Вы вошли как Гость | Группа "Гости" | RSS  Вторник, 24.10.2017, 01:15
Г   И   М   Н   А   З   И   С   Т  Ы
Чему бы ты ни учился, ты учишься для себя.
Петроний
Главная | Регистрация | Вход

МЕНЮ
ПЛАНЫ-КОНСПЕКТЫ УРОКОВ
УРОКИ ОБУЧЕНИЯ ГРАМОТЕ
РУССКИЙ ЯЗЫК
ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ
МАТЕМАТИКА
ОКРУЖАЮЩИЙ МИР
ОБЖ
ПРИРОДОВЕДЕНИЕ
ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК
ИЗО
МУЗЫКА
СПОРТ И ЗДОРОВЬЕ
ТЕХНОЛОГИЯ
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПОРТФЕЛЬ
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ КОМПЛЕКТЫ
РУССКИЙ ЯЗЫК
ПОМОЩНИК УЧИТЕЛЯ
МАТЕМАТИКА
ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА
КЛАССНЫЕ ЧАСЫ
СЕЗОННЫЕ ПРАЗДНИКИ
ШКОЛЬНЫЕ ПРАЗДНИКИ
КОНКУРСЫ И СОСТЯЗАНИЯ
ЛОГОПЕДИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ
РОДИТЕЛЬСКИЕ СОБРАНИЯ
ПРОВЕРОЧКА
Категории раздела
ПЛАНЫ-КОНСПЕКТЫ УРОКОВ [517]
УРОКИ РУССКОГО ЯЗЫКА ВО 2 КЛАССЕ С МЕТОДИЧЕСКИМИ ПОЯСНЕНИЯМИ [125]
ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА [77]
ВЕСЕЛЫЙ УРОК [59]
СТИМУЛИРУЮЩИЕ ЗАНЯТИЯ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ [51]
МАТЕМАТИКА. КОПИЛКА ЗАДАЧ [46]
МАСТЕРСКАЯ ГИМНАЗИСТА [46]
ТЕМАТИЧЕСКИЙ И ИТОГОВЫЙ КОНТРОЛЬ [7]
ШКОЛА БУДУЩЕГО ГИМНАЗИСТА [62]
САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ РАБОТЫ [53]
КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ [44]
ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ НА УРОКАХ ИЗО [53]
РАНЕЦ СО ЗНАНИЯМИ [286]
АНГЛИЙСКИЙ С УДОВОЛЬСТВИЕМ [70]
ЛОГОПЕДИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ [1]
ТЕСТЫ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ [76]
ТЕСТЫ МАТЕМАТИКЕ [27]
ТЕСТЫ ПО ИНФОРМАТИКЕ [121]
КОНТРОЛЬНО-ИЗМЕРИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ПО АНГЛИЙСКОМУ [65]
ЗАБАВНЫЕ УРОКИ [85]
ЗАДАНИЯ НА ЛОГИКУ [66]
СТИМУЛИРУЮЩИЕ ЗАНЯТИЯ [34]
АЗЫ АСТРОНОМИИ ДЛЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ [50]
КОНТРОЛЬНО-ИЗМЕРИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ [20]
АУДИОКНИГИ ДЛЯ МАЛЕНЬКИХ ШКОЛЬНИКОВ [15]
ЗНАМЕНИТЫЕ ЛЮДИ [26]
СКАЗОЧНАЯ МАТЕМАТИКА [34]
ПСИХОЭМОЦИОНАЛЬНЫЕ ТРЕНИНГИ [22]
МОНИТОРИНГ МЕТАПРЕДМЕТНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ. 2 класс [28]
МАТЕМАТИКА [30]
ЕДИНИЦЫ НУЖНЫЕ ВСЕМ [36]
ТИПОВЫЕ ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ. 1 КЛАСС [34]
ЧЕЛОВЕК ПОД МИКРОСКОПОМ [87]
ТИПОВЫЕ ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ. 4 КЛАСС [36]
ВХОДНЫЕ ТЕСТЫ ДЛЯ ПЕРВОКЛАССНИКОВ [33]
УЧИМСЯ УЧИТЬСЯ [16]
ПОИГРАЕМ В СКАЗКУ [10]
ТЕСТЫ ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ [117]
ИТОГОВАЯ АТТЕСТАЦИЯ ЗА КУРС НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ [13]
РУССКИЙ ЯЗЫК [51]
ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ [15]
ПЕРВЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ЗНАНИЯ [30]
ВОСПИТАНИЕ ГРАЖДАНИНА: УРОКИ СОЦИАЛЬНОСТИ. 1-4 КЛАССЫ [11]
ИНФОРМАТИКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ [14]
ФРАЗЕОЛОГИЯ [114]
КАК ЖИЛИ НА РУСИ [14]
СТО НАУЧНЫХ ОПЫТОВ ДЛЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ [99]
МАТЕМАТИЧЕСКИЕ ДИКТАНТЫ. 1 КЛАСС [23]
КОМПЛЕКСНЫЕ ТЕСТЫ ДЛЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ [5]
Статистика

