Цели: 

Познакомить детей с народными традициями встречи весны; приобщать детей к устному народному творчеству; развивать речь детей, обогащать словарный запас; воспитывать любовь к народным традициям, к истории своего народа.

Ход мероприятия

Гукание весны – традиционный народный праздник, который отмечался 9 марта (22 марта по новому стилю), в день весеннего равноденствия, в день сорока мучеников (по народному – «сороки»). В этот день пекли из теста «жаворонков» и закликали весну.

Проводился этот праздник тогда, когда еще везде лежал снег, а всем так хотелось приблизить весну. Считалось, что если её позвать, покликать, то она, услышав, скорее придет.

– Этот праздник пришел из старины,
Из нашей древней глубины,
К восходу весны золотой
К исходу зимы лютой.

– Это праздничек для ребяточек,
Для чистых людей со всех волостей.
Мы проводим зиму – лютую, злую.
Повстречаем веснушку – теплую, любую.

Входят дети с колокольчиками и бумажными «жаворонками», смотрят в одну сторону и, зазывая весну, звонят в колокольчики, поют зазывальные песни, подбрасывая вверх «жаворонков».

– Время пришло зиму провожать, весну встречать.
Приходи к нам, весна, с красным солнышком,
Приноси с собой теплый дождичек, зелену травушку.
Мы от холодов – морозов устали.

– Хватит нам горе горевать, 
пора весну встречать, 
жаворонков зазывать.

– Они весну-красну с собой принесут.

– Весна красными днями снег сгонит, солнышко жарко пригреет, с крыш начнет капать, разбегутся по ложбинкам быстрые ручьи, потекут с гор весенние воды.

– Медведь в берлоге проснется, щука хвостом лед разобьет, и синичка пропоет на дворе: «Покинь сани, возьми воз».

(Звенят колокольчики, звучит величальная песня).

– Ты, запой, запой, жавороночек,
Ты запой свою песню, песню звонкую!
Ты пропой-ка, пропой, пташка малая,
Пташка малая, голосистая,

Да про ту ли, про теплую сторонушку,
Где заря с зоренькой сходятся,

Где красно солнышко не закатывается,
Где тепла вовек не отбавится!

Ты запой-ка, запой, жавороночек,
Жавороночек, ты весенний гость.

Тут на «жаворонков» налетают птицы – синицы и воробьи – и хотят их отнять.

Дети:

– Улетайте, воробьи да синицы,
Не для вас «жаворонки» лежат, не вас ждут.

Синица: Как не нас? Мы здесь единственные птицы. Кого же вы еще можете ждать, величать?

Воробей: Одни мы долгую зиму можем терпеть. Под снегом ничего не видно, ничего не найти. Устали мы и озябли, дайте нам хлебца поклевать.

Дети: Не клюйте хлеба, вот жаворонки прилетят, весну теплую приведут. Снег растает, травка появится, вам раздолье начнется. Оставайтесь с нами вместе вестников весны звать, весну встречать.

Вместе поют песню «Тает снег, тает лед…»

В конце песни появляется зима, недовольно машет руками, трясет головой, притопывая ногой.

Зима: Это как же вы меня забывать собрались? Меня не забыть, не прогнать, никаким солнцем не испугать.

Синица: Прошло твое время – ты должна уйти.

Воробей: Хватит нас морозить, нам пора хлеба сажать, да тебя, Зима, забывать.

Зима: Вот еще! Не дам себя забывать. Вы обо мне еще не раз вспомните!

(Зима начинает вертеться, дуть на всех, «морозить»)

Дети:

– Не злись, зима, уходи,
И больше к нам не приходи.
Видишь, весну все ждут,
Жаворонков зовут.

Зима:

– Что же, тогда я поиграю
Уйду тогда, коль проиграю,
Если выиграю в игре,
Уходить тогда весне.

Проводится игра.

Зима поет строчки из песни, а все изображают животных, названных в песне:

Лошадки идут,
Они солнышка ждут.

изображают лошадок

Коровки мычат –
На волю хотят.

изображают коров, мычат

Свинки визжат –
Корешков хотят.

изображают свинок, визжат

Овечки кричат –
Они травки хотят.

изображают овечек, мекают

Шелковой травы
Ключевой воды.

