Цель: закрепить в игровой форме знание букв русского алфавита, а также создать условия для творческой самореализации первоклассников.

Задачи:

способствовать раскрытию творческого потенциала учащихся; 

формировать у детей правильную самооценку;

повторить изученные звуки и буквы; 

развивать логическое мышление, внимание, память; 

воспитывать правильную учебную мотивацию через осознание важности процесса учения и познания для самосовершенствования и саморазвития; 

прививать интерес и бережное отношение к книгам;

создать условия для формирования доверительных отношений между родителями, учителями и детьми; 

Материалы, оборудование:

ПК, медиапроектор, фортепиано, электронная презентация в формате «Power Point»
Класс празднично оформлен, на доске изображение паровозика, на котором крупными буквами, написано «Прощай, Азбука»
Одни дети одеты в костюмы сказочных героев, другие – с ободками на голове с изображением разных букв.

Ход мероприятия

Под музыку песни «Чему учат в школе» (муз. В.Шаинского, сл. М.Пляцковского) дети занимают свои места.

Учитель: Сегодня у нас необычный урок, мне нужна ваша помощь. Наступило время прощаться с первой учебной книгой. Итак, мы начинаем путешествие.

Азбука:

В поезд можете садиться,
Этот поезд быстро мчится.
От  границы до границы
По степям до синих гор,
На зелёный светофор.
В школу он спешит сейчас
На урок к нам в первый класс,
Опоздать нельзя туда – это каждый знает,
Мчится поезд – первоклассник,
Скорость набирает.

Исполнение песни  «Песня  Паровозика» (муз. В. Юровского, сл. Г.Сапгира и Г.Цыферова)

Прибавляет по пути
К трём четыре, два к пяти,
Чуть пеналами гремит,
Чуть губами шевелит,
Повторяя алфавит.

Выступают буквы

А – начало алфавита,
Тем она и знаменита.
Астра, азбука, айва
Начинаются на А
И кончаются на А.

Буква  Б с большим брюшком,
В кепке с длинным козырьком.

Вот буква  В
Видна вдали – красивая, витая.
Как будто крендель испекли,
Приезжих поджидая.

Перед нами буква Г
Стоит подобно кочерге

Вот стоит, дымок пуская,
Буква Д – труба печная.

Е на грядке пригодилась,
Вместо грабель потрудилась.

Е и Ё – родные сестры,
Различать сестёр непросто,

Но у буквы Ё две точки,
Словно в лесенке гвоздочки.

Эта буква широка
И похожа на жука.
И при этом, точно жук,
Издаёт жужжащий звук:
Ж-ж-ж-ж-ж.

З – не просто завитушка,
З – пружинка, крендель, стружка.

Молоток я раздобыл,
Из дощечек букву сбил.
Сколько здесь дощечек?
– Три. А какая буква? – И.

Букву Й зовут «И кратким».
И, как И, в твоей тетрадке.
Чтобы Й не путать с И,
Сверху галочку пиши.

Это – Ж, а это – К:
Целый жук
И полжука.

Алфавит продолжит наш
Буква Л – лесной щалаш.

Взявшись за руки
Мы встали
И на М похожи стали.

На букве Н
Я, как на лесенке,
Сижу и распеваю песенки.

Посмотри на колесо
И увидишь букву О.
В старом дереве дупло,
Ну совсем, как буква О.

На хоккее, на футболе,
Буква П  – ворота в поле.

Дрожу от страха
До сих пор! – воскликнуло полено.
Похожа буква на топор!
Расколет непременно!

Полумесяц в небе темном
Буквой С повис над домом.

Буква Т стоит на крыше:
Телевизор в доме том.
Т в антенну превратилась
И на крыше очутилась.

Удобная буква!
Удобно с ней то,
Что можно на букву
Повесить пальто.

Филин, в книжку залетев,
Превратился в букву Ф.

Х – забавная игрушка,
Деревянная вертушка,
Деревянная вертушка,
Ветра вольного подружка.

Вот такая буква Ц:
С коготочком на конце.
Коготок-царапка,
Как кошачья лапка.

Да, вы правильно решили:
Ч мы пишем, как четыре,
Только с цифрами, друзья,
Буквы путать нам нельзя!

Посмотри на букву Ш –
Буква очень хороша,
Потому что из нее
Можно сделать Е и Ё.

На расческу Щ похожа,
Три зубца всего?
Ну что же?

