«Репка» 


«Сегодня мы побываем в гостях у сказки «Репка»,— сообщает учитель.— Посмотрим сказку и поможем главным героям». Дети рассматривают иллюстрацию к сказке и одновременно отвечают на вопросы: который по счету, кто первый, второй и т. д., кто последний, кто пришел тянуть репку сначала, кто потом. 
Заканчивая игру, учитель обобщает знания детей: «Вы молодцы, ребята! Вы не только вспомнили сказку и помогли героям, но и закрепили понятия «раньше», «позже», «перед», «за...» (простейшие временные представления), познакомились с порядковым счетом». 
Чтобы игра помогала в овладении знаниями, умениями и навыками, а не просто в выполнении требований учителя, нужно планировать ее проведение так, чтобы она не предшествовала обучению («поиграем, а потом начнем учиться»), не чередовалась с ним (поучимся — поиграем), а стала формой коллективной учебной деятельности. 
С помощью игры можно сформировать у первоклассников качества, необходимые для становления учебной деятельности: 
а) положительное отношение к школе, учебному предмету; 
б) постоянное развитие способностей; 
в) осознание способов учебной деятельности, в том числе способов самоконтроля 
и самооценки. 
Вот почему при подведении итогов игры ученики систематически убеждаются в том, что до начала игры они чего-то не умели, а к концу этому научились. 
Закрепляя понятия «столько же», «сколько...», можно провести следующую игру. 

 

 

«В гостях у Красной Шапочки» 


Учитель просит детей помочь Красной Шапочке накрыть стол, так как к ней придут в гости зайчик, мишка и лисичка. Дети отвечают на вопросы: сколько всего придет гостей? Сколько надо поставить стульчиков? Сколько надо поставить чашек? 
Один ученик выполняет задания у доски, используя кукольную модель, посуду и игрушки: мишку, зайчика, лисичку, куклу — Красную Шапочку; остальные, используя счетный материал, выполняют задания на своих рабочих местах. 
В результате игры дети узнают, что стульчиков и чашек надо поставить столько же, сколько будет гостей. 

 

 


«Геометрическая мозаика» 


Применяя дидактическую игру «Геометрическая мозаика», учитель дает задания: 
1. Положите зеленый кружок, справа от него — желтый треугольник, слева от зеленого кружка — желтый квадрат, а выше — красный треугольник, ниже красный квадрат. За желтым треугольником положите зеленый квадрат, а рядом красный круг 
Затем по этому рисунку дети повторяют понятия «форма», «цвет». 
2. Посмотрите на составленный вами рисунок и скажите: какая фигура следует за зеленым квадратом? Предшествует желтому треугольнику? Находится между 
двумя зелеными фигурами? Посчитайте, сколько треугольников. Покажите цифрой количество зеленых фигур. И т. д. 
Таким образом, в процессе игры дети знакомятся с простейшими геометрическими фигурами, усваивают понятия «вверху», «внизу», «слева», «справа», «между», «рядом», которые являются основой пространственных представлений, овладевают счетом, рассматривают классификацию фигур по одному или нескольким признакам.

 


«Составим поезд» 


Эта игра наглядно показывает, что каждое следующее число образуется путем прибавления единицы к предыдущему числу, а каждое предыдущее получается путем вычитания единицы из последующего. На основе использования этой игры можно предложить сосчитать число вагонов слева направо и справа налево, и учащиеся делают вывод, что считать можно в любом направлении, но при этом важно не пропустить ни одного вагона и не сосчитать его дважды. 

 


«Звездное небо» 


На плакате изображено «звездное небо». Учитель предлагает посчитать звезды на небе, закрывает их тучкой. Затем тучку отодвигает и спрашивает: «А сколько теперь звезд?» Дети считают. Учитель останавливает счет и просит детей заглянуть за тучку, чтобы они убедились, что там именно столько звезд, сколько было сказано. 
Счет предметов предполагает не только знание последовательности чисел от 1 до 10, но и умение правильно соотнести число и предмет в пересчитываемой группе предметов. В процессе игры учитель добивается, чтобы каждый ученик, произнося число, дотрагивался до предмета или брал его в руки. 

