I. Введение

На фоне музыки учитель рассказывает о жизни Ханса Кристиана Андерсена.

Учитель. 2 апреля 1805 года в далекой стране Дании родился мальчик, которому суждено было стать известным писателем.

Рассказать биографию Андерсена, наверное, не столь трудно: он был сыном прачки и сапожника. Учился за казенный счет в гимназии, работал ткачом, служил в театре. Молодой Андерсен посетил многие страны Европы, Азии и Африки. С ним дружили Виктор Гюго, Оноре де Бальзак, Александр Дюма, Чарлз Диккенс и другие замечательные люди того времени.

Писатель никогда не отрекался от своего "низкого" происхождения, а наоборот, гордился им. У него было много друзей среди простого народа.

Андерсен всегда обижался, когда его называли "детским писателем". Он полагал, что глубокий, скрытый смысл его сказок способен понять и оценить только взрослый человек.

4 августа 1875 года Андерсена не стало.

Если бы желание писателя сбылось и он мог бы увидеть свои похороны 8 августа, то испытал бы, вероятно, удовлетворение. На похороны писателя пришли бедняки и знать, студенты и депутаты, иностранные послы и министры. За его гробом по улицам Копенгагена шел сам датский король.

Итак, две даты – 2 апреля 1805 года и 4 августа 1875 года, а между ними – жизнь, полная надежд и разочарований, труда, встреч и потерь. 170 сказок и историй – это обширное наследие, оставшееся после него. Но если бы он написал десять сказок, те, которые стали "золотым фондом" детской литературы, то он все равно заслужил бы бессмертие.

II. Конкурс "Разминка"

Дети делятся на две команды.

У. Назовите те 10–11 сказок, которые составляют "золотой фонд" детской литературы.

Дети. "Дюймовочка".

– "Гадкий утенок".
– "Дикие лебеди".
– "Снежная королева".
– "Огниво".
– "Оле-Лукойе".
– "Принцесса на горошине".
– "Свинопас".
– "Стойкий оловянный солдатик".
– "Новый наряд короля".
– "Соловей".

У. А какие еще сказки Андерсена вы знаете?

Д. "Как буря перевесила вывески".

– "Ганс Чурбан".
– "Ромашка".
– "Старый дом".
– "Что муж ни сделает, то и хорошо".
– "Лен".
– "Русалочка".
– "Сундук-самолет".
– "Ель".
– "Злой князь".
– "Тень".
– "Аисты".

III. Конкурс "Так все начиналось..."

У. Прослушайте строки сказок и попробуйте их угадать.

Жил-был бедный принц. Королевство у него было совсем маленькое, но все-таки не столь уж ничтожное, чтобы принцу нельзя было жениться; а жениться ему хотелось.

Д. "Свинопас".
У. Жил-был принц, он хотел взять себе в жены принцессу, да только настоящую принцессу.
Д. "Принцесса на горошине".
У. Ну, начнем! Дойдя до конца нашей истории, мы будем знать больше, чем сейчас. Так вот, жил-был тролль, злой-презлой, сущий дьявол. Раз был он в особенно хорошем расположении духа, смастерил такое зеркало, в котором все доброе и прекрасное уменьшалось дальше некуда, а все дурное и безобразное так и выпирало, делалось еще гаже.
Д. "Снежная королева".
У. Убейте меня! – сказал бедняжка и низко опустил голову, ожидая смерти. Но что же увидел он в чистой, как зеркало, воде!
Д. "Гадкий утенок".
У. И вот с утра пораньше пошла королева в мраморную купальню, убранную мягкими подушками и чудесными коврами, взяла трех жаб, поцеловала каждую и сказала первой...
Д. "Дикие лебеди".
У. Как-то раз совсем темный вечер был, а солдат не мог купить себе даже свечу; и тут вспомнилось ему, что при огниве, которое он взял в пустом дереве, куда спускала его ведьма, был огарок. Достал солдат огниво с огарком и только ударил по кремню и высек огонь, как...
Д. "Огниво".

IV. Конкурс "Кроссворд"

У. Отгадайте кроссворд. В выделенных клеточках вы сможете прочитать фамилию известного сказочника.

 

Вопросы

1. Как звали мальчика, чье сердце чуть было не превратилось в лед?
2. Кто смог смастерить волшебный кувшинчик, который рассказывал, что говорят в каждом доме города?
3. Каким был утенок, пока не стал лебедем?
4. Как звали девочку, которая в сказке совершает далекое путешествие?
5. Что помогло принцессе стать женой принца?
6. Кто хотел поменять хвост на ноги?
7. Кто улетал осенью зимовать в теплые страны?
8. Что было нужно старой ведьме в дупле?

Ответы

1. Кай. 2. Свинопас. 3. Гадкий ... . 4. Герда. 5. Горошина. 6. Русалочка. 7. Лебеди. 
8. Огниво.

V. Конкурс "Костюмированный бал"

Представители каждой команды составляют костюм любого героя из сказок Андерсена.

VI. Конкурс "Узнай предмет"

Учитель называет предмет, а ученики – сказки.

У. Зонтик.
Д. "Оле-Лукойе".
У. Горошина. 
Д. "Принцесса на горошине".
У. Санки.
Д. "Снежная королева".
У. Скорлупа грецкого ореха.
Д. "Дюймовочка".
У. Бумажный кораблик.
Д. "Стойкий оловянный солдатик".
У. Крапива.
Д. "Дикие лебеди".

VII. Конкурс "Знатоки"

У. Прочитав подборки слов на доске, выберите те слова, которые относятся к той или иной сказке Андерсена. Назовите эти сказки.

На доске.

 Солнце, снег*, лампа, стекло, зеркало, утро, роза, воробей, дружба. ("Снежная королева".)

 Трава, карусель, крапива, кольцо, жаба, свет, терпение. ("Дикие лебеди".)

 Лебедь, книга, береза, утка, туфли, яйцо, мечта, мороз. ("Гадкий утенок".)

 Тюфяк, кресло, карета, ливень, река, калоши, принцесса, сказки. ("Принцесса на горошине".)

 Море, улица, корона, цветок, принц, сирень, боль, ветер, колдовской напиток. ("Русалочка".)

 Нора, малыш, вода, полевая мышь, крыло, луна, эльф. ("Дюймовочка".)

 Дупло, ветер, принцесса, зонт, труба, собака, колыбель. ("Огниво".)

VIII. Конкурс "Узнай героя"

На плакате нарисованы герои сказок Андерсена, которых надо узнать.

IX. Подведение итогов

© 2019 Мы гимназисты
Design by vonfio.de

Яндекс.Метрика

Top.Mail.Ru