Цели урока: Повторение и закрепление знаний, приобретенных на занятиях кружка по истории и архитектуре Санкт-Петербурга.

Задачи урока.

Образовательная: дать возможность детям в новых условиях и разнообразной игровой деятельности актуализировать приобретенные ранее знания.

Воспитательная: создать атмосферу для развития коммуникативных способностей, воли к победе, чувства патриотизма.

Развивающая: способствовать активизации развития памяти, внимания, мышления, пространственных представлений – способности ориентироваться по карте, схеме класса; создание условий для развития навыка партнерского взаимодействия, коллективного принятия решения, самодеятельности учащихся; применяя эффективную систему оценивания (накопительную) и фиксацию сильных сторон каждого учащегося, способствовать повышению самооценки; продолжить работу над формированием мотивации изучения истории СПб.

Оборудование: 4 схемы Стрелки Васильевского острова <Рисунок 1>; фотографии: Васильевский остров – вид сверху, Ростральные колонны; зданий: Биржи, пакгаузов, Кунсткамеры, Двенадцати коллегий; раздаточный материал к конкурсу "Вычеркните лишнее” – 4 штуки, раздаточный материал к конкурсу "Портреты исторических личностей” – 4 карточки; бумага, цветные карандаши; стены оформлены плакатами со стихами русских поэтов о Петербурге и рисунками детей.

Подготовка: игра является заключительным этапом серии занятий по истории СПб на тему "Стрелка Васильевского острова”: теоретического материала, "путешествий” по карте СПб, раскрашивания изображений памятников архитектуры, входящих в ансамбль Стрелки Васильевского острова, игровых занятий "Торговый порт”, "Почему на Неве мосты разводные”, "Я – архитектор Стрелки Васильевского острова”, "Виртуальная экскурсия по Стрелке Васильевского острова”.

Детям заранее предложено сформировать 4 команды. Каждой команде необходимо выбрать название, подготовить приветствие, нарисовать эмблему.

Место игры. Участники игры – учащиеся 3-го класса группируются командами вокруг столов, на которых положены схемы Стрелки Васильевского острова, бумага, карандаши, ручки.

Ход игры

1. Организационный момент.

Зрители занимают свои места.

Звучит "Гимн великому городу” Р. Глиера.

 

Команды участников организованно занимают свои места за столами.

2. Основная часть.

Вступительное слово ведущего.

Дорогие юные петербуржцы, мы с вами собрались, чтобы поговорить о нашем любимом и родном городе и поиграть. В игре вам понадобятся знания, приобретенные на занятиях здесь – в школе, а больше всего – выдержка, сообразительность, товарищеская взаимопомощь, умение слушать друг друга.

В Петербурге даже стены домов воспитывают. Поэтому недостойное поведение петербуржцам не свойственно. И если команда, или кто-либо из ее членов своим поведением не будут соответствовать гордому званию – петербуржец, то эти люди не смогут участвовать в игре.

Вхождение в игру. Римляне говорят, что человек, проживший в городе 3 дня, считает, что узнал его хорошо; тот, кто прожил в нем 3 месяца, понимает, что ему удалось кое-что узнать и увидеть; а если доведется ему прожить в этом городе 3 года, убеждается, что почти ничего о нем не знает.

Знаем ли мы свой родной город? Каждый из вас сможет сегодня ответить на этот вопрос.

К игре вы подготовили приветствия, нарисовали эмблемы своей команды. Готовы ли вы к игре?

Участники игры: Да!!!

Представление команд.

Конкурс "Мы знаем все здания, входящие в ансамбль Стрелки Васильевского острова”

Ведущий. Представьте, что мы с вами поднялись высоко в небо и парим над нашим городом. Что мы сможем увидеть? (Предположения детей). Как вы думаете, что может помочь нам увидеть наш город с высоты птичьего полета?

Участники игры. Карта.

Ведущий. А если карта нарисована "от руки”, неточно, схематично – как она называется?

Участники игры. Схема.

Ведущий. На схеме <Рисунок 1>, которая играет сегодня вместе с нами, изображен один из красивейших ансамблей Санкт-Петербурга. Вам необходимо определить и подписать название ансамбля, а также здания и сооружения, входящие в этот ансамбль. Команда, выполнившая задание правильно и раньше остальных, получает дополнительный балл.


Участники игрыКоманды получают схемы Стрелки Васильевского острова и начинают выполнять задание.

Ведущий. В следующем конкурсе каждой команде будут предложены вопросы по истории и архитектуре Петербурга. Вопросы разной степени сложности: на 1, 2 и 3 балла. Степень сложности вопроса выбирает команда. На обдумывание ответа дается полминуты. Если команда затрудняется с ответом, то остальные команды могут заработать очки на вопросе соперника.

Общие вопросы к викторине "Стрелка Васильевского острова”

Назовите имя нашего города. Объясните, что означает: Санк + Петер + бург. (Святой камень град; город Святого Петра) 1 балл

Где расположен наш город, на каких: реке, заливе, море. Откуда берет начало Нева (исток)? (Исток Невы – Ладожское озеро; СПб заложен в месте впадения (устье) Невы в Финский залив Балтийского моря) 1 балл

В месте впадения Невы в Финский залив Нева делится на рукава. Вспомните, сколько их и как они называются? (Пять рукавов: Большая Нева, Малая Нева, Большая Невка, Средняя Невка, Малая Невка) 1 балл

Что такое стрелка острова? Какие невские рукава омывают Стрелку Васильевского острова? ("Нос” острова – выступ суши называют стрелкой. Стрелка Васильевского острова делит Неву на Большую и Малую.) 2 балла

Для чего на Стрелке стали строить красивые здания? (В Петербурге шла оживленная торговля: купцы привозили товары из разных стран. Городу нужен был удобный и красивый порт, способный принять всех купцов, разместить на хранение их товары. Необходимо было здание, где купцам было бы удобно заключать торговые сделки, платить пошлину за ввоз товара и пройти таможенный досмотр. Для этих целей Стрелка была самым удобным местом. Кроме того, здесь уже располагался порт, но он не удовлетворял требованиям времени.) 3 балла

Какое здание располагается в центре Стрелки? (В центре Стрелки построено здание Биржи. Оно расположено на насыпном холме, высотой в два человеческих роста и похоже на античный храм, опоясанный колоннадой. В бирже купцы заключали торговые сделки.) 3 балла

Какие "сестры-близнецы” входят в ансамбль Стрелки Васильевского острова? Расскажите об их назначении. (Ансамбль Стрелки украшают Ростральные колонны, являющиеся маяками. Ростральными их назвали потому, что колонны украшены рострами – носами кораблей. В ночное и туманное время маяки освещали кораблям путь в Малую и Большую Неву, поэтому колонн две.) 3 балла

Какие "братья” есть в ансамбле Стрелки? (На стрелке с двух сторон Биржи расположены пакгаузы – здания, предназначенные для хранения товаров.) 2 балла

Вопросы на логическое мышление и внимание

Шел Михаил Шемякин в Петербург, а навстречу ему три богатыря. У каждого – лук со стрелами, да меч буланый, да конь богатырский. Сколько человек шли в Петербург? (Один)

В центре города Петербурга расположены 3 высоких памятника архитектуры: Адмиралтейство, Петропавловский собор, Александровская колонна. Два из них увенчаны ангелами, а третий – корабликом. Что венчает каждый из памятников, если известно, что Петропавловский собор и Адмиралтейство, Александровская колонна и Адмиралтейство украшены разными символами.

Два архитектора: Доменико и Андреян, работавших в разное время в Петербурге, имеют фамилии Захаров и Трезини. Какую фамилию имеет каждый из них, если известно, что Доменико, в отличие от Захарова, работал над постройкой Петропавловского собора?

Шесть ног, две головы, один хвост. Кто это? (Всадник)

Пять кораблей плыли по Неве в озеро Ладога, а навстречу им три прогулочных катера. Сколько кораблей и катеров плыли в Ладогу? (Пять кораблей. Прогулочные катера плыли навстречу кораблям, т.е. в сторону Финского залива)

В какую сторону повернется кораблик на шпиле Петропавловского собора, если известно, что ветер дует с севера? (Шпиль Петропавловского собора увенчан не корабликом, а ангелом).

Один архитектор говорит другому: "Если ты дашь мне половину твоих гранитных плит, то я смогу облицевать ими одну стену Петропавловской крепости”. Второй архитектор отвечает: "А если ты дашь мне половину твоих гранитных плит, то я всеми плитами смогу облицевать две стены Петропавловской крепости”. Сколько гранитных плит было у первого архитектора? (Нисколько)

Два корабля: "Виктория” и "Аврора”, пришли к Петропавловской крепости одновременно. Который из кораблей вышел из гавани раньше, если известно, что Аврора шла с большей скоростью? (Аврора)

Что легче: один килограмм камня – гранита, или один килограмм лебяжьего пуха?