Из ведра не просто так
Нам воды напиться:
Нужен ковшик – Ъ,
Чтобы не облиться.

Вот топор, полено рядом.
Получилось то, что надо.
Получилась буква Ы 
Все мы знать ее должны.

Буква Р перевернулась,
Мягким знаком обернулась.

Буква Э на С дивится,
Словно в зеркало глядится.
Сходство есть наверняка,
Только нету языка!

Чтобы О не укатилось,
Крепко к столбику прибью.
Ой, смотрите, что случилось:
Получилась … буква Ю.

Я сказала про себя:
–Хоккеист известный я.
Шайба прямо в цель летит.
Гол! Закончен алфавит!

(по мотивам стихотворения А.Шибаева «Вот они какие»)

Исполнение песни «Алфавит» (муз. Р.Паулса, сл. И.Резника)

Выступления учащихся.

1-й учащийся:   Теперь мы знаем буквы, слоги, умеем говорить, считать, и постепенно, понемногу, мы научились все читать «Спасибо скажем одной волшебной книге»

2-й учащийся: Прапрадедовской порой встали буквы в чёткий строй. Строй как строй, да не простой –  он зовётся Азбукой.  Азбука, а почему тебя так назвали? (Слайд 3)

Азбука:  Всё очень просто – сейчас мы называем буквы а, б, в. А раньше  букву  «а»  называли «аз», букву  «б»  – «буки». Так и получилось моё название от двух первых букв алфавита  «аз» и «буки» – «Азбука».  (Слайды 4-7)
Ребята, а вы знаете, что обозначают буквы в азбуке?
На какие две группы можно разделить звуки?  (Ответы учащихся)

3-й учащийся:  Гласные тянутся к песенке звонкой. Могут заплакать и закричать в тёмном лесу звать и аукать, но не желают свистеть и ворчать. (Слайд 8)

4-й учащийся: А согласные, согласные шелестеть, шептать, свистеть, даже фыркать и скрипеть, но не хочется им петь. (Слайд 9)

Исполнение песни «Азбука» (муз. А.Островского, сл. З.Петровой)

Ребята, а кто хочет загадать загадки о буквах? Будьте внимательны!

5-й учащийся:

Вот два столба наискосок,
А между ними поясок. 
Ты эту букву знаешь? А?
Перед тобою буква…

6-й учащийся:

Эта буква так кругла,
Укатиться бы могла…

7-й учащийся:

Вы посмотрите: кто такой,
Загородив дорогу,
Стоит с протянутой рукой,
Согнув баранкой ногу.

8-й учащийся: На эту букву посмотри – она совсем как цифра 3!

9-й учащийся: Ты с этой буквою знаком: стоят два колышка рядком, а между ними поясок, протянутый наискосок.

10-й учащийся: Первой букве в слове  чтение –  букве той, моё почтенье.

11-й учащийся: Пойдём отсюда по тропе, и мы дойдем до буквы…

12-й учащийся: Эта буква широка и похожа на жука, и при этом точно жук издаёт жужжащий звук.

13-й учащийся: Палочка, рядом две ровные душки, вот и готовы очки для лягушки.

14-й учащийся:  Эта буква горбит спину, она подобна кочерге.

15-й учащийся: Е и Ё родные сестры, различать сестёр непросто, но у буквы есть две точки словно к лесенке гвоздочки.

16-й учащийся: Полумесяц в небе тёмном  буквой повис над домом.

17-й учащийся:  Молоток стучит: «тук- тук», букве этой старый друг.

Физкультминутка: инсценированная песня «Урок» (муз. Т.Попатенко, сл.М.Ивенсен)

Азбука: Букв сначала вы не знали, мамы сказки вам читали, а теперь читаем сами, подружились сказки с вами. А хорошо ли вы знаете сказки? Сейчас мы это проверим. (Слайд 10)

Учащийся: Всех на свете он добрей, лечит он больных зверей, и однажды бегемота вытащил он из болота. Он известен, знаменит, это доктор … (Слайд 11)

Учащийся: Бабушка девочку очень любила, шапочку красную ей подарила. Девочка имя забыла своё, вы подскажите, как звали её? (Слайд 12)

Учащийся: Он дружок зверям и детям, он живое существо,  но таких на целом свете больше нет ни одного, потому что он не птица, не тигрёнок, не лисица, не котёнок,  не котенок, не волчонок, не сурок, но заснята для кино и известна всем давно, эта милая мордашка, он зовётся  … (Слайд 13)

