Давайте знакомиться!

Здравствуйте, ребята! Меня зовут Чевостик. Я живу на книжной полке, в библиотеке у дяди Кузи. Не удивляйтесь, я небольшого роста, а нижняя полка в книжном шкафу дяди Кузи очень высокая и просторная, поэтому мне на ней хорошо и удобно. Какой я? Похож на обыкновенного мальчишку, волосы рыжие, характер весёлый. Дядя Кузя в шутку зовёт меня Чевочка с хвостиком. Но никакого хвоста у меня нет, зато есть ушки на макушке. Больше всего на свете я люблю узнавать новое, поэтому всё время задаю всякие вопросы дяде Кузе. О чём бы я ни спросил, он всё знает и мне рассказывает. Это потому, что дядя Кузя очень умный. Он прочитал много-много разных книг. А ещё мы с ним любим путешествовать! В путешествиях нам помогает времяскок. Это такой прибор, его дядя Кузя изобрёл. Набираешь на времяскоке место и время, куда хочешь попасть, раз, два – и уже там! Сегодня мы наверняка тоже куда-нибудь отправимся!



Великие путешествия 
Что такое географические открытия?

– Чевостик, привет! Собирайся! Сегодня нам предстоит необычное путешествие – мы отправляемся по следам географических открытий!

– Дядя Кузя, а что это за слово такое – географических?

– Оно произошло от греческих слов «гео», то есть земля, и «графия», что значит описание. География – это описание Земли. Когда-то древний учёный назвал так свою книгу, в которой собрал все знания того времени о нашей планете. С тех пор люди сделали множество удивительных географических открытий. О том, как люди знакомились с поверхностью своей планеты, как открывали новые океаны и континенты, мы и узнаем сегодня.


КОНТИНЕНТ (МАТЕРИК)

– Дядя Кузя, а что такое континенты?

– Это громадные участки суши на поверхности Земли. Они разделены огромными водными пространствами – океанами. Вместо «континент» можно сказать «материк», потому что оба эти слова имеют одно и то же значение. Самый большой континент – Евразия, самый маленький – Австралия. Ещё есть Африка, Северная Америка, Южная Америка и Антарктида.

– Дядя Кузя, а океаны ты тоже все по именам знаешь?


– Конечно! Самый большой – Тихий океан; Атлантический океан почти вполовину меньше Тихого, потом Индийский и, наконец, самый маленький из океанов – Северный Ледовитый. Сегодня эти названия знает любой школьник, но так было не всегда. Для того чтобы понять, сколько на Земле континентов и океанов, людям понадобились века.

– А как же мы успеем про всё это узнать за одно путешествие?

– Чевостик! У нас ведь есть моё изобретение – времяскок, забыл?! Он нам поможет! Времяскок в один миг перенесёт нас, куда захотим!

– Тогда, дядя Кузя, давай отправимся в самое начало, к самому первому географическому открытию!

– Думаю, что туда мы попасть не сможем…

– Почему?

– Чтобы куда-то перенестись, надо указать времяскоку место и точную дату. А самое первое географическое открытие было сделано так давно, что никто не помнит, когда это было. Поэтому мы с тобой начнём своё путешествие с более поздних времён, когда народы, жившие вокруг Средиземного моря, начали осваивать его берега.

– А где находится Средиземное море?


ГЕОГРАФИЧЕСКАЯ КАРТА

– Ответ на этот вопрос лучше всего поискать на географической карте.

– Где-где?

– На географической карте! Так называют уменьшенное изображение поверхности Земли на плоскости, например на листе бумаги. Сейчас я разверну карту…

– Дядя Кузя, это же обыкновенная картинка! Я бы тоже так смог! Надо взять краски – синюю, жёлтую, коричневую и зелёную. Потом раз-раз – и готово!

– Вряд ли так у тебя получится настоящая карта. Ведь создавать её надо по особым правилам.

– Каким?

– Синим цветом принято изображать воду: океаны, моря, реки. Зелёный, жёлтый и коричневый – цвета суши.

– Дядя Кузя, я понял! Огромные коричнево-зелёные пятна на карте – это континенты. И ещё я самый большой континент нашёл! Только… я не запомнил, как он называется…

– Евразия. Ниже находится другой континент – Африка, а между Африкой и Евразией лежит Средиземное море. Вот туда-то мы и отправимся!


– Прямо в море? А я не очень хорошо умею плавать!

– Чевостик, у нас ведь времяскок есть! С ним нам не грозят никакие опасности! К тому же мы перенесёмся не на воду, а на корабль!

– А это можно? Вдруг нас заметят?

– Не беспокойся! Для всех мы будем невидимками, зато сами