Вы вошли как Гость | Группа "Гости" | RSS  Воскресенье, 22.07.2018, 11:28
Г   И   М   Н   А   З   И   С   Т  Ы
Чему бы ты ни учился, ты учишься для себя.
Петроний
Главная | Регистрация | Вход

МЕНЮ
ПЛАНЫ-КОНСПЕКТЫ УРОКОВ
УРОКИ ОБУЧЕНИЯ ГРАМОТЕ
РУССКИЙ ЯЗЫК
ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ
МАТЕМАТИКА
ОКРУЖАЮЩИЙ МИР
ОБЖ
ПРИРОДОВЕДЕНИЕ
ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК
ИЗО
МУЗЫКА
СПОРТ И ЗДОРОВЬЕ
ТЕХНОЛОГИЯ
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПОРТФЕЛЬ
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ КОМПЛЕКТЫ
РУССКИЙ ЯЗЫК
ПОМОЩНИК УЧИТЕЛЯ
МАТЕМАТИКА
ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА
КЛАССНЫЕ ЧАСЫ
СЕЗОННЫЕ ПРАЗДНИКИ
ШКОЛЬНЫЕ ПРАЗДНИКИ
КОНКУРСЫ И СОСТЯЗАНИЯ
ЛОГОПЕДИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ
РОДИТЕЛЬСКИЕ СОБРАНИЯ
ПРОВЕРОЧКА
Категории раздела
УРОКИ ОБУЧЕНИЯ ГРАМОТЕ [27]
РУССКИЙ ЯЗЫК [62]
ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ [95]
МАТЕМАТИКА [64]
ОКРУЖАЮЩИЙ МИР [71]
ОБЖ [26]
ПРИРОДОВЕДЕНИЕ [24]
ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК [9]
ИЗО [96]
МУЗЫКА [5]
СПОРТ И ЗДОРОВЬЕ [18]
ТЕХНОЛОГИЯ [20]
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Главная » Файлы » ПЛАНЫ-КОНСПЕКТЫ УРОКОВ » ПРИРОДОВЕДЕНИЕ

Мероприятие по природоведению "Весенняя трель"
15.09.2014, 09:05

Цель: Воспитывать экологическую культуру и любовь к родной природе и её обитателям, обогащать знания детей о птицах.

Наглядность: выставка книг о птицах; плакаты по страницам устного журнала, грамзапись "Голоса птиц”, стенд с фотографиями об охране природы;…

Звучит тревожная музыка.

У: – По мнению ученых ежечасно вымирает 1 вид растения и животных, а ежегодно около 300 видов. Вспомните груды свалок, которые мы видим не только по телепередачам, но и на этих фотографиях, которые сделаны на территории нашего Белорецкого района. Сколько птиц и животных уничтожается браконьерами ради наживы. А в нашей реке Агидель почти не стало раков, очень мало рыб. Все это потому, что с каждым годом наша экология ухудшается и нашей природе и её обитателям грозит большая опасность. Это всеобщая беда.

Охрана окружающей среды – это дело каждого из нас, долг всех живущих на земле людей: и государственных деятелей, и руководителей промышленных предприятий, и домохозяек, и учителей, и нас с вами. Каждый должен внести посильный, весомый вклад для сохранения и преумножения богатств родной земли, его природы не только для себя, но и для своих потомков.

Не в наших силах прекратить разлив нефтепроводов, выброс ядовитых газов, мы также не можем остановить вырубку лесов, но мы должны, обязаны знать, любить, охранять родную природу и её обитателей, не мешать, не вредить.

И сегодня мы с вами будем говорить о птицах, которые живут рядом с нами, в наших лесах и лугах. И первая страничка нашего журнала называется

"Птицы наши друзья”

У: – Ребята, скажите пожалуйста, для чего нужны птицы природе, и почему без птиц нам не обойтись?

Д: – Птицы– вестники радости: своим пением приносят радость; создают красоту природы; являются санитарами леса; способствуют размножению растений; без птиц природа мертва.

У: - Кто расскажет о перелетных и зимующих птицах, о местах их обитания ?

Д: – Стихия птиц – небо, но не все птицы умеют летать. Есть птицы, которые вообще не летают, например страусы, пингвины. В наших лесах живут глухари, которые тоже разучились летать, они могут перелетать лишь небольшое расстояние…

У: – А теперь послушайте данные о пользе птиц, которые говорят сами за себя. Вдумайтесь в эти цифры, и вы поймёте, насколько полезны птицы для природы и человека.