Учащийся: Он и весел и не злобен, этот милый чудачок, с ним хозяин, мальчик Робин, и приятель –  Пятачок. Для него прогулка – праздник, и на мед особый нюх, это плюшевый проказник, медвежонок … (Слайд 14)

Переменка. «Песенка белочки» (муз. М.Парцхаладзе, сл. В.Викторова)

Учитель: Я получила письмо от деда Буквоеда (Слайд 15) (это дед, который нарочно путает буквы в словах),  но ничего в нём не поняла, может быть, вы, ребята, мне поможете? Послушайте, что здесь написано:

Закричал охотник: «Ой! Двери гонятся за мной!».
Говорят, один рыбак в печке выловил башмак,
Но зато ему потом на крючок попался дом.
Старый дедушка Пахом на косе скакал верхом.
Жучка будку не доела, неохота надоела.

Учитель: На уроках чтения вы познакомились с многозначными словами. (Слайд 16)
Найдите такие слова в стихах. (Слайд 17-18)

Бросил палку к верху мишка
Падай в шапку с ели, шишка!
Шишка  хлоп по голове – сразу шишек стало две.
Не жалейте пятачка, – говорит Корова
 – Вы купите молочка – вкусного, парного.
Поросята тут как тут:  нам по целой кружке! Пятачки свои суют маленькие хрюшки.

(ответы учащихся)

Инсценировка

Найдите такие слова в рассказе Н.Сладкова «Овсянка»

(выступают дети)

Встретились два друга: Сашка и Матвей. Сашка сказал:
– А у меня дома овсянка!
– Подумаешь, – сказал Матвей, – у меня дома тоже овсянка.
– Люблю я овсянку! – добавил Сашка.
– И я люблю! – сказал Матвей.
– Она жёлтая, красивая такая! – сказал Сашка.
– И вкусная. Особенно с молоком! – сказал Матвей.
– Как это –  вкусная! Как это – с молоком? – удивился Сашка.
– Да так. А ещё хороша с маслом или сахарным песком.
– Да ты про что говоришь? – всплеснул руками Сашка.
– Как это – про что? Про овсянку! – ответил Матвей.
– Про какую овсянку?
– Про обыкновенную овсянку. А ты про какую?
– И я про обыкновенную. Про ту, что в нашем саду жила и песни пела.
– Каша песни пела! – изумился Матвей.
– Какая каша? Не каша, а птица. Птица овсянка! Не слыхал про такую, что ли? – рассердился Сашка и добавил: – Айда ко мне – мою овсянку слушать.
– Айда! – согласился Матвей. – Потом ко мне – мою овсянку кушать!
И друзья побежали.

Учитель: (Слайд 20) Спасибо, ребята, без вас бы я не справилась ни за что. Молодцы! Вы с честью справились со всеми заданиями и, конечно, за свой труд  заслужили дипломы об окончании Азбуки! (Под музыку учащимся вручают дипломы)

– Мы собрали в класс гостей,
Но не для потехи.
Мы сегодня рапортуем
Про свои успехи.
Мы в нарядах нынче новых,
И у всех счастливый вид,
Ведь сегодня мы досрочно
Изучили алфавит!
– Я – книга, я товарищ твой!
Будь, школьник, бережным со мной...
Мой чистый вид всегда приятен –
Оберегай меня от пятен!
Привычку скверную оставь:
Листая, пальцы не слюнявь!
Мой переплет не выгибай!
Мне корешок не поломай!
Опять загнул мои листы?
А про закладку помнишь ты?
Не забывай меня в саду –
Вдруг дождь нагрянет на беду.
Меня в бумагу оберни!
Где взял меня – туда верни!
Запомни – я твой лучший друг,
Но только не для грязных рук.          (С.Я.Маршак)

– Как хорошо уметь читать!
Не надо к маме приставать,
не надо бабушку просить:
– Прочти, пожалуйста, прочти!
Не надо умолять сестрицу
– Ну прочитай еще страницу!
Не надо звать, не надо ждать
а можно взять и почитать!                (В.Берестов)

– Давайте на прощание еще раз скажем спасибо Азбуке и споем «Песню о  школе» (муз. Д.Кабалевского, сл. В.Викторова).

 

© 2021 Мы гимназисты
Design by vonfio.de

Яндекс.Метрика

Top.Mail.Ru