изображают разных животных

Зима:

– Хорошо играют детки, 
глаза зорки, руки метки
– Ох, устала я, устала
Мне б немного отдохнуть
На пеньке чуток вздремнуть.

Дети:

– Видим, что зима сдалась,
В путь-дорожку собралась.
Ты весне даешь дорогу?

Зима:

– Отдохнуть бы мне немного,
Мои ноженьки устали...

Дети:

– Ты, Зима, не сердись,
В путь-дорожку соберись.
Уходи на север крайний,
Где снегов простор бескрайний.

Зима:

– Делать нечего, друзья,
Кончилась игра моя.
Но надеюсь, я на встречу,
Что меня опять приветят
С первым беленьким снежком
Слепят дети снежный ком.

(Зима уходит)

Дети:

– Зима в трубу, весна к порогу,
Согреет землю солнце понемногу.
Приди, приди весна-красна,
Дай нам хлеба и тепла.

– Но что-то весна задержалась,
Иль в дороге где-то потерялась,
Ты приди, приди скорее к нам,
К нашим забавам и делам.
А ну-ка, воробьи да синицы
Летите, нам весну приведите.

(Синица и Воробей улетают)

– Пусть приходит, пусть спешит,
Ручьем талым прибежит.
Чтоб быстрей она пришла,
Нам играть пора пришла.

Все дети играют в игру «Тетёра».

Два человека образуют «воротца», держа вместе руки. Все остальные змейкой проходят в «воротца», поют песню. На последних словах «воротца» опускаются. Кого поймали – становится в «воротца». Игра продолжается.

– Тетёра шла, вековая шла,
Шла по улице, по разъулице.
Сама прошла, детей провела,
Самого хорошего оставила.

Появляются Синица и Воробей с сонной Весной

– О! Да Весна же сонная, надо нам ее разбудить, жаворонков позвать.

Дети звонят в колокольчики, поют величальные песни.

– Жаворонки, жаворонки прилетите,
Весну-красну, Весну-красну принесите,
Студену зиму унесите!

– Жаворонки, жаворонки
Прилетайте к нам!
Принесите нам Весну-красну,
Красное солнышко,
Теплое гнездышко!

– Жаворонки-полетовочки,
К нам прилетите!
Весну-красну принесите!
Зиму лютую унесите!
Нам зима надоскучила,
Без хлебушка замучила,
Холод-стужу напустила,
Ручки, ножки познобила.
– Приди Весна Красная,
Приди Весна с радостью,
С радостью, с радость,
С великою милостью

Все звонят в колокольчики. Весна расправляет плечи, протирает глаза – она окончательно проснулась и вступила в свои права.

Весна: Здравствуй, честной народ!

Дети:

– Весна Красная, долгожданная,
Где же ты долго так бродила?

– С зимой лютою повстречалася
Растопила ее сердце хладное
Напоила Землю-матушку.

Все дети выстраиваются напротив Весны. Звенят в колокольчики и хором спрашивают (поют величальные песни).

– Весна-красна, на чем пришла?

Весна:

– На сохе-бороне,
На кобыле вороне.

– Весна-красна, на чем пришла?

Весна:

– На жердочке,
На бороздочке
На ржаном колоску,
На пшеничном пирожку.

– Весна-красна, что ты нам принесла?

Весна:

– Красным девушкам
По шелковому платочку,
Маленьким ребятишкам
Да по красному цветку.
Старичкам, мужичкам
Грибов, ягод по борам.
Миру всем да здоровьица.

Весна становится вместе с детьми.

– Весна-весеница,
Иди с нами веселиться
С травой-муравой
И водой ключевой
С красным солнышком,
Колотовнышком!

Весна вместе с детьми играет в русскую народную игру «Где-же ты был мой черный баран». Поют слова и изображают движениями действия «черного барана».

Весна благодарит всех, поздравляет с приходом долгожданного тепла.

Весна: Всех-всех с приходом весны поздравляю, а наш весенний праздник песней продолжаем.

Поется песня «Веснянка». Дети звонят в колокольчики.

Все (хором):

– Ой, вы, жаворонки,
Жавороночки,
Летите в поле,
Несите здоровье.
Первое – коровье,
Второе – овечье,
Третье – человечье.

Все звонят в колокольчики, подбрасывают вверх бумажных жаворонков.

© 2019 Мы гимназисты
Design by vonfio.de

Яндекс.Метрика

Top.Mail.Ru