Цели. Познакомить учащихся
с буквой г и со звуками, которые она
обозначает; продолжить обучение плавному
послоговому чтению; развивать речь, внимание и
память учащихся; прививать учащимся интерес к
чтению детской литературы.
Оборудование. Учебник
"Азбука", касса букв; индивидуальные
слоговые таблицы и сигналы для обозначения
звуков; предметные картинки с изображением птиц
и грибов; плакаты с буквами для составления слов чтение
и перемена; портрет К.И. Чуковского;
"лента букв"; фигурки гномиков: Томик (в
синей одежде, образует твердые слияния) и Тёмик (в
зеленой одежде, образует мягкие слияния); две
корзинки для грибов (синяя и зеленая); два домика
(синий и зеленый), где живут Томик с буквами а, о,
у, ы, э и Тёмик с буквами е, ё, и,
ю, я.
Ход урока
I. Организационный момент
Учитель. Прозвенел звонок,
Мы начнем урок.
Ребята, а как называется наш
урок?
Дети. Чтение.
У. Верно, но только буквы
в этом слове рассыпались. (Учитель показывает
плакат.)
Помогите их собрать,
Не то урок нам не начать.
Назовите по порядку буквы,
которые нам надо взять, чтобы получилось
название нашего урока – чтение.
Дети называют буквы: ч, т,
е, н, и, е.
– Итак, урок можно начать.
II. Работа над пройденным
материалом
У.
Чтобы книги читать,
Надо буквы повторять.
Буквы сделала рука,
А увидят глазки,
Чтоб потом мы без труда
Прочитали сказки.
По "ленте букв" повторим
сначала гласные. Назовите те гласные, которые
живут в домике у Тёмика и вместе с ним образуют
мягкие слоги-слияния.
Д. Это гласные е, ё,
и, ю, я.
У. Какие из них
"хитрые" буквы?
Д. Все, кроме и.
У. Почему?
Д. В начале слога они
обозначают два звука.
У. А теперь назовите
гласные, которые дружат с гномиком Томиком и
образуют твердые слияния.
Д. Это гласные а, о,
у, ы, э.
У. А среди них есть
"хитрые" буквы?
Д. Нет, они обозначают
один звук.
У. А теперь повторим
буквы, которые обозначают согласные звуки.
Скажите, почему рядом с буквами в верхнем ряду
два колокольчика – синий и зеленый?
Д. Эти звуки обозначают
твердые и мягкие звонкие согласные звуки.
У. А почему рядом с
буквами в нижнем ряду нарисован камыш?
Д. Эти буквы обозначают
глухие согласные.
Учитель показывает букву н.
Дети говорят ее название и звуки, которые она
обозначает.
Д. Буква н обозначает
звуки [н], [н’].
У.
Жили буквы, жили,
Жили – не тужили,
Потому что все дружили.
А дружить их научили два
веселых гномика. Как зовут этих гномиков?
Д. Тёмик в зеленой одежде
и с зеленой звездой, Томик в синей одежде и с
синей звездой.
У. Взмахнет Томик или
Тёмик своей звездой и скомандует:
Ну-ка, гласный,
Встань с согласным!
Образуйте вместе слог!
Сольется гласный звук с
согласным – и получится слог-слияние. Только у
Тёмика получились мягкие слияния, а у Томика –
твердые. Вот мы сейчас и прочитаем по слоговым
таблицам слоги, которые сделали Томик и Тёмик.
Дети читают по индивидуальным
слоговым таблицам слоги с двумя согласными – б
и д, изученными на последних уроках.
– Я вижу, ребята, что вы и
буквы хорошо знаете, и слоги хорошо читаете.
Значит, хотите хорошо учиться. Верно? А чтобы
хорошо учиться, надо тренировать свою память.
Давайте и мы потренируем свою память, а заодно
еще раз повторим буквы.
Учитель вывешивает на доску
плакат (все буквы закрыты).