Онлайн всего: 2
Гостей: 2
Пользователей: 0
Главная » Файлы » КАК ЖИЛИ НА РУСИ

В поле Пахота
17.03.2017, 12:16

– Правда! Мы в лес попали. Только что-то гарью потянуло… Ой, дядя Кузя, пожар! Лес горит! Надо звать людей!

– Успокойся, малыш. Вот они, люди. Все местные мужчины здесь.

– Правда… А почему они смотрят на огонь и не тушат его?



– Потому что сами его и зажгли. Присмотрись: горит-то уже сухой лес. Земледельцы очищают новый участок леса под будущую пашню. Год назад лес подрубили, или, как раньше говорили, подсекли. Подсекли – значит обрубили верхние корни, которые видны на поверхности земли, и убрали кору по кругу. За год деревья подсохли. Сейчас их сожгут, пни выкорчуют, а пепел и зола станут хорошим удобрением. В удобренную землю посеют семена. Поле даст один урожай, на следующий год – другой, может быть, будет и третий, а потом земля истощится.




В первый год деревья подрубали. На следующий год подсохший лес сгорал, и на его месте вспахивали и засеивали землю. Несколько лет эта земля давала урожай. После на ней пасли скот, а потом на этом месте постепенно вырастал новый лес.


– И что будет дальше?

– Участок постепенно снова зарастёт лесом, а земледельцам придётся выжигать новый кусок земли. Такой древний способ обработки земли назывался «подсечно-огневой».

– Очень тяжёлая получается работа! Это тебе не грядки со свёклой пропалывать!

– Ты прав, тяжёлая! Одному человеку с ней было не справиться.

– Вот и собирались все вместе!

– Да, землю обрабатывали не просто семьями – собирались целыми родами, общинами.



– Что такое община, дядя Кузя?

– Община – это когда все важные дела решаются вместе, несколькими семьями… Люди жили бок о бок друг с другом, время от времени собирались на общее собрание, сход, и обсуждали то, что их волновало. И работали вместе. Но пора нам с тобой, Чевостик, возвращаться к Ладе и Микитке. Перевожу времяскок вперёд…

– Мы снова на поле! Во-он там Микитка пашет! Лада к нему с корзинкой побежала. И мы за ней пойдём?

– Пойдём.

– Дядя Кузя, а чем это Микитка пашет? Лошадь тянет за собой какую-то деревянную рогульку, а Микитка сзади за рукоятки держит и вперёд толкает.



– Об этой рогульке есть загадка: «Баба-яга – вилами нога, весь мир кормит – сама голодна».

– Ого! Что же это такое?



– Соха. Главное орудие труда земледельца.

– А почему такое название странное – «соха»?



– Слово «соха», Чевостик, означает «развилка». Сама соха деревянная, а внизу у неё два металлических зуба, которые разрыхляют землю. Сохой крестьяне пахали, ею же закапывали удобрения, боронили…

– Микитке, наверное, тяжело… Хоть он вон какой сильный! Плечистый, высокий.

– Да, пахать сохой – дело нелёгкое. Но отец его с шести лет с собой в поле брал. Мужчине нужно было и силу иметь – пахать, косить, дом строить, – и глаз острый для охоты. И ко всему этому мальчиков с детства приучали, чтобы к юности они уже всё умели. А ещё земледельцы использовали в обработке земли борону.

– А зачем нужна борона?



– Измельчать большие комья земли, чтобы колосьям было легче расти. «Бор» значит «резать», «колоть». Первые бороны вообще делали из обычной ёлки.

– Как из ёлки?

– У ёлки отрубали верхушку и обрезали сучья, но не полностью – небольшие сучки оставляли. Такую борону-суковатку лошадь тащила по полю, а маленькие сучки на стволе разбивали комья земли. Сейчас, конечно, бороны стали делать большими и прочными, с металлическими зубьями и даже с вращающимися дисками!