 


«Почтальон» 


На наборном полотне выставлено 10 домиков — это улица. Им присваиваются при счете номера. Учитель говорит, что прикрепить номера на дома не успели. В конце ряда домов — почта с почтальоном-зайцем. У него письмо в восьмой дом. Как почтальону его доставить? 
Один из учеников говорит, что почтальон-заяц может прибежать к началу улицы и посчитать дома, начиная с первого домика, другие ученики советуют считать дома с конца улицы. Учащиеся выполняют это задание практически и приходят к выводу, что быстрее считать последним способом. Игра продолжается. Письмо надо доставить каждый раз в другой дом, решается новая математическая задача. 


«Угадай» 


Дети узнают, из каких двух слагаемых состоит число, например число 7. Выигрывает тот, кто больше предложит вариантов. 

 


«Арифметический лабиринт» 


Игра заключается в том, чтобы пройти через двое ворот и набрать в сумме число 10 (9, 8 и т. д.).  

 


«Молчанка» 


Учитель сообщает, что Карлсон принес в класс шары, на которых есть цифры. Он будет последовательно показывать цифры, а класс должен показывать состав соответствующего числа. На помощь Карлсон приглашает по одному ученику с каждого ряда. Карлсон показывает шар с цифрой, например, 8, а дети молча — состав этого числа. Помощники помогают Карлсону проверять ответы товарищей. 
Формируя навыки сложения и вычитания в пределах 10, можно применять игры в следующей последовательности. 

 

 


Игра-эстафета «Полет в космос» 


Винтик и Шпунтик изобрели новую ракету и пригласили вас совершить с ними увлекательное путешествие. Да вот беда. Ракета не может вместить всех желающих. Давайте разделим класс на две команды и выберем от каждой по 5 представителей и по одному капитану. Дается сигнал, и капитаны начинают соревнование. Решив пример, капитаны передают мел следующему игроку команды. 
Выигрывает та команда, которая быстрее и без ошибок решит примеры. Она и отправляется в космический полет. 

 


«Поезд» 


Класс делится на три команды. Выбирается начальник станции, готовящий составы к отправлению. Он раздает детям карточки-вагончики, на которых написаны примеры. По сигналу начальника станции команды начинают составлять состав. Первыми выходят «паровозы», затем «вагончики». Ответ примера — номер последнего вагона. 
Как только составлен первый поезд, начальник станции отправляет его в путь под музыкальное сопровождение песни «Голубой вагон». Второй и третий поезда отправляются по мере составления состава. 
Игра переходит в проведение физкультминутки. 

 


Сюжетно-ролевая игра «Театр» 


— Представьте, что вы пришли в театр. Перед вами зал (наборное полотно, на котором каждый карманчик — это стул). Посчитайте, сколько стульев в первом ряду (10). Сколько стульев во втором ряду? В третьем? (10) В каждом ряду по 10 мест. Назовите номера каждого стула в первом ряду. Ученики хором называют: первый, второй... десятый. 
Кассир продает каждому билет, на котором обозначены ряд и место. 
— Рассмотрите числа на своих билетах. В каком ряду и на каком месте должен сидеть каждый из вас? Скажи, Игорь. (Несколько учеников называют свой ряд и место.) 
Контролер проверяет, правильно ли зрители занимают места. Первым он предоставляет занять места девочкам. 

 

 

 

«Цепочка»

 

 

Содержание игры: учитель выставляет для каждого ряда (команды) на подставку доски карточки, изображающие числа вида:

 

 

 

Дес.

Ед.

 

Дес.

Ед.

 

Дес.

Ед.

l

l

 

l

l

 

 

l

 

l

 

l

 

 

 

 

 

l

 

l

 

 

 

 

 

l

 

 

 

 

 

 

 

l

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Учащиеся каждого ряда (команда) считают единицы каждого разряда и по цепочке называют проиллюстрированные числа (сначала ученик первой, потом второй и третьей команды). Потом учитель ставит другие карточки, иллюстрирующие числа второго десятка и ученики по цепочке называют их. Игра продолжается аналогично.

 

Выигрывает команда, которая допустит меньше ошибок в образовании двузначных чисел. Для подведения итогов игры учитель отмечает в таблице звёздочками правильные ответы учащихся.

