Вы вошли как Гость | Группа "Гости" | RSS  Вторник, 17.07.2018, 22:35
Г   И   М   Н   А   З   И   С   Т  Ы
Чему бы ты ни учился, ты учишься для себя.
Петроний
Главная | Регистрация | Вход

МЕНЮ
ПЛАНЫ-КОНСПЕКТЫ УРОКОВ
УРОКИ ОБУЧЕНИЯ ГРАМОТЕ
РУССКИЙ ЯЗЫК
ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ
МАТЕМАТИКА
ОКРУЖАЮЩИЙ МИР
ОБЖ
ПРИРОДОВЕДЕНИЕ
ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК
ИЗО
МУЗЫКА
СПОРТ И ЗДОРОВЬЕ
ТЕХНОЛОГИЯ
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПОРТФЕЛЬ
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ КОМПЛЕКТЫ
РУССКИЙ ЯЗЫК
ПОМОЩНИК УЧИТЕЛЯ
МАТЕМАТИКА
ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА
КЛАССНЫЕ ЧАСЫ
СЕЗОННЫЕ ПРАЗДНИКИ
ШКОЛЬНЫЕ ПРАЗДНИКИ
КОНКУРСЫ И СОСТЯЗАНИЯ
ЛОГОПЕДИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ
РОДИТЕЛЬСКИЕ СОБРАНИЯ
ПРОВЕРОЧКА
Категории раздела
УРОКИ ОБУЧЕНИЯ ГРАМОТЕ [27]
РУССКИЙ ЯЗЫК [62]
ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ [95]
МАТЕМАТИКА [64]
ОКРУЖАЮЩИЙ МИР [71]
ОБЖ [26]
ПРИРОДОВЕДЕНИЕ [24]
ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК [9]
ИЗО [96]
МУЗЫКА [5]
СПОРТ И ЗДОРОВЬЕ [18]
ТЕХНОЛОГИЯ [20]
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Главная » Файлы » ПЛАНЫ-КОНСПЕКТЫ УРОКОВ » ОКРУЖАЮЩИЙ МИР

Урок "Из истории государственных символов. Государственный герб России"
08.12.2015, 13:25

Цели. Познакомить учащихся с историей Государственного герба России; развивать интерес к истории России; воспитывать чувство гордости за свою страну.

Оборудование. Государственный герб России; Государственный герб СССР; образцы гербов по форме, цвету, изображениям на них; портрет В.И. Ленина.

ХОД УРОКА

Учитель. Сегодня мы поговорим с вами о гербах, о геральдике, об истории возникновения российского герба.
Что такое герб? Где помещают изображение герба государства? Существуют ли правила составления гербов?


Ответы учащихся.

– Слово "герб" в переводе с немецкого языка означает "наследство". В русском языке это слово появилось в XVI–XVII веках.
Герб – символ, знак отличия, эмблема государства. Он изображается на государственных флагах, на государственных печатях, которыми скрепляются указы, договоры и другие официальные документы, на бланках официальных бумаг, на зданиях правительства и посольств государства, на бумажных и металлических деньгах, на почтовых марках, чтобы показать принадлежность тому или иному государству, городу или области.
Придумать герб – непростое дело. Существует целая наука – геральдика, которая знает все правила составления гербов.

Правило первое

Герб может быть различным по форме: овальным (варяжский); треугольным (французский); квадратным, закругленным внизу (испанский); четырехугольным, заостренным внизу (французский); вырезной, причудливой формы (германский).

Учащиеся рассматривают формы гербов.

Правило второе

Герб может быть различным по цвету, и каждый цвет что-либо обозначает: красный – страсть; зеленый – свободу; голубой – верность и честь; черный – смелость; пурпурный – храбрость.

Учащиеся рассматривают цветовые гаммы гербов.

Правило третье

На гербах часто помещаются геометрические фигуры (квадраты, треугольники, ромбы), животные (лев, орел), растения (лилия, роза), элементы неживой природы (солнце, месяц, звезды), мифические создания (дракон, кентавр, единорог), человек. Каждый из них имеет свое значение.

Учащиеся рассматривают изображения на гербах.

– Что изображено на современном Государственном гербе России?
Попробуйте объяснить значение каждого составляющего элемента.