По команде "Ночь!" дети
закрывают глаза. В это время учитель открывает
две буквы. По команде "День!" дети открывают
глаза, смотрят на плакат и читают буквы. Затем они
снова закрывают глаза, учитель закрывает старые
буквы и открывает новую. Дети каждый раз должны
повторить всю цепочку букв. Выигрывает тот, кто
сумеет повторить все буквы в точном порядке.
– Память у вас, ребята, тоже
хорошая. Значит, вы помните рассказ, который мы
читали вчера на уроке*. Вспомните, как звали
детей, о которых мы читали.
Д. Их звали Катя, Вася и
Толя.
У. А где они были?
Д. Они были в лесу.
У. Кого они там видели?
Д. Дятла.
У. Что он делал?
Д. Он долбил старое
дерево и вытаскивал короедов.
У. Как называют дятла и
почему?
Д. Лесным доктором,
потому что он лечит деревья.
У. А знаете ли вы других
птиц, которые живут в лесу?
Д. Да.
У. Я сейчас проверю.
На наборном полотне
расположены картинки с изображениями птиц:
сороки, дятла, зяблика, глухаря, вороны. Рядом
написаны слова и нарисованы схемы.
Дятел Сорока
Тетерев |
Глухарь Зяблик
Ворона |
|
Учитель показывает по очереди
слова, дети выходят и показывают картинку, к
которой это слово относится. Затем дети вместе
находят схему этого слова. Выясняют, что словам сорока
и ворона соответствует одна схема. При
работе со словом тетерев дети могут
ошибиться и показать глухаря, так как картинки с
изображением тетерева на наборном полотне нет.
Учитель должен исправить эту ошибку, показать
картинку тетерева и отметить его отличие от
глухаря.
– Почему зяблика так
назвали?
Д. Он прилетает рано
весной, когда еще очень холодно, стоит зябкая
погода, а улетает поздно осенью, когда уже
холодно, зябко.
У. Скажите, ребята, кто из
наших гномиков сложил слово сорока?
Учитель показывает схему.
Д. Томик, потому что в
этом слове только твердые слияния.
У. А кто сложил слово тетерев?
Д. Тёмик, потому что в
этом слове только мягкие слияния.
У. Томику и Тёмику так
понравилось составлять слова – названия птиц,
что захотелось им в лесу самим погулять, пение
птиц послушать, а заодно и грибы пособирать.
Взяли они корзинки и отправились в лес.
Учитель вывешивает картинку,
на которой изображена лесная полянка, где
"растут" грибы. На каждом грибе написана
одна из гласных букв. Дети должны в синюю
корзинку Томика собрать грибы с буквами а, о,
ы, э, у, а в зеленую корзинку Тёмика
собрать грибы с буквами я, е, и, ё, ю.
– За то, что мы не ошиблись
и правильно собрали грибы для гномиков, они
приготовили вам подарок – детские книги для
нашей классной библиотеки.
Учитель показывает книги,
затем ставит их на полку в "Уголок чтения".
III. Работа над новым
материалом
У. Итак, что мы собрали
для Томика и Тёмика?
Д. Грибы.
У. А что они нам подарили?
Д. Книги.
У. Делим эти слова на
слоги и составляем их схемы.
Учитель работает на классном
наборном полотне, дети – у себя на партах.
Учитель показывает схему
звука [г] в слове грибы, просит детей
произнести этот звук. Затем находит на схеме
слова книги этот же звук, но мягкий. Дети
произносят его.
– Итак, главными на нашем
уроке станут сегодня звуки [г] и [г’]. Слушаем их
еще раз, затем произносим их с закрытыми ушами.
Дети выполняют задание.
– Они звенят, как
колокольчики. Делаем вывод, что они звонкие. Есть
ли у них глухие подружки?
Д. Да, это звуки [к] и [к’].
Учитель убирает схему, и дети
встают для физкультминутки.
IV. Физкультминутка
Раз – подняться,
потянуться.
Два – согнуться, разогнуться.
Три – в ладоши три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре – руки шире.
Пять – руками помахать.
Ну а шесть – тихонько сесть.
Семь, восемь – лень отбросим
И работать вновь начнем.
V. Работа над новым материалом
(продолжение)
У. Итак, ребята, сегодня у
нас в гостях звуки [г] и [г’]. Я сейчас загадаю
загадки, а вы отгадаете, но имейте в виду, что в
отгадке обязательно должен быть звук [г] или [г’].
Гриша наш играл в футбол,
Он забил в ворота...
Д. Гол!
У. Назовите первый звук.
Д. Первый звук [г] –
твердый.
У.
На жарком солнышке подсох
И рвется из стручков...
Д. Горох.
У.
Раздвигайте плечи шире,
Поднимайте выше...
Д. Гири.
У. Какой первый звук?
Д. Первый звук [г’] –
мягкий.
У. Я думаю, дети, что вы
все уже знаете, какой буквой обозначаются звуки
[г] и [г’]. А если кто-то еще не запомнил, то после
сегодняшнего урока, когда эта буква побывает в
гостях и у нас, и у Томика с Тёмиком, никто ее не
забудет. Так что же это за буква?
Д. Это буква г.
У. Находим ее в кассе
букв, на "ленте букв", на стенде "Сегодня
на уроке".
Дети говорят, на что, по их
мнению, похожа буква г. Сравнивают большую и
маленькую буквы.
– Вот перед нами буква г
Стоит, подобно кочерге,
И подобно кочерге
Горбит спину буква г.
Нам шлагбаум путь домой
Преградил своей рукой – Г.
Вспомните, встречалась ли нам
буква г, когда мы читали слова – названия
птиц?
Д. Да.
У. В каком слове?
Д. В слове глухарь.
У. Буква г – главная
на нашем уроке, поэтому именно ее Томик и Тёмик
позвали к себе в гости. Одна буква г пошла в
гости к Томику.
Учитель вывешивает синий
домик Томика. В нем два окошка-кармашка. В красном
окошке – гласные буквы а, о, ы, у, э.
Они всегда живут у Томика. Букву г помещает в
синий кармашек.
– Села буква г у окошка
с синим стеклышком и стала обозначать звук...
Д. Звук [г] – твердый.
У. А другая буква г
пошла в гости к Тёмику.
Учитель вывешивает зеленый
домик, в красном кармашке-окошке помещены буквы я,
ё, и, ю, е.
– Села она у окошка с
зеленым стеклышком и стала обозначать звук...
Д. Звук [г’] – мягкий.
У. Вот и стали Томик и
Тёмик перекликаться, слоги составлять, чтобы
потом из них слова делать. Гномик Томик скажет...
Д. Га.
У. А ответит Тёмик...
Д. Гя.
У. Гномик Томик крикнет...
Д. Го!
У. А ответит Тёмик...
Д. Гё!
Учитель по очереди вывешивает
прочитанные гласные. Дети читают все слоги с
буквой г. Затем они подбирают слова, в которых
есть слоги га, го, гу, ги,
ге.
У. Подберите слова со
слогами гя, гё, гю.
Дети затрудняются.
– Не огорчайтесь, что у вас
не получилось. Вы еще маленькие и не знаете, что в
русском языке нет слов с такими слогами. Тогда
зачем же их читать? Да затем, что очень часто в
русский язык приходят слова из других языков, в
которых могут быть такие слоги. Например, есть в
Азербайджане город Гянджа, есть в горах
прекрасное озеро Гёк-гёль, а есть имя
девочки – Гюльнара. Так что слоги все нужны,
слоги все важны, и все их надо уметь читать.
Ребята, Томик и Тёмик научили
нас читать слоги, так что мы сейчас сможем
прочитать, какие же грибы они собирали в лесу, а
потом покажем их на картинках.
Дети читают названия грибов,
соотносят их с картинками, указывают несъедобные
и съедобные.
Поганки Боровик
Мухомор |
Опята Лисички
Подосиновик |
|
– Откройте учебник на
страницах 102–103 и рассмотрите картинку.
Дети выполняют задание.
– Куда и зачем пошли дети?
Д. В лес собирать грибы.
У. Оказывается, не только
Томик и Тёмик любят грибы собирать, но и дети
тоже. А как их зовут? Найдите под картинкой их
имена.
Д. Галя и Гена.
У. Найдите слово, которое
обозначает, что в руках у Гали.
Д. Корзинка, она
маленькая.
У. А что у Гены?
Д. Корзинка, она у него
большая.
У. Какие грибы хочет
сорвать Гена?
Д. Мухоморы.
У. Как вы думаете, что
говорит ему Галя?
Д. Эти грибы нельзя рвать,
они ядовитые!
У. И зачем они только
растут, надо бы уничтожить их на всей Земле, да?
Д. Нельзя, они для людей
ядовитые, а для животных полезные, например, это
лекарство для лося.
У. Значит, в природе все
важно, все нужно, ничего нельзя уничтожать.
Прочитайте текст на странице 103 по отдельным
предложениям, а затем целиком хором.
Дети читают.
Д. Галя и Гена набрали много
грибов. В корзинке у Гали одни боровики. А у Гены
– поганки.
Вот он, гриб боровик!
И красив он, и велик!
VI. Дополнительное чтение
произведений детской литературы и хоровая
декламация
У. Дети, мы учим буквы,
читаем слоги, составляем слова и предложения для
того, чтобы суметь потом прочитать наши любимые
сказки. И вот на уроке опять наш любимый...
Учитель вывешивает портрет.
Д. Корней Иванович
Чуковский!
У. Какие его сказки вы
знаете и любите?
Дети называют.
– А какие его произведения
весело читать и вы всегда смеетесь?
Д. Как говорят дети.
У. Хотите посмеяться?
Рассказываю. Маленький мальчик увидел в городе,
что конь остановился посреди улицы и мешает
движению. И тогда мальчик закричал...
Учитель вывешивает плакат,
дети читают про себя, а потом хором вслух.
Д. У него бензин кончился!
Дети объясняют, почему эта
фраза смешная.
У. Корней Иванович
Чуковский с одинаковой любовью рассказывает и
про детей, и про зверей. И все-таки каких героев
больше в его произведениях, ребят или зверят?
Д. Зверят.
У. А теперь викторина.
Учитель задает вопросы, дети
находят и читают ответы, записанные на доске.
На доске.
Кто звонил по
телефону? Кто просил
прислать галоши?
Кто искал квартиру Мойдодыра?
Кто провалился в болото?
Бегемот Кенгуру |
Крокодил Слон |
|
– Измените слово бегемот
так, чтобы буква г стояла не в середине, а в
начале слова.
Д. Гиппопотам.
У. А где мы читали про
гиппопотама?
Д. В сказке
"Тараканище"**.
У. Давайте расскажем
наизусть эту сказку, а потом прочитаем, что же
было дальше.
Дети рассказывают
комбинированным способом – по одному и хором –
сказку от слов "Ехали медведи..." до слов
"...и еловую шишку пожалую".
Затем один из учащихся читает
с доски.
Д.
Не боимся мы его,
Великана твоего:
Мы зубами, мы клыками,
Мы копытами его!
И веселою гурьбой
Звери кинулися в бой!
Повторно хором дети читают.
VII. Итог урока
У. Чем занимались на
уроке?
Д. Учились читать.
У. Вы хорошо поработали, а
теперь у вас...
Учитель показывает на плакат,
дети соединяют согласный звук с гласным,
составляют из слогов слово.
Д. Перемена! |