Сценарий занятия

Для четвероклассника Всероссийская проверочная работа (ВПР) - это новое испытание, которое может вызвать волнение и беспокойство. Воспользуйтесь готовым сценарием занятия, на котором школьники освоят навыки саморегуляции и приемы расслабления.

 

ДЛЯ КОГО, ЗАЧЕМ И КАК

Участники: четвероклассники.

Цель: снять психологическое напряжение в период подготовки и проведения ВПР.

Задачи:

обучить навыкам саморегуляции и приемам расслабления;

развить способности к самопознанию и рефлексии;

повысить самооценку и уверенность в собственных силах у учащихся.

Допматериалы: карточка-инструкция, картинки «Совы - настроения», пиктограммы, карточка «Три упражнения, которые помогут успокоиться» памятка «Семь правил, которые помогут успешно написать ВПР».

Время проведения: 50 минут.

 

Этап 1. Разминка

Дополнительные материалы: карточка-инструкция, картинки «Совы - на строения», пиктограммы основных эмоциональных состояний

Цель: настроить учеников на продуктивную работу и актуализиро­вать эмоциональное состояние школьников, развить мимические и пантомимические способности, которые помогут осознавать и выражать эмоциональное состояние.

Педагог-психолог:

Здравствуйте, ребята! Сегодня на занятии мы поговорим о наших эмоциях и чувствах, а также о том, как можно справиться с волнением. Что вы знаете о чувствах и эмо­циях? Что может нам сказать выражение лица? Зачем человеку чувства? (Чувства помогают нам понимать себя и дру­гих людей). Для человека важно научиться распознавать чувства и самому их выражать. Сейчас мы сделаем одно упражнение. У вас на столе лежат картинки «Совы - на­строения». Посмотрите, у каждого совенка свое выраже­ние лица. Соотнесите рисунок совенка с пиктограммой, которая схематично передает эмоциональное состояние.

Вопросы для обсуждения:

Какое настроение у каждого совенка? Вспомните ситуации, которые могут вызвать те или иные чувства, как у совят на картинке? Как можно определить, что чувствует человек, какое у него настроение?

Педагог-психолог:

Ребята, сейчас мы с вами будем выполнять мимическую гимнастику. Я буду поочередно описывать состояние, а вы искать совенка, который подходит. Мы с вами представим и повторим это состояние и зафиксируем его на своем лице на несколько секунд.

Воспользуйтесь карточкой-инструкцией, которая поможет вам описать экспрессивное состояние и действия.

Этот совенок очень любопытный (Дети выбирают карточку). Представьте, что вы открываете подарок, вам любопыт­но? Покажите, что вы чувствуете! (Дети стараются выразить состояние). Зафиксируйте выражение лица: пристальный взгляд, нижняя губа закушена.

Далее попросите детей перечислить все эмоции с помощью суще­ствительных. Спросите: «Что чувствует этот совенок?» (радость, печаль и пр.).

 

Этап 2. Основная масть

Цель: уточнить эмоциональный настрой на ВПР, ознакомить школьников с процедурой проведения.

Педагог-психолог:

В апреле вам предстоит написать Всероссийскую про­верочную работу по трем предметам: математике, рус­скому языку, окружающему миру. Эта работа поможет определить, что вы узнали за четыре года обучения в школе. У вас есть возможность показать все свои знания и эрудицию. А еще проявить уверенное, сосре­доточенное и спокойное поведение.

Вопросы для обсуждения:

Что вы знаете о том, как будет проходить провероч­ная работа?

Какие задания надо выполнить?

Обсуждение

Педагог-психолог:

Ребята, а что вам кажется трудным в предстоящей проверочной работе?

Примерные варианты ответов:

Другой учитель будет проводить проверочную работу. Одноклассники будут сидеть в разных кабинетах.

Учителя и родители слишком волнуются за нас. Учителя и родители много требуют во время подготовки к ВПР. Ограниченное время на то, чтобы выполнить задания. Справиться с волнением и сосредоточиться на задании.

Педагог-психолог:

А что вам поможет подготовиться и уверенно написать проверочные работы?

Примерные варианты ответов:

Внимательно и добросовестно работать на каждом уроке. Поддержка взрослых и одноклассников. Сходить в библиотеку, читать книги и энциклопедии. Меньше сидеть за компьютером и играть в игры. Соблюдать режим дня и время, чтобы не перенапрягаться.

 

Упражнение «Мост уверенности»

Цель: выработать уверенность в собственных силах и самопод­держке.

Педагог-психолог рисует мелом на полу мост (шири­на 7 см, длина 2 м). Это упражнение можно провести в школь­ной рекреации.

Педагог-психолог:

Сейчас мы с вами будем проходить через мост. Каждый по очереди пройдет по такому мостику приставным шагом. Важно не дотрагиваться за линии ограничения. У вас есть три попытки, во время которых:

Все одноклассники поддерживают идущего словами: «Молодец!», «У тебя все получится!».

Все молчат.

Все кричат идущему: «Упадешь!».

Вопросы для обсуждения:

Когда было идти легче?

Что вам мешало и когда?

Чем вы себе помогали?

Что вы мысленно себе говорили?

 

Релаксация.

Упражнение «Насос и мяч» (Н.Л. Кряжева)

Дополнительные материалы: карточка для школьников «Три упражнения, чтобы быстро успокоиться»

Педагог- психолог: Ребята, предлагаю вам поиграть в игру. Для этого найдите себе пару. Один из вас - большой надувной мяч, а дру­гой надувает насосом этот мяч. «Мяч» стоит, обмякнув (ноги полусогнуты, корпус отклонен несколько вперед, голова опущена). Начинаем надувать мяч, качаем воздух (движения рук сопровождаются звуком «С-с-с»). А мяч надувается все больше и больше: сначала выпрямляются ноги в коленях, потом туловище, поднимается голова, надуваются щеки, руки разводятся (показ движений). Мяч надут. Тут шланг насоса выдергивается... и из мя­ча выходит воздух: «Ш-ш-ш». Мяч снова сдулся. Дети, выполняя упражнение, меняются ролями.

Педагог-психолог подводит итог упражнения. Важно объяснить детям, насколько необходимо уметь расслабиться и сосредото­читься. Обсудите с детьми, каково было их состояние в зависи­мости от роли. Далее воспользуйтесь карточкой. Выполните эти упражнения вместе с детьми. Порекомендуйте их применять в том случае, если они начинают испытывать волнение.

 

Этап 3 Завершение

Упражнение «Круг поддержки»

Дополнительные материалы: памятка для школьников «Семь правил, которые по­могут успешно написать ВПР»

Педагог-психолог:

Ребята, занятие подходит к завершению. Предлагаю вам встать в круг и вручить подарок соседу справа. Важно, чтобы этот подарок принес уверенность, удачу и силы. Это может быть несуществующий предмет или

 

 

 

© 2019 Мы гимназисты
Design by vonfio.de

Яндекс.Метрика

Top.Mail.Ru