 

Игра “Цепочка” используется для закрепления устной нумерации в пределах 100.

 

 

 

«Контролёры»

 

 

Дидактическая цель: закрепление знания состава чисел первого десятка.

 

Содержание игры: учитель распределяет детей на две команды. Два контролёра у доски следят за правильностью ответов: один – первой команды, второй - другой команды. По сигналу учителя ученики первой команды делают несколько ритмических наклонов вправо, влево и считают про себя. По сигналу учителя они называют хором число наклонов первой команды до заданного числа и ведут счёт про себя (например 6 – прибавил 1, 7 – прибавил 2, 8 – прибавил 3). Затем они называют число выполненных наклонов. По числу наклонов, выполненных учениками 1 и 2 группы и называется состав числа. Учитель говорит: “Восемь – это…”, ученики продолжают: “Пять и четыре”. Контролёры показывают зелёные круги в правой руке, если согласны с ответом, красные – если нет. В случае ошибки упражнение повторяется. Потом учитель предлагает детям второй команды по сигналу сделать несколько приседаний, а ученики первой команды дополняют приседания до заданного числа. Называется состав числа. Аналогично анализируется состав чисел на основе хлопков.

 

Данная игра не только систематизирует знания учеников, но и несёт элементы физической разгрузки, т.к. использует физкультурные упражнения.

 

 

 

 

 

 

«Сколько палочек в другой руке?»

 

 

Дидактическая цель: закрепление знания десятичного состава двузначного числа.

 

Средства обучения: набор отдельных палочек и пучков палочек.

 

Содержание игры: вызванный ученик берёт пучок палочек в одну руку, а отдельные палочки – в другую руку и показывает их классу. Дети угадывают их количество и показывают карточку с соответствующим числом.

 

Затем задание усложняется: надо угадать, сколько отдельных палочек в руке, если в другой – пучок, и составить пример на сложение. Например, ученик взял 15 палочек, положив пучок из 10 палочек в правую руку и 5 отдельных палочек в левую. Дети составляют пример на сложение 10+5=15.

Игру нужно проводить при закреплении состава десятичного состава двузначных чисел.

 

 

«Хлопки»

 

Цель игры: закрепление знания десятичного состава двузначного числа.

Средства обучения: набор определённых палочек и пучков палочек.

Содержание игры: учитель вызывает двух детей к доске. Ученик, стоящий справа, обозначает единицы, а стоящий справа – десятки. Учитель называет двузначное число, правый ученик хлопками обозначает число единиц в этом числе, а левый – число десятков. Все остальные ученики выполняют роль контролёров. Они сигналят, если десятичный состав числа показан учениками неверно.

Игру нужно проводить при закреплении состава десятичного состава двузначных чисел.

 

 

«Стук-стук»

 

Дидактическая цель: закрепление знаний по нумерации чисел в пределах 20.

Средства обучения: на доске изображена таблица с двумя разрядами:

 

Десятки

Единицы

 

 

 

Содержание игры: учитель молча стучит указкой один раз в разряде десятков и несколько раз в разряде единиц. Дети внимательно слушают и показывают учителю соответствующее число на карточке с цифрами.

Игру следует использовать при изучении письменной нумерации чисел в пределах 20.

 

 

 

“Живой уголок”

 

 

Дидактическая цель: ознакомление детей с приёмом образования чисел при одновременном закреплении пространственной ориентации, понятий “больше”, “меньше”.

 

Средства обучения: изучение животных.

 

Содержание игры: учитель говорит: “В нашем живом уголке живут кролики: серый и белый, кролики грызут морковь. Сколько кроликов грызут морковь? (два, ответ фиксируется показом цифры 2). Назовите, какие кролики грызут морковь? (серый и белый). К ним прибежал ещё один кролик. Что изменилось? (кроликов стало больше) Сколько кроликов теперь едят морковь? (три, ответ фиксируется показом цифры 3) Перечисли их (один белый и ещё один белый, и ещё один серый, всего три). Каких кроликов больше, белых или серых? (белых) Почему их больше? (их два, а два это один и один). Почему 2>1? (два идёт при счёте после числа 1). Аналогично можно рассматривать образование последующих чисел.