1. За лето кукушка съедает 270 кг мохнатых гусениц, очень ядовитых для других птиц;

2. Ходя за плугом грач за один день съедает 400 червей, гусениц, личинок;

3. Синица за сутки съедает столько насекомых, сколько весит сама;

4.Сова за ночь поедает 7-8 мышей, за лето уничтожает 1000-1200 грызунов, тем самым спасает 1 тонну зерна;

5.Скворец, в период выкармливания птенцов, подлетает к гнезду 300-350 раз;

6.Маленькая птичка мухоловка– пеструшка каждый день поедает по 300 мух и комаров;

У: – А вы знаете, что 1 гусеница за день может съесть один березовый листок, а 50 таких гусениц способны за лето уничтожить одно дерево. Представьте теперь, что станет с нашей природой, если не будет наших пернатых друзей.

Мы привыкли к соседству птиц, привыкли видеть их, слышать. Именно поэтому люди связали с пернатыми множество поверий, пословиц, поговорок, примет. Давайте вспомним их. Я начинаю, а вы продолжайте

- Не для того птице хвост,…(чтобы мух отгонять)

– Дятлу без клюва, что волку …(без ног)

– Слово не воробей, (вылетит, не поймаешь)

– Лучше синица в руке, (чем журавль в небе)

– Синичка невеличка, а ..( полезная птичка)

– Старого воробья …(на мякине не проведешь)

А сейчас прочитаем поговорки с нашего журнала:

– Ранний прилет журавлей – ранняя весна

– Ласточки прилетели – скоро гром загремит

– Птицы вьют гнезда на солнечной стороне, к холодному лету.

– Кукушка стала куковать – морозу больше не бывать.

– Ласточка низко летает – к дождю.

– Синицы перебираются поближе к человеческому жилью– суровая, снежная зима.

– Голуби воркуют – к хорошей погоде.

Птиц на земле очень много: около 9 тысяч видов. В нашей стране зарегистрировано 800 видов птиц, из них около 300 видов – в нашей республике!

Все эти птицы живут рядом с нами, но не каждый знает, Какова масса самой маленькой и самой большой птицы и т.д. И вторая страница нашего журнала называется

"Такие разные птицы”

Вы расскажете, каких птиц вы знаете и наблюдаете ли вы за птицами, после моих вопросов.

1. Какие птицы прилетают к нам с юга первыми? (грачи)

2. Какие птицы выводят птенцов зимой? (клесты) Кто хочет поделиться своими знаниями об этих птицах?

3. Какие птицы гнездятся в земляных норах? (ласточки, зимородки) .

Что скажете об этих птицах?

4. Какие птицы не садятся ни на землю, ни на воду? (стрижи), это неутомимые летуны.

5. Где гнездятся скворцы? (в дуплах, скворечниках) На какой высоте надо устанавливать скворечники и как? (на высоте 8-10 м, так, чтобы скворечники не качались, иначе птицы их не займут) …

6. Какая птица не вьет гнезда и не высиживает птенцов? (кукушка)

7. У какой птицы самая красивая песня? ( у соловья)

У: – Сейчас я зачитаю вам данные из реферата " Разное из жизни птиц” И вы узнаете, что птицы различаются не только своей внешностью, но и размерами, высотой полёта. Оказывается самая маленькая птичка на свете это колибри. Она весит всего 1,5 грамма, длина его 5-6 см., половину этой длины приходится на долю хвоста. Колибри могут летать вперёд и назад и просто висеть на одном месте. Их маленькие крылышки за 1 сек. Совершают 20-50 взмахов. Гнездо колибри представляет из себя половинку скорлупы грецкого ореха и весит всего несколько граммов. Напротив самой крупной птицей в мире считается африканский страус. Высота этой птицы выше 2,5 метра, а вес достигает 150 кг. И конечно же у африканского страуса самое крупное и прочное яйцо Вес яйца составляет 2 кг., что равно 18 куриным. Скорлупа может выдержать человека весом 120 кг.

– Кто знает, у какой птицы самое большое гнездо? У американского белоголового орла. Гнездо его весит почти 2 тонны, а это вес двух автомобилей

А самый длинный клюв у тукана. Длина его клюва достигает 23 см., а это равно длине тела птицы.