– Вот здорово! Мы когда в наше время вернёмся, ты мне борону обязательно покажи! Дядя Кузя, а что на этом поле растёт?

– Сейчас – ничего. А рос овёс. Его уже убрали, и Микитка вспахивает поле наново, под ячмень. Ячмень в зиму, под снег посеют, а весной всходы раньше появятся. Здесь, на северных землях, может вырасти не всякая культура. Вот славяне, которые жили южнее, в землях, где лето длится дольше и климат теплее, сеяли ещё гречиху, пшеницу, выращивали на полях лён.



– Лён – из которого одежду делают?

– Не только одежду! Из льняной и конопляной пряжи изготавливали рыбацкие и охотничьи сети. А из грубой льняной ткани – холстины и парусины – делали военные шатры и паруса. Кроме того, на кораблях славян нужны были канаты. Их тоже делали изо льна и конопли.

– Понятно. Дядя Кузя, Лада Микитку накормила, он опять за соху взялся. А девочка назад пошла.

– И мы за ней отправимся. Ещё раз в Игнатову избу заглянем.

– Вот мы опять к крыльцу вернулись. Заходи в дом, вслед за Ладой, Чевостик!

– Хорошо, что нас никто не видит и мы никому не мешаем! Тут все за столом сидят. Уже пообедали, теперь хлеб в мёд макают и едят. Ух, душистый какой! А это кто ещё рядом с хозяином Игнатом уселся?



– Это Афанасий, брат Игната. Это он мёд принёс. Афанасий – бортник.

– Кто?

– Бортник. Так называли людей, которые мёд добывали.

– А-а, так он пчеловод? У него ульи есть?



– Нет, Чевостик. Ульев в те времена ещё не было. Пчёлы жили в лесу, в стволах деревьев. Были и стволы с настоящими дуплами, и специально вырубленные колоды. Вот их-то и называли «борти».

– А людей, которые мёд из колод доставали, поэтому звали бортниками?

– Да. Борти в лесу помечали специальными знаками и охраняли. Тех, кто чужой мёд вздумает воровать или борти ломать, штрафовали!



Пчела опыляет цветок и возвращается в дупло. Бортники достают мёд из дупла вместе с сотами.


– Вот, оказывается, какие сластёны были славяне!

– Не то чтобы сластёны. Вспомни, малыш: сахара-то тогда не было. А пчёлы давали не только сладкий мёд, но и воск. Воск очень ценился и на Руси, и за её пределами. Воском торговали, из него делали свечи.



– И Афанасий воском торгует?

– Торгует. Он к брату пришёл как раз затем, чтобы договориться сегодня выехать в город воск продавать.

– В какой город?

– В Новгород. К утру братья туда и приедут, будут на торгу стоять. Торг – это такая большая ярмарка.

– Дядя Кузя, а что на ярмарке ещё, кроме мёда, продают? А сама ярмарка очень большая? А чем там платят за товар?..

– Сколько у тебя вопросов! Может, нам лучше самим всё увидеть?

– А как, дядя Кузя? Ярмарка ведь только завтра!

– Ты забыл о нашем времяскоке? Стоит лишь перевести прибор на завтрашнее утро – р-раз!

Задание

Представь, что ты новгородский бортник, который отправляется в лес за мёдом. У тебя есть специальный инструмент – медорезка, чтобы доставать мёд из дупла, и ведро, чтобы было куда складывать мёд.

Какой ещё тебе нужен предмет, который современному пчеловоду в наши дни не требуется?

Категория: КАК ЖИЛИ НА РУСИ | Добавил: admin | Теги: история Руси в картинках, как жили на Руси, игровые технологии на уроках, детям об истории России, история в начальной школе уроки
Просмотров: 33 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
ЛЮБОЗНАШКИ-ПОЧЕМУЧКИ
НАЧАЛО НАЧАЛ
КАК УСТРОЕН ЧЕЛОВЕК
КАК УСТРОЕН МИР
КАК ЖИВУТ ЖИВОТНЫЕ?
КАК ИЗГОТАВДИВАЮТ ВЕЩИ
ПУТЕШЕСТВИЕ В МИР СПОРТА

УМНИКАМ И УМНИЦАМ
ГИМНАЗИСТЫ РАЗВИВАЮТСЯ
МАСТЕРСКАЯ ГИМНАЗИСТА
Форма входа

Поиск
ПОСЕТИТЕ ТАКЖЕ








Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Copyright MyCorp © 2017
    Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru