Цели:

показать значение семьи, домашнего тепла для человека;

развивать речь, умение рассуждать;

воспитывать уважение к родным, желание заботиться о близких людях, дорожить ими.

Оборудование: диафильм с рисунками детей на тему “Моя семья”, выставка семейных фотографий, кроссворд “В нашем доме”.

 

Ход занятия

 

1. Организационный момент.

Вступление.

Праздника такого нет в календаре,
Но для нас он важный в жизни и в судьбе.
Без него мы просто не смогли бы жить,
Радоваться миру, учиться и творить.
В семейном кругу мы с вами растем.
Основа основ - родительский дом.
В семейном кругу все корни твои,
И в жизнь ты входишь из семьи.
В семейном кругу мы жизнь создаем,
Основе основ – родительский дом.
Как появилось слово семья?
7 я
И так появилось слово семья.

Звучит запись песни “Родительский дом” в исполнении Льва Лещенко.

2. Сообщение темы занятия.

Учитель:

Два чувства дивно близки нам,
В них обретает сердцу пищу:
Любовь к родному пепелищу,
Любовь к отеческим гробам.
На них покоится от века
По воле бога самого
Самостоянье человека –
Залог величия его.

- Стихотворение А.С.Пушкина станет эпиграфом нашей встречи. О чем оно?

Какова его основная мысль? (Это стихотворение о любви к Родине).

- Родина, родной дом – это исток, начало начал. У каждого он свой. Родной дом – это детство в нем, и сказки, и домовой, что незримо охраняет очаг. Когда строят дома? (Когда нужно где-то жить).

- Дом строят, когда создается семья. Сегодня мы узнаем, каким должен быть дом, и что такое дом и семья.

3. Беседа по теме.

- Как зовут вас и членов вашей семьи?

- Это редкие или хорошо известные имена?

- Знаете ли вы, что обозначают эти имена? Расскажите.

- Как обычно дома вы называете друг друга?

- Какие ласковые обращения звучат в вашем доме?

- Какие из них вам больше всего нравятся?

- Что же такое семья?

Заранее подготовленные ученики читают стихотворения:

Очень люблю, когда все собираются,
Белою скатертью стол накрывается,
Бабушка с мамою, папа и я,
Мы называемся вместе семья. Л.Куклин.

Любят меня без особых причин
За то, что я – внук, за то, что я сын,
За то, что расту, за то, что малыш,
За то, что на папу и маму похож.
И эта любовь до конца моих дней
Останется тайной опорой моей. Валентин Берестов.

4. Анализ и разыгрывание ситуаций.

Вы проснулись утром и приветствуете своих маму, папу, бабушку, сестру (брата). Что они отвечают?

Вы уходите в школу, прощаетесь с родными.

Вы пришли из школы, встречаетесь с родными, приветствуете их.

Мама отдыхает, вы учите уроки, а младший брат включил телевизор. Как вы поступите?

5. Работа со стихотворением С.Маршака “Наши с папой разговоры”.

Вот висят пальто и шляпа,
День у папы выходной
Не ушел сегодня папа
Значит, будет он со мной.
Что мы нынче делать будем?
Это вместе мы обсудим.
Сяду к папе на кровать –
Станем вместе обсуждать…

- Чем вы обычно занимаетесь с папой?

- Чему научил вас папа?

- Что интересного он вам рассказал?

6. Анализ ситуации.

Учитель читает отрывок из рассказа В. Драгунского “Денис Кораблев”.

“… Потом мама принесла целую тарелку манной каши.

- Ешь! – сказала мама. – Безо всяких разговоров…

Я сказал: - Я ею давлюсь!..

Тогда мама села со мной рядом, обняла меня за плечи и ласково спросила:

- Хочешь, пойдем с тобой в Кремль?

- Конечно, хочу в Кремль!

- Ну вот, съешь всю кашу, и пойдем…”.

- А у вас так бывает?

- Кто знает, что было дальше?

- Подумайте и ответьте, кто чаще всего говорит такие слова:

Мой маленький, ненаглядненький,
Мой хорошенький, мой пригоженький.

- Какие ласковые слова вы слышите дома?

- Кто чаще всего их говорит?

- Какие стихотворения вы знаете о маме?

Учащиеся читают стихотворения.

- Подумайте, а всегда ли вы готовы помочь своим родителям?

- Как вы должны вести себя дома?

- Как вы общаетесь с родителями?

- Помните, что ваши родители – это ваше богатство. Они построили семью, дом, в котором вы живете, окружили вас теплом, заботой и любовью.

7. Строительство дома.

- Давайте и мы построим дом. Подберите к слову “дом” синонимы.

Учитель обобщает ответы учащихся и записывает на доске: Дом – изба – квартира – жилище.

- Изначально дом – жилище, изба. В древнерусском языке слово истба означало “баня, тепловое помещение”. Сравните слова истопить, топить, тепло. Представьте, что мы с вами – семья. Чтобы в нашем доме было хорошо, что нам для этого необходимо? Мне нужна в семье любовь, а вам? (доброта, понимание, уют, забота, уважение).

Учитель размещает на доске “бревна”, на которых написаны слова. В результате выстроен “дом”. На “крыше” написано слово тепло.

Мы построили дом, в котором тепло.

Соберите в ладони свое тепло.

Пусть его будет много.

Почувствуйте это тепло.

Поделитесь своим теплом друг с другом.

Заранее подготовленный ученик читает стихотворение.

Было утром тихо в доме.

Я писала на ладони имя мамино…

Не в тетрадке на листке,

Не на стенке каменной –

Я писала на руке имя мамино.

Было утром тихо в доме,

Стало шумно среди дня…

- Что ты спрятала в ладони? –

Стали спрашивать меня.

Я ладонь разжала –

Счастье я держала.

- У каждого из нас есть свой дом, и мне хотелось бы, чтобы вы рассказали, какой он у вас.

Выслушиваются рассказы детей.

7. Работа с пословицами.

- Какие пословицы о доме, о семье вы знаете?

Учащиеся называют пословицы:

- Дома стены помогают.

- Глупа та птица, которой гнездо свое не мило.

- Без хозяина дом – сирота.

- Не нужен клад, когда в семье лад.

- Всякой матери свое дитя мило.

- Нет милее дружка, чем родная матушка.

8. Кроссворд “В нашем доме”.

- Теперь поиграем. Сейчас мы узнаем, как вы знакомы с домашними вещами.

На доске записан кроссворд “В нашем доме”. Учитель читает вопросы, учащиеся дают ответы.

По вертикали:

1. Не смотрел в окошко –

Был один Антошка,

Посмотрел в окошко –

Там второй Антошка!

Что это за окошко,

Куда смотрел Антошка?

2. Кассету поставим,

На кнопку нажмем –

И музыкой сразу

Наполнится дом.

3. В комнаты не попадем,

Если по нему пройдем.

5. Бородатый Герасим

Поясом опоясан.

По полу идет

Пыль метет.

7. Без голоса, без языка,

Но за строкой бежит строка.

И вот уже про все на свете,

Ее читая, знают дети.

9. Как куда-нибудь пойдешь,

Ты в него заглянешь

И рубашку и пальто

Из него достанешь.

11. Ног нет – а хожу,

Рта нет – а скажу,

Когда спать,

Когда вставать.

По горизонтали:

1. Маленькая собачка

Свернувшись лежит –

Не лает, не кусает,

А в дом не пускает.

4. Веселый Никитка

К венику подбегает,

Мусор забирает.

6. Игрушечная Маша

Платочком пестрым машет,

Детишек развлекает.

Кто она такая?

8. Мы его сплетали сами,

В нем висит горшок с цветами.

10. Здоровается ею

Со всяким гостем дверь.

12. Бабушкин подарок

Связан хоть куда!

Внученьку согреет

В любые холода.

13. Ею сверху дом накрыт.

 

Ответы:

По горизонтали: 1. Замок. 4. Совок. 6. Кукла. 8. Кашпо. 10. Ручка. 12. Кофта. 13. Крыша.

По вертикали: 1. Зеркало. 2. Магнитофон. 3. Коридор. 5. Веник. 7.Книга. 9. Шкаф. 11.Часы.

10. Итог занятия.

- Ребята, наш класс – это тоже семья. Давайте мы сейчас с вами оставим свой след в школьной жизни. (Ладошки на бумаге)

- Какие правила поведения в семье нужно знать и выполнять?

- Есть ли разница в приветствии родных, знакомых, друзей? В чем она выражается?

 

© 2021 Мы гимназисты
Design by vonfio.de

Яндекс.Метрика

Top.Mail.Ru