В погоне за мошками стриж набирает за день более 1000 мкм. Он почти всю жизнь проводит в воздухе. Он даже пьёт, ловя дождинки на ходу или проносясь над озером с надломанными черпачком крылышками для захвата воды. Поэтому стрижей нельзя приучить к неволе, они даже спят в воздухе.

Чемпионом по скорости на перелете оказался певчий дрозд. Впервые попавшего в самолов дрозда окольцевали, затем выпустили на волю. Через день он был уже во Франции. За двое суток дрозд пролетел 1500 км! Он был страшно измучен и очень ослаб от такого скоростного путешествия. Может дрозд удирал так быстро от места кольцевания? Но на следующей год этот дрозд как ни в чем не бывало, вернулся в свой родной лес и весело кричал: " Филипп, иди чай пить”.

А по высоте полета первенство держат крупные птицы, Лётчики встречали грифов на высоте в 6,5 км, а диких гусей даже в 9 км. От земли.

Оказывается аист единственная из наших птиц, абсолютно не имеющая голоса. Она только щелкает клювом.

О птицах можно говорить очень много и долго. Если вы хотите узнать более подробно о жизни птиц, я предлагаю вам почитать книги, представленные на нашей выставке. Все эти книги есть в наших библиотеках, вы можете их почитать.

– Ребята, а на какие два вида мы делим птиц, живущих в наших краях?

– А почему птицы улетают в теплые края? – Ребята, а как вы думаете, что для зимующих птиц страшнее холод или голод? Почему?

У: Действительно для птиц зимой страшнее голод. За короткий зимний день птицы не успевают утомить голод. Во время гололедицы ледяные корки на ветвях, деревьев и на снегу затрудняют птицам добывать корм. В зимнюю стужу голодные и ослабевшие птицы легко замерзают. В суровую зиму из десяти синичек выживает только одна.

– А как можно помочь птицам?

Ученик:

Мы кормушку смастерили,
Мы столовую открыли.
В гости в первый день недели.
К нам синицы прилетели.

Ученица:

А во вторник, посмотри,
Прилетели снегири.
Три вороны были в среду,
Мы не ждали их к обеду.

Ученик:

А в четверг со всех краёв —
Стая жадных воробьев.
В пятницу в столовой нашей.
Голубь лакомился кашей.

Ученица:

А в субботу на пирог.
Налетело семь сорок.
У кого из вас есть кормушки?

Учитель: Кормушки для птиц бывают самые разные.

– Ребята, а что нужно помнить когда вы укрепляете кормушки?

Укрепляя не обламывать ветки, не повреждать стволы деревьев.

В кормушке не должно быть снега.

Не бросать возле кормушки пакеты, банки, в которых приносите корм.

Следить, чтобы корм в кормушке был постоянно.

– Ученик:

Покормите птиц зимой

Покормите птиц зимой,
Пусть со всех концов,
К вам слетятся, как домой
Стайки
Не богаты их корма-
Горсть зерна нужна.
Горсть зерна и не страшна
Будет им зима.
Приучайте птиц в мороз
К своему окну,
Чтоб из песен не пришлось
Нам встречать весну.

– О птицах надо заботиться, они нуждаются в вашей помощи и зимой и весной.

На этом мы закрываем вторую и переходим к третьей странице, которая называется

" Весенняя трель”

Весна приходит к нам на солнечных крыльях. Первым делом она освобождает землю от снега, делая проталины. Весны ждут все и радуются её приходу люди, животные, а особенно птицы. С дальних краев возвращаются в родные края перелетные птицы. Пора им браться за дело, заселять домики, которые вы для них приготовили, устраивать гнезда, высиживать и растить птенцов. Для птиц начинается веселая, но важная пора. Строить гнездо – очень сложно, тем более без рук, без топорика. У разных птиц – разные гнезда. Многие птицы сооружают гнезда из веток разных размеров, внутри выстилают его травой, шерстью животных.

После того, как птицы устроили гнезда, они устраивают брачные игры, поют с утра до ночи.

– Кто, ребята, слышал веселую трель по утрам. Это синичка поет по утрам, радуется весне.

Сейчас я предлагаю вам послушать голоса птиц (фонозапись " Голоса птиц”)

(дети определяют, к какой птице относится тот или иной голос)

Оказывается самый искусный пересмешник – болотная камышовка. Она может копировать пение 76 разных видов пернатых.