 

игры учитель открывает 2 сектора, предлагает сравнить число рисунков в них и определить, где предметов меньше и на сколько.

 

 

 

 

Игра “Числа, бегущие навстречу друг другу”

 

 

Дидактическая цель: знакомство с составом числа 10.

 

Содержание игры: учитель предлагает детям записать в тетрадь числа от 1 до 10 по порядку и дугами показать два числа, которые бегут навстречу друг другу, образуя в сумме число 10. Затем просит записать примеры на сложение с этими числами. Например:

 

 

0 1   2   3   4   5   6   7   8   9   10

 

 0 + 10 = 10                10 + 0 = 10

 

1 + 9 = 10                   9 + 1 =10

 

 

Учитель спрашивает: “Что интересного вы заметили при составлении примеров? Дети отвечают, что числа, стоящие на одинаковых местах справа и слева в числовом ряду, составляют в сумме число 10”.

 

При изучении нумерации чисел в пределах 20 можно выделить 4 этапа:

 

1. Образование чисел путём прибавления единицы к предыдущему числу и вычитание единицы из последующего числа. Игра “Составим поезд”.

 

2. Образование чисел из десятков и единиц. Здесь можно предложить игру “Математическая эстафета”.

 

3. Анализ состава чисел в пределах 20. Можно использовать игру “Узнай, сколько палочек в другой руке” (описание игры в п.3).

 

 

 

 

“Математическая эстафета”

 

 

Дидактическая цель: ознакомление с образованием чисел из десятка и единиц.

 

Средства обучения: 10 кругов и 10 треугольников из приложенных к учебнику математики для подготовительного класса.

 

Содержание игры: учитель делит класс на 3 команды по рядам и проводит игру-соревнование. Первый ученик из первой команды иллюстрирует число с помощью кругов и треугольников, второй из этой же команды называет цифрой обозначенное число, третий – его состав, четвёртый показывает число на карточках.

 

Аналогичные упражнения выполняют из второй и третьей команд. Победит та команда, которая не допустит ни одной ошибки или допустит меньшее их число.

 

 

 

Игра “Молчанка”.

 

Содержание игры: учитель иллюстрирует на абаке или карточках двузначные числа, а учащиеся обозначают их с помощью разрезных цифр и показывают их молча учителю или записывают в тетради.

 

“Как запутался Серёжа?”

 

Серёжа научился писать числа в пределах сотни. Однажды вечером отец положил перед Серёжей на стол 4 палочки слева и один десяток связанных палочек справа и предложил мальчику написать, сколько палочек всего. Серёжа написал число 41. Правильно ли написал число Серёжа? Как он рассуждал?

 

 

 

 

“Спор цифр”

 

 

Однажды цифры поспорили с нулём и стали его дразнить: Ты хотя тоже цифра, но ровнехонько ничего не значишь! Вот ученик возьмёт цифру 2 и поставит два кубика, а возьмёт тебя и ничего не поставит.

 

- Правда, правда, ни-че-го – сказала пятёрка.

 

- Ни-че-воч-ка, ни-че-воч-ка, - затараторили цифры.

 

- Глупые вы, ничего не понимаете, - сказал ноль, - Вот единица. Я встану рядом с тобой справа. Чем ты теперь стала? Отвечай!

 

Ноль встал справа рядом с единицей, и она стала … (десяткой).

 

- Вот я стану рядом с тобой справа, пятерка, что ты будешь обозначать? Отвечай! – Ноль встал справа рядом с пятёркой, и стала она … (пятью десятками, 50)

 

Ноль становится рядом справа с каждой цифрой и требовал ответить, чем она стала.

 

- Я увеличиваю каждую из вас, а вы меня ничевочкой называли. Неблагодарные! Подумайте хорошенько, и вы поймёте, что я для вас значу. Когда вас нет, я вас всегда заменяю. Можете ли вы написать ответ в таких примерах: 5–5=… , 7-7=…? А ну-ка, попробуйте! Никого из вас нельзя здесь поставить.

 

Задумались цифры и перестали дразнить ноль. Но цифрам всё же захотелось поспорить, и они затеяли спор между собой.

 

- Я больше всех значу, - заявила девятка, - я не какая-то единица.

 

Единица засмеялась, подскочила к девятке слева и закричала:

 

- Кто теперь больше, ты или я? Отвечай! (получилось 19)

 

- Я десяток, а ты только девять; десять ведь больше девяти. Что, молчишь?

 

Подбежала семёрка, прогнала единицу и сама стала слева. Получилось (79).

 

- Я семь десятков, 70, понимаешь?

 

Так все цифры становились рядом с девяткой и все оказывались больше неё. Удивилась девятка, смутилась…

 

Учитель спрашивает:

 

- Правильно ли спорят цифры? Какой вывод можно сделать?

 

- Девятка больше всех, когда цифры живут отдельно. Когда они становятся рядом друг с другом, дело меняется. Самое главное – это место цифр в числе. На первом месте справа пишутся единицы, на втором справа – десятки.

 

Цифры поняли и с тех пор перестали спорить, кто из них больше.

 

Примечание: на уроке инсценировку “Спор цифр” может прочитать учитель или ученик, а во внеклассной работе её можно и драматизировать: за автора читает учитель, один ученик становится нулём, девять детей изображают цифры. В этой игре дети усваивают зависимость значения цифры от занимаемого его места.

 

 

 

“Украсим ёлку игрушками”

 

 

Дидактическая цель: знакомство с составом числа 10.

 

Средства обучения: рисунок ёлки; маленькие иллюстрации ёлочек для учащихся.

 

Содержание игры: учитель сообщает, что скоро Новый год. И все будут наряжать ёлку. И нам с вами тоже надо нарядить ёлку. Наша ёлка – математическая. На доску вывешивается плакат с ёлкой. На верхушке - звезда с числом 10. Но не все ветки украшены игрушками, надо повесить ещё недостающие шарики так, чтобы на каждом ярусе сумма чисел была равна 10. Дети выходят к доске и наряжают ёлку. Учитель должен поощрять слабых детей.

 

 

 

 

“Подарки Петрушки”

 

 

Дидактическая цель: ознакомить с составом числа 5.

 

Средства обучения: иллюстрации Петрушки, Незнайки и Веселого Карандаша; воздушные шары, вырезанные из цветного картона.

 

Содержание игры: учитель сообщает, что на урок в гости пришёл Петрушка с воздушными шарами и с ним пришли его друзья. Незнайка и Весёлый Карандаш (на доску крепятся иллюстрации с изображением сказочных героев). Петрушка решил подарить шары Незнайке и Весёлому Карандашу. Как он может подарить их?

 

Дети перечисляют возможные варианты состава числа пять и иллюстрируют у доски и после записывают в тетрадь. В конце игры наиболее активные дети поощряются.

 

 

 

 

“Слушай и считай”

 

 

Содержание игры: у каждого из учеников набор карточек с числами от 1 до 10. У учителя палочка, которой он ударяет по какому-либо предмету, издающему громкий звук, определённое число раз. Все учащиеся должны немедленно поднять и показать карточку с числом, соответствующим количеству ударов.

 

Можно условиться, что играющие, услышав удары, должны поднять карточку с числом, недостающим, например, до десяти (ударов было три, поднять карточку с числом 7). Затем устанавливается другое правило: показать надо не число, соответствующее числу ударов, а два соседних числа – меньшее и большее. Можно предложить и другой вариант игры: учитель сначала ударит палочкой по одному предмету 8 раз, а по другому – 3 раза. Это значит, что учащиеся должны от восьми отнять три и показать карточку с числом 5. Игра требует тишины и внимания, поэтому можно предложить ребятам, прислушиваясь к числу ударов, закрывать глаза.

 

 

 

 

“Считай дальше с любого числа”

 

 

Эта игра поможет избавиться от ошибки, когда ученик называет число с переходом через круглый десяток, например, 67, 68, 69, 70 (а не шестьдесят десять).

 

 

 

 

“Назови соседей числа”

 

 

Эта игра даёт возможность каждое число первой сотни рассматривать не изолированно, а в связи с предыдущим и последующим числом.

 

Средства обучения: мяч или два мяча – большой и маленький (или разного цвета).

 

Содержание игры: учитель бросает мяч то одному, то другому участнику игры, а те, возвращая мяч, отвечают на вопрос учителя. Бросая мяч, учитель называет какое-либо число, например двадцать один, играющий должен назвать смежные числа – 20 и 22 (обязательно сначала меньшее, потом большее).

 

Возможен и другой, более сложный вариант игры. Возвращая мяч, играющий должен сначала отнять от названного учителем числа единицу, потом прибавить к нему полученную разность. Например, учитель назвал число 11, а играющий должен назвать числа

 

 

10 (11-1=10) и 21 (11+10=21).

 

 

Эту игру можно провести и с двумя мячами: большим и маленьким (или разного цвета). Когда учитель бросает большой мяч, то отвечающий должен, к примеру, прибавить 9 и вернуть мяч обратно, а когда маленький – то отнять 3. Здесь дети не только считают, но и развивают внимание, чтобы не перепутать действия.

 

 

 

 

“Кто быстрей сосчитает?”

 

 

Игра развивает зоркость, внимание.

 

Содержание игры: на доске вывешиваются два одинаковых плаката, на которых записаны в произвольном порядке числа. Например, от 61 до 90 (от 11 до 30 и т.п.). Например, требуется назвать и указать на таблице по порядку все числа от 61 до 90. Можно соревноваться и двумя командами, по одному человеку от каждой. Затем победители соревнуются между собой и определяется лучший счётчик.

 

Примерный вид плаката:

 

 

 

90

75

71

63

66

67

82

86

68

76

87

61

73

89

81

74

88

65

77

84

80

69

78

62

70

64

83

72

79

85

 

 

 

 

 

“Загадка”

 

 

Дидактическая цель: закрепить нумерацию чисел в пределах 100; десятичный состав числа.

 

Содержание игры: учитель загадывает загадку “Серебристая пила в небе ниточку вила. Кто же смелый нитью белой небо шил, да поспешил: хвост у нитки распушил?”. Замени число десятками и единицами и в таблице найди буквы. Прочитайте слово и запишите его.

 

 

 

 

5 ед.

6 ед.

8 ед.

 

 

3 дес.

К

Д

Ч

 

76,   98, 75, 38,   95, 35

7 дес.

Т

Л

М

 

 

9 дес.

И

Ю

Ё

 

Ответ: лётчик.

 

 

 

 

 

“Гном”

 

 

Дидактическая цель: закрепить умение детей заменять двузначное число суммой его разрядных слагаемых.

 

Содержание игры: Помоги гному найти дорогу к дому. Куда идти: вперёд или назад – об этом числа говорят. Замени каждое число суммой разрядных слагаемых и в таблице найди букву. Составь слово, прочитай.

 

 

 

 

4

5

7

 

 

80

В

Ё

П

 

84,   87, 27, 55,   85, 54

50

Д

Р

М

 

 

20

О

О

Е

 

Ответ: вперёд.

 

 

 

 

 

 

“По порядку номеров”

 

 

Дидактическая цель: закрепление порядка следования чисел при счёте.

 

Содержание игры: две команды по 10 человек выстраиваются шеренгами лицом к классу. У ведущего – два комплекта карточек разного цвета с числами от 1 до 10 (можно использовать любые варианты чисел). Перед началом игры ведущий перемешивает карточки каждого комплекта и по одной прикрепляет на спины играющих. Ни один из играющих не знает, какое число на его карточке. Узнать это каждый может лишь у своего соседа. По сигналу игроки команд должны построится так, чтобы числа на их карточках были расположены по порядку. Команда, выполнившая задание быстрее и точнее, выигрывает.

 

 

 

 

 

“Сбежавшие числа”

 

 

Дидактическая цель: усвоение порядка следования чисел в натуральном ряду.

 

Материал игры: таблички с числами.

 

 

 

1

 

3

 

 

6

 

 

9

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

11

 

13

 

 

16

 

 

19

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2

 

6

 

 

 

10

 

14

 

 

 

 

 

Содержание игры:

 

Учитель вывешивает на доску готовые таблицы (или чертит их на доске), в пустые клетки которых надо вписать пропущенные числа. Ученики должны определить закономерность в записи цифр и вписать нужные. Учитель говорит: “Здесь каждое число живет в своём домике. Но вы видите, что некоторые домики пусты - из них сбежали числа. Какие это числа? Надо подумать и вернуть беглецов в свои дома.” Выигрывает тот, кто вставит числа правильно.

 

 

 

 

“Рыболовы”

 

 

Дидактическая цель: анализ однозначных и двузначных чисел.

 

Содержание игры: на наборном полотне изображен пруд; в прорези полотна вставлены изображения рыбок, на которых написаны двузначные и однозначные числа. Соревнуются две команды по 4 человека в каждой. Поочерёдно каждый член команды “ловит рыбку” (громко называет число) и проводит его анализ: сколько знаков в числе, его место в числовом ряду, разбор чисел по десятичному составу. Если все ответы правильны, то он поймал рыбку (берёт её), если нет – рыбка сорвалась. Выигрывает команда, поймавшая больше рыбок.

 

 

 

 

“Весёлый счёт” или “Борьба за цифру”

 

 

Дидактическая цель: закрепление порядка следования чисел.

 

Средства обучения: два больших листа плотной бумаги, на которых написаны разным цветом цифры большого размера.

 

Содержание игры: перед каждой таблицей становится один из учеников. Учитель предлагает громко назвать числа по порядку от 1 до 24 и от 52 до 75, одновременно показывая каждое из них на таблице. Тот, кто быстрее назовёт числа, считается победителем. Через каждую таблицу проходит несколько пар.

 

Пример таблицы:

 

 

 

14

8

12

4

 

65

59

63

55

10

23

1

15

 

61

74

52

66

3

17

21

7

 

54

68

72

58

19

6

9

11

 

70

57

60

62

24

2

16

22

 

75

53

67

73

13

20

5

18

 

64

71

56

69

 

 

 

“Поймай бабочку”

 

Дидактическая цель: обобщение знаний о разрядном составе числа.

Содержание игры: на доску вывешивается иллюстрация с изображением луга и макеты бабочек. На каждой бабочке написан разрядный состав чисел до 20. У каждого ребёнка бабочка из картона жёлтого цвета, на обратной стороне которой записаны числа. Один из вызванных к доске учеников ловит бабочку, прикреплённую на ниточке, на которой указан разрядный состав числа, остальные ученики поднимают (ловят) тех бабочек, на которых написаны числа, соответствующие разрядному составу.

Потом все отправляются в магазин, (проголодались на прогулке). Далее проходит

 

 

Игра в “Магазин”

 

Дидактическая цель: обобщение знаний учащихся о составе числа.

Содержание игры: вывешивается два плаката: один с рисунками монет, другой с изображением предмета и его ценой (хлеб – цена, батон, булочка, рогалик и т.п.). Дети подходят к плакатам, показывают хлеб, и расплачиваются за покупку набором из существующих монет.

Также при обобщении знаний по теме “Нумерация чисел в пределах 100” можно использовать следующие игры:

 

 

“Войди в ворота”

 

Дидактическая цель: обобщение знаний о составе числа.

Содержание игры: дети берут карточки с числами 0, 1, 2, … , 10. Два ученика образуют ворота (оба поднимают вверх сцепленные руки), в свободных руках они держат карточки с цифрами. В результате образуется несколько пар детей и один лишний. Он входит в ворота, выбирает ученика с такой карточкой, чтобы их числа в сумме составили число 10. Оба ученика проходят назад. Оставшийся без пары ученик также входит в ворота и подбирает пару себе. Все дети сидевшие за столами, следят за правильностью подбора пар.

 

 

Игра-соревнование “Если вместе, если дружно”

 

Особенность этой игры – эстафетный характер заданий, когда от вклада каждого, от чёткости и взаимодействия зависит общий результат.

Дидактическая цель: развитие логического мышления и воображения, проверка элементарных математических навыков.

Ход игры: учитель объявляет, что урок пройдёт в виде игры под девизом “Если вместе, если дружно”. Класс делится на две команды. Обе команды носят имена великих математиков прошлого: “Пифагоры”, “Архимеды” (желательны эмблемы). Учитель предупреждает, что соревнования будут эстафетными, поэтому будьте готовы проявить взаимопонимание и взаимовыручку.


 

© 2021 Мы гимназисты
Design by vonfio.de

Яндекс.Метрика

Top.Mail.Ru