Учащиеся вспоминают составные части Государственного герба Российской Федерации и пытаются их объяснить.

– А теперь обратимся к его изображению.

Учащиеся рассматривают изображения современного Государственного герба России, а учитель продолжает свой рассказ.

– В законе "О Государственном гербе Российской Федерации" дано следующее его описание:

"Государственный герб РФ представляет собой четырехугольный, с закругленными нижними углами, заостренный в оконечности красный геральдический щит с золотым двуглавым орлом, поднявшим вверх распущенные крылья. Орел увенчан двумя малыми коронами и над ними одной большой короной, соединенными лентой. В правой лапе орла – скипетр, в левой – держава. На груди орла в красном щите – серебряный всадник в синем плаще на серебряном коне, поражающий серебряным копьем черного, опрокинутого навзничь и попранного конем дракона".

Рисунок современного герба выполнил художник Е.И. Ухналев.
Напомню, что современный Государственный герб Российской Федерации был принят в декабре 2000 года.
Что же символизирует каждая составляющая часть Государственного герба Российской Федерации?
Щит Государственного герба России – красного цвета. О чем это говорит?
Золотой двуглавый орел, взмывающий над страной на своих могучих крыльях, – это символ единства народов России, живущих в двух частях света – Европе и Азии. Три короны (две малые и одна большая) над головами орла соединены единой лентой, что говорит о кровном братстве и единой истории трех восточнославянских народов: русских, украинцев и белорусов. Скипетр (золотой жезл) и держава (золотой шар) – это древнерусские символы государственной власти и его защиты. На груди орла – красный щит. На щите изображен всадник – святой Георгий Победоносец на белом коне. Своим копьем он поражает дракона, что олицетворяет победу добра над злом, готовность нашего народа защищать свое государство от недругов. Говорят, что это столица России Москва поделилась с Россией своим гербом.
Как вы думаете, менялся ли российский герб или всегда был таким, как сейчас? Может быть, кто-то видел изображения других российских гербов? Что на них изображено?

Ответы учащихся.

– Впервые двуглавый орел как символ появился в России более 500 лет назад на гербовой печати Ивана III в 1497 году. Он олицетворял мощь и независимость государства. Крылья орла были опущены вниз, клювы закрыты, на головах – зубчатые короны. А вот щит с изображением герба Москвы на груди орла появился позднее, при царе Иване Четвертом (Грозном) в 1547 году.
С 1613 года страной начинает управлять династия Романовых, которые также внесли немалые изменения в облик герба России.
В 1650 году в лапах орла появляются скипетр и держава, крылья орла поднимаются вверх и раскрываются, открываются и клювы. Над головами орла сначала появляется одна корона между головами, потом две короны на каждой голове и православный крест посредине. Позднее крест заменяется на третью корону, что символизирует в православии Святую Троицу.
В 1722 году Петр Первый создает Герольдмейстерскую контору для создания гербов российских городов и вместе с тем вносит изменения в цвет орла. В 1726 году он становится не золотым, а черным, а поле щита окрашивается в желтый цвет. На самом орле появились цепь ордена Андрея Первозванного и голубая лента, соединяющая короны.
В ХIХ веке при царе Александре I вместо скипетра и державы в лапах орла появляются стрелы-молнии, факел и лавровый венок.
А в 1826 году при государе Николае I на крыльях орла размещают гербы Казанского, Астраханского, Сибирского, Польского и Финляндского царств и Херсонеса Таврического, входивших в состав России.
Четыре с лишним столетия символом царской власти – гербом Российской империи – был двуглавый орел.

Можно показать иллюстрации российских гербов различных времен.

– Но 25 октября 1917 года (по новому стилю) было создано государство, которое назвали РСФСР, или Российская Социалистическая Федеративная Советская Республика. Потребовался новый герб взамен старого царского. Существует много рассказов о том, как появился первый советский герб. Вот как об этом рассказывал В. Бонч-Бруевич.