На этом мы закрываем 3-ю страницу и переходим к 4-й страничке нашего журнала. Называется эта страница

"Берегите птиц ”

– Миру пернатых угрожает серьезная опасность. Свыше 1000 видов, а это составляет 1\10 часть всех видов, находится на грани вымирания или совсем исчезли. Виды вымирали и раньше, но на их смену приходили новые. В наши дни по вине человека, процесс вымирания набрал катастрофическую скорость. Почему вымирают птицы? В чем вина человека?

– Птицы сильно страдают от загрязнения воздуха, почвы и воды (кислотные дожди, разлив нефти и т.д.)

– Пожары и вырубка лесов, осушка и распашка болотистых мест – пожалуй, самое большое зло для пернатых

– А сколько птиц гибнет от голода и холода?

С каждым годом птиц становиться меньше. Даже из моих личных наблюдений видно, что сейчас редко можно увидеть снегирей, которых лет 10-15 лет назад было в нашей местности очень много. А кто из вас слышал журавлиный крик? Сейчас это редкость. А вот лебедь – это совсем исчезающий вид. Эту птицу занесли в Красную книгу, как и многих других, которых еще можно спасти.

Ребята, кто знает, о чем говорят разные страницы Красной книги?

Красный цвет книги – это знак опасности, он приказывает нам " Остановись”. Их осталось на Земле очень мало, их надо охранять, им надо помогать. А как помогать?

Ребята, запомните главное правило: даже если вы не можете ничем помочь, в ваших силах всегда не мешать, а это уже не так уж мало.

Все вы должны бережно относится ко всему живому, соблюдать правила поведения в природе, а именно знать, что можно, а чего нельзя делать, чтобы не навредить.

  1. Никогда не разоряйте птичьи гнезда!
  2. Не ловите птиц, не трогайте гнезда и яйца руками!
  3. В лесу и по лугам старайтесь ходить по одной тропинке, чтобы не наступить на птичье гнездо.
  4. Не шумите в лесу, в парках, не пугайте своим шумом птиц.
  5. Разъясняйте младшему поколению, почему необходимо охранять природу.
  6. Можно разводить редких птиц в неволе и выпускать их на волю.
  7. Нельзя оставлять мусор после себя.

– Закончим нашу 4-ю страницу стихотворением, которая является обращением ко всем:

Раненная птица в руки не давалась,
Раненная птица птицей оставалась.
Этот сон давнишний до сих пор мне снится:
На траве кровавой вздрагивает птица.
Птицы, рыбы, звери –
В души людям смотрят.
Вы их пожалейте,
Зря не убивайте!
Ведь небо без птиц – не море
И море без рыб – не море
А лес без зверей – не лес.

Открываем последнюю страничку нашего журнала, которая называется

"Давайте поиграем!”.

У:– Много интересного мы сегодня вспомнили, узнали мы о жизни птиц. Птицы – единственные животные на Земле, имеющие перья, все они откладывают яйца, дышат воздухом.

Есть специальная наука, изучающая птиц – орнитология, а люди, занимающиеся птицами, называются орнитологами.

– Я надеюсь, что после сегодняшней встречи ваше отношение к родной природе, к его обитателям – пернатым друзьям, станет еще более милосердным. Я знаю, что вы все любите родную природу и ее обитателей, и верю, что никогда не навредите ей. Давайте поиграем в игру "Кто больше?”.

– А сейчас я предлагаю вам проверить свои знания и закрепить их. Вы должны решить кроссворд и ответить на вопросы викторины. Ответы мы вместе проверим и определим победителей.

Спасибо всем за совместно проведенную полезную деятельность!

Категория: ПРИРОДОВЕДЕНИЕ | Добавил: admin | Теги: открытый урок, учителю начальных классов, разработки уроков для младших класс, конспекты уроков для начальных клас, план-конспект урока
Просмотров: 258 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 5.0/1
ЛЮБОЗНАШКИ-ПОЧЕМУЧКИ
НАЧАЛО НАЧАЛ
КАК УСТРОЕН ЧЕЛОВЕК
КАК УСТРОЕН МИР
КАК ЖИВУТ ЖИВОТНЫЕ?
КАК ИЗГОТАВДИВАЮТ ВЕЩИ
ПУТЕШЕСТВИЕ В МИР СПОРТА

УМНИКАМ И УМНИЦАМ
ГИМНАЗИСТЫ РАЗВИВАЮТСЯ
МАСТЕРСКАЯ ГИМНАЗИСТА
Форма входа

Поиск
ПОСЕТИТЕ ТАКЖЕ








Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz

  • Copyright MyCorp © 2018
    Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru