающий политическими правами член государства и общества, сознательно сочетающий личные и общественные интересы.

Третий  аспект рассматривается в отечественной педагогической литературе. К числу основных, нравственных свойств гражданина относят гражданскую ответственность и гражданский долг.

Гражданская ответственность   – сознательный акт, в котором личность действует как существо, способное оказать активное воздействие на окружающую действительность. Она проявляется в способности гражданина в различных ситуациях самостоятельно принимать правильные с точки зрения общественных правил и норм морали решения и отвечать перед обществом за последствия своих поступков. Гражданская ответственность выступает в качестве механизма, регулирующего исполнение гражданином своих прав и обязанностей, закрепленных в законах государства. Это связующее звено между обязанностями и гражданским долгом, так как именно ответственность выражает степень понимания гражданином своего долга перед обществом.

Гражданский долг   – совокупность юридических и нравственных обязанностей личности перед государством. В понятии гражданского долга отражены не единичные поступки и действия, а общественное поведение личности в целом. При этом возможно выделение двух компонентов:

объективный  включает требования общества к личности, выраженные в виде моральных норм, зафиксированных в менталитете общества;

субъективный  подразумевает осознание человеком общественных требований и их выполнение.

Производным от понятия «гражданский» является такая характеристика личности, как гражданственность. Идея гражданственности связывается с природой гражданства и определяется им.

Под гражданством   в науке государственного права понимается полная и правовая принадлежность лица к конкретному государству. Гражданство проявляется как взаимоотношение между государством и лицом, находящимся под его властью. Гражданственность определяется как интегративное качество личности, позволяющее человеку ощущать себя юридически, социально, нравственно и политически дееспособным. При определении гражданственности рассматривается в основном ее нравственный признак.

Правила, нормы поведения, регулирующие отношения между людьми, между человеком и обществом, в котором выражаются взаимные обязанности людей друг к другу, личности к обществу, представляют собой моральные отношения. Хотя понятие «гражданственность» многоаспектно, важной составной частью ее является гражданская культура  , которая предполагает наличие демократических идеалов, готовность к достижению частных и социально‑значимых интересов в соответствии с правовыми и моральными нормами гражданского общества.

Формирование гражданственности несомненно является основой развития гражданского общества.

Гражданское общество представляет собой:

во‑первых , человеческую общность на определенной стадии развития, которая включает добровольно сформировавшиеся негосударственные структуры в различных сферах жизнедеятельности общества;

во‑вторых , совокупность негосударственных отношений;

в‑третьих , сферу самопроявления свободных индивидов, огражденную законами от произвольной регламентированности их деятельности со стороны органов государственной власти.

Важный признак гражданского общества – это наличие различных общественных организаций, участвующих в диалоге с органами государственной власти и между собой. Гражданское общество должно строиться на свободном доступе к информации, способности к ее переработке и умении работать с информацией. Информация как вид знания необходима современному человеку не только для того, чтобы создавать материальные и культурные блага, но и для того, чтобы сформировать у человека определенную гражданскую позицию. Без развитого самостоятельного мышления, без умения анализировать информацию не может быть сформирована личность в гражданском обществе. Поэтому образование и воспитание для современного человека имеют своей целью не только обучить традиционным схемам в мышлении и практике, но и научить выбирать необходимую информацию, осмысливать ее и в соответствии со своими потребностями принимать самостоятельные решения.

Современное общество выдвигает новые, более высокие требования к своим гражданам. Естественно, что человек не рождается с представлениями о роли гражданина в государстве и взаимоотношениях государства и общества. Эти представления необходимо формировать, что является одной из главных и трудных проблем воспитания.

Под гражданским воспитанием  мы понимаем создание условий для целенаправленного развития личности как ответственного гражданина своей страны. Результатом гражданского воспитания является гражданская воспитанность.

Гражданская воспитанность личности   – сложное явление, интегрально соединяющее индивидуально значимые и социально значимые качества, характеризующие личность как субъекта общественных отношений при выполнении им социальных ролей. Гражданская воспитанность проявляется при пересечении государственных, личных и общественных интересов.

В педагогической литературе выделяют три компонента гражданского воспитания: мотивационно‑ценностный, когнитивный и практический. Каждый из структурных компонентов содержит в себе интегративные качества.

Мотивационно‑ценностный компонент   включает:

мотивационную сферу как соотношение мотивов, которые побуждают к гражданской деятельности, придавая ей личностный смысл и включая характер мотивов гражданской активности в освоении ценностных аспектов;

ценностные ориентации и отношение к ним, т. е. осознание личностной и общечеловеческой значимости различных гражданских знаний, что проявляется в признании их как личностно значимых (это в свою очередь проявляется в реализации и регуляции практической гражданской деятельности).

Мотивационно‑ценностный компонент характеризует направленность отношений к государству, в котором живет человек, к гражданскому обществу и самому себе, гражданским правам и обязанностям.

Мотивационно‑ценностный компонент связан с когнитивным, так как ценностное отношение к знанию развивается благодаря реализации его возможностей. Но если человек не будет обладать знаниями о возможностях познания, или если он будет представлять его себе в искаженном виде, то и отношение к нему не сможет быть ценностным.

Когнитивный компонент   включает:

знания, полученные в процессе познания мира, общества и человека;

интеллектуальные умения (сбор и изучение информации из различных источников, самостоятельное анализирование событий, фактов, явлений современного мира, делать объективные и взвешенные выводы, аргументированно отстаивать свои взгляды и убеждения).