Конкурс "Вычеркните лишнее”

В следующем конкурсе команды будут работать одновременно. Вам необходимо вычеркнуть из каждой фразы неподходящие по смыслу слова. Команда, выполнившая задание правильно и раньше других, получает дополнительный балл.

Ростры на колоннах Стрелки Васильевского острова украшают:

наяды – крокодилы – водяные – драконы – морские коньки – Нептуны.

В ансамбль Стрелки Васильевского острова входят здания:

Биржа – пакгаузы – таможня – Эрмитаж – Кунсткамера – Академия наук – здание Двенадцати коллегий.

Здание Биржи и Ростральные колонны украшают аллегорические скульптуры русских рек:

Волга – Днепр – Охта – Нева – Волхов – Мойка.

В зданиях, расположенных на Стрелке Васильевского острова, сегодня находятся экспозиции музеев:

Зоологический – Центральный военно-морской – Русский музей – Кунсткамера – почвоведения.

Над обликом Стрелки Васильевского острова работали в разное время такие архитекторы и мастера, как:
Доменико Трезини – А.Д. Захаров – Ж.-П. Тома де Томон – И.Ф. Лукини – Самсон Суханов.

Конкурс "Словесные портреты исторических личностей”

Ведущий. В этом конкурсе, кроме знаний, вам потребуются актерские способности. Представители команд выбирают карточку со словесным портретом исторической личности.

Ваша задача: определить, описание какой личности вам досталось; подготовить текст и создать образ выбранной вами личности таким образом, чтобы она была узнаваема. Оцениваются как ваши знания, так и актерское мастерство.

Капитаны команд "вслепую” выбирают карточку с описанием одной из исторических личностей.

Я – русский царь, коронованный в 10-летнем возрасте. Из своих сверстников я организовал потешные полки, ставшие гвардейскими – первое регулярное войско в России. Я освоил корабельное дело и навигацию. В России появился торговый и военный флот. Мы вместе с моими соратниками руководили войсками, отвоевавшими приневские земли у шведов. Россия стала морской державой. Моим желанием и исторической необходимостью было построить на отвоеванной земле самый прекрасный, "подобный раю”, город – новую столицу России. Назовите мое имя. (Царь Петр 1)

Я – мастер-каменотес. В прошлом я был крестьянином Вологодской губернии. Много испытаний выпало на мою долю, но желание служить России привело меня в величественный город Петербург. Мой природный талант позволил мне принять участие в умножении красоты этого города: мы с бригадой каменотесов вырубили из пудостского камня скульптуры, украшающие Стрелку Васильевского острова. Назовите мое имя. (Самсон Суханов)

Я приехал в Петербург из Швейцарии в 1703 году. Я – архитектор и инженер оборонительных сооружений. Моим любимым детищем стал Петропавловский собор, да и вся Петропавловская крепость. В ансамбль Стрелки Васильевского острова входит здание Двенадцати коллегий, построенное по моему проекту. Сегодня в этом здании располагается Санкт-Петербургский университет. Назовите мое имя. (Доменико Трезини)

Я – родился в Швейцарии, учился мастерству архитектора во Франции и Италии. Россия стала моей второй родиной. Мой талант и мастерство послужили Славе российской: мне посчастливилось проектировать и строить один из красивейших ансамблей Петербурга – Стрелку Васильевского острова. Назовите мое имя. (Жан-Франсуа Тома де Томон)

3. Итог

Заключительное слово ведущего.

Пока жюри подводит итоги и определяет победителя, я предлагаю подумать: какие конкурсы вам понравились больше всего.

Я уверена, что сегодня нет побежденных: в игре незримо присутствовал Петербург, мы могли путешествовать во времени и в пространстве и еще раз осознать, как дорог нам город, и как много нам еще нужно узнать о нем.

Понравилось вам играть? Задания были трудными? Но так как вы увлеченно участвовали в конкурсах, думаю, что играть вам было интересно.

Спасибо всем за участие!

Члены жюри выражают свое мнение по поводу успехов каждой команды и награждают участников игры.

4. Организационный момент

Звучит "Гимн великому городу” Р. Глиера.

Участники организованно покидают класс.

Зрители организованно покидают класс.

© 2019 Мы гимназисты
Design by vonfio.de

Яндекс.Метрика

Top.Mail.Ru