Рассказ "Советский герб" читает учитель:

"Все создавалось заново в нашей стране. И государственный герб тоже нужен был новый, какого еще никогда не существовало в истории народов, – герб первого в мире государства рабочих и крестьян.
В начале 1918 года мне принесли рисунок герба, и я тотчас же понес его Владимиру Ильичу...
Владимир Ильич в это время был у себя в кабинете. Я положил рисунок на стол перед Лениным.
– Что это – герб?.. Интересно посмотреть! – и он, наклонясь над столом, принялся разглядывать рисунок.
На красном фоне сияли лучи восходящего солнца, обрамленные снопами пшеницы; внутри перекрещивались серп и молот, а из перевязи снопов вверх, к солнечным лучам, был направлен меч.
– Интересно! – сказал Владимир Ильич. – Идея есть, но зачем же меч? Мы бьемся, мы воюем и будем воевать... пока не выгоним из нашей страны белогвардейцев и интервентов... Мы не нападаем, а отбиваемся от врагов, война наша оборонительная, и меч – не наша эмблема. Мы должны крепко держать его в руках, чтобы защищать наше государство до тех пор, пока у нас есть враги, пока на нас нападают, пока нам угрожают, но это не значит, что так будет всегда. Из герба нашего государства мы должны удалить меч. – И Владимир Ильич карандашом перечеркнул меч на рисунке. – А в остальном герб хорош. Давайте утвердим проект.
И он поставил на рисунке свою подпись."

Этот проект Герба Российской Социалистической Федеративной Советской Республики и был утвержден в 1918 году.
Что было изображено на гербе РСФСР? Что означали серп и молот, венок хлебных колосьев, пятиконечная звезда?

Ответы учащихся.

– А вот как описывает советский герб детский писатель Самуил Яковлевич Маршак в своем стихотворении.

Учащийся читает наизусть стихотворение "Наш герб":

Различным образом державы
Свои украсили гербы.
Вот леопард, орел двуглавый
И лев, встающий на дыбы.
Таков обычай был старинный –
Чтоб с государственных гербов
Грозил соседям лик звериный
Оскалом всех своих зубов.
То хищный зверь, то птица злая,
Подобье потеряв свое,
Сжимает в лапах, угрожая,
Разящий меч или копье...
Но не орел, не лев, не львица
Собой украсили наш герб,
А золотой венок пшеницы,
Могучий молот, острый серп.
Мы не грозим другим народам,
Но бережем просторный дом,
Где место есть под небосводом
Всему, живущему трудом.

Не будет недругом расколот
Союз народов никогда.
Неразделимы серп и молот,
Земля, и колос, и звезда.

У. А немного позднее, в 1922 году, наше государство стало могучим Союзом Советских Социалистических Республик. И появился новый герб. Вот как он описан в статье 169 Конституции 1922 года:

«Государственный герб СССР представляет собой изображение серпа и молота на фоне земного шара в лучах восходящего солнца и обрамлении колосьев с надписью на языках союзных республик: "Пролетарии всех стран, соединяйтесь!" На верху герба имеется пятиконечная звезда».

Но так как СССР состоял из 15 республик, то по Конституции каждой республике полагалось иметь свой Государственный герб. Главные символы – серп, молот и пятиконечная звезда – присутствовали в каждом гербе, но в гербе каждой республики было и что-то свое. Они все такие одинаковые, но и все такие разные!

Категория: ОКРУЖАЮЩИЙ МИР | Добавил: Ronaldo | Теги: открытый урок, учителю начальных классов, разработки уроков для младших класс, конспекты уроков для начальных клас, план-конспект урока
Просмотров: 685 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 5.0/1
ЛЮБОЗНАШКИ-ПОЧЕМУЧКИ
НАЧАЛО НАЧАЛ
КАК УСТРОЕН ЧЕЛОВЕК
КАК УСТРОЕН МИР
КАК ЖИВУТ ЖИВОТНЫЕ?
КАК ИЗГОТАВДИВАЮТ ВЕЩИ
ПУТЕШЕСТВИЕ В МИР СПОРТА

УМНИКАМ И УМНИЦАМ
ГИМНАЗИСТЫ РАЗВИВАЮТСЯ
МАСТЕРСКАЯ ГИМНАЗИСТА
Форма входа

Поиск
ПОСЕТИТЕ ТАКЖЕ








Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz

  • Copyright MyCorp © 2018
    Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru