Учебный цикл – это фрагмент процесса обучения, в течение которого учащиеся усваивают некоторую отдельную порцию учебного материала.

Построение учебного цикла зависит от целей изучения материала, от его содержания, от выбранных методов, форм и средств обучения, от личностных свойств учителя и учеников.

Вот так выглядит структура учебного цикла:

актуализация знаний, необходимых для усвоения нового материала;

сообщение нового материала;

репродуктивное закрепление;

тренировочное закрепление;

итоговое закрепление;

контроль знаний.

По русскому языку я чаще всего провожу трехурочные циклы. Они состоят из урока изложения нового материала с репродуктивным закреплением, урока решения задач и урока самостоятельной работы. Под руководством профессора Г.Г. Левитаса мною разработаны дидактические материалы по русскому языку для учащихся 3 и 4 классов.

Я хотела бы остановиться на самостоятельной работе на уроках русского языка по технологии учебных циклов.

Самостоятельная работа – это средство вовлечения учащихся в самостоятельную познавательную деятельность. Основная цель ее – научить ребят мыслить, анализировать и обобщать языковые факты, усваивать учебный материал, развивать навык письма.

На разных типах уроков я применяю разнообразные самостоятельные работы. Все они только тогда дают положительный результат, когда они представляют определенную систему.

При построении системы самостоятельных работ в качестве основных дидактических требований я выдвигаю следующие:
а) система самостоятельных работ должна способствовать приобретению учащимися глубоких и прочных знаний, развитию у них познавательных способностей;
б) система должна удовлетворять принципам доступности и систематичности;
в) входящие в систему работы должны быть разнообразны по учебной цели и содержанию;
г) последовательность выполнения классных самостоятельных работ должна логически вытекать из предыдущих работ и готовить почву для выполнения последующих заданий.

В организации самостоятельной работы необходимо учитывать, что для овладения знаниями, умениями и навыками различными учащимися требуется разное время.

Осуществлять это можно путем дифференцированного подхода. Наблюдая за ходом работы класса в целом и отдельными учащимися, я вовремя переключаю успешно справившихся с заданиями на выполнение более сложных. Некоторым учащимся количество тренировочных упражнений свожу до минимума, а другим даю значительно больше таких упражнений в различных вариациях, чтобы они усвоили новое правило и научились самостоятельно его применять.

Самостоятельная работа не может эффективно проходить без помощи и указаний извне. Учеников нужно готовить, т.е. наглядно показывать приемы работы, сопровождать четкими объяснениями, записями на доске. Уроки самостоятельной работы не только по основным разделам я провожу отдельно. Это дает возможность отследить успешность усвоения материала учащимися и вовремя ликвидировать пробелы.

 

В высыпающемся меню к этому разделу сайта Вы найдете задания для самостоятельной работы для разных классов.

 


© 2019 Мы гимназисты
Design by vonfio.de

Яндекс.Метрика

Top.Mail.Ru