Когнитивный компонент основывается на гражданской образованности, к которой относят: знания о сущности, признаках, законах развития гражданского общества, об основных условиях, обеспечивающих его функционирование, об этапах его становления, о гражданских идеалах, сущности и принципах организации правового государства; знание наук о различных сферах общественного развития (философии, истории, социологии, культурологии, экономической и социальной географии). Отметим также, что когнитивный компонент характеризуется полнотой этических, правовых, политических и других знаний человека, а также характеризуется критическими и оценочными суждениями.

Система знаний в структуре гражданской воспитанности предполагает личностное принятие и применение их человеком, умение проанализировать ситуацию, определить и защитить свою позицию цивилизованно, не нарушая права других людей, пропагандировать свое отношение к ней.

Реальное становление гражданской воспитанности старшеклассников можно зафиксировать на основании их стремления самостоятельно или с помощью учителя проанализировать проблему или вопрос, выделить факты, доказывающие правильность суждений, выводов. Оценочное отношение к содержанию обсуждаемых нравственных, правовых, экономических и других вопросов также отражает когнитивный компонент гражданской воспитанности. При этом исключительное значение имеет вербальная культура – речь и общение. Способность не только понять речь, обращенную к тебе, но и умение цивилизованно выразить свое понимание и отношение к услышанному – это обязательная характеристика гражданской воспитанности, так как ее основой является умение и готовность отстаивать свое мнение и суждение на практике.

В целом можно сказать, что когнитивный компонент представляет собой единство знаний и их оценка, так как знание предполагает отражение предмета познавательной деятельности во всех отношениях, раскрытие его объективных внутренних связей и их оценку с позиций значимости, рассмотрение связи познающего и познаваемого.

Практический компонент   выполняет преобразующую функцию и предполагает установление взаимосвязи с окружающей объективной действительностью и другими людьми. Данная взаимосвязь реализуется посредством гражданской активности, которая определяется как реализуемая готовность к осознанным гражданским действиям. Таким образом, практическим выражением гражданской воспитанности является гражданская активность, проявляющаяся в:

отношении к другим людям и государству, в котором живет гражданин;

деятельности по изменению себя;

готовности и способности влиять на общественные события.

При этом гражданская активность определяет реально проявляемое ответственное отношение личности к своим гражданским правам и обязанностям.

Практический компонент определяет реальное поведение индивида, его умение выполнять социально‑нравственные обязанности в соответствии с уровнем гражданской воспитанности. Практический компонент проявляется в социально полезной, гражданской деятельности, которая выступает как необходимое условие овладения социальным опытом. Этот компонент включает также саморегуляцию и самоорганизацию деятельности и поведения. Гражданское поведение – выполнение гражданских обязанностей, соблюдение нравственных норм в своем поведении.

Когнитивный и мотивационно‑ценностный компоненты реализуются через деятельность. Практическая деятельность невозможна без ориентации на знания, освоенные в процессе познавательной деятельности.

Все компоненты гражданской воспитанности тесно связаны между собой, поскольку в характеристике данного личностного образования они рассматриваются как единое целое, позволяющее всесторонне оценить результаты гражданского воспитания.

Каковы основные требования к гражданскому воспитанию? Они отражены в принципах:

стимулирование саморазвития гражданской позиции   в качестве основного требования предполагает формирование мотивов гражданских действий. Важными чертами данных действий является осознанность и целенаправленность процесса самосовершенствования человека, его самопознание и определение своих потенциалов и направлений работы над собой. Важнейшими условиями реализации данного принципа является обучение воспитанников способам самопознания, рефлексии, планирования своего участия в событиях на основе осмысленной гражданской позиции;

нравственная экспертиза   предполагает педагогическую помощь детям в осуществлении ими оценки происходящих событий на основе сформированных норм отношений и поведения. Такая помощь может оказываться как педагогами, психологами, так и священнослужителями, социальными работниками.

Эта помощь предполагает знакомство детей с традиционными общественными нормами. Важно при этом стимулировать нравственную самооценку и нравственную самокоррекцию поступков;

актуализация ситуации   предполагает, что каждое событие должно содержать ситуационную доминанту  (термин Т.В. Машаровой) – актуализированное внутреннее состояние человека, – определяющую то в содержании данного события, что является для него значимым и выражается в его эмоциональной оценке. Этот принцип требует оказания помощи школьникам в анализе события, определении в нем главного и второстепенного. При этом важно в деятельности и общении выделить ту часть события, которая обладает большим потенциалом для решения педагогической задачи.

Категория: ВОСПИТАНИЕ ГРАЖДАНИНА: УРОКИ СОЦИАЛЬНОСТИ. 1-4 КЛАССЫ | Добавил: admin | Теги: уроки социальности 1-4 класс, конспекты уроков для начальных клас, воспитание гражданина в начальной ш, методические разработки для начальн
Просмотров: 96 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
ЛЮБОЗНАШКИ-ПОЧЕМУЧКИ
НАЧАЛО НАЧАЛ
КАК УСТРОЕН ЧЕЛОВЕК
КАК УСТРОЕН МИР
КАК ЖИВУТ ЖИВОТНЫЕ?
КАК ИЗГОТАВДИВАЮТ ВЕЩИ
ПУТЕШЕСТВИЕ В МИР СПОРТА

УМНИКАМ И УМНИЦАМ
ГИМНАЗИСТЫ РАЗВИВАЮТСЯ
МАСТЕРСКАЯ ГИМНАЗИСТА
Форма входа

Поиск
ПОСЕТИТЕ ТАКЖЕ








Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Copyright MyCorp © 2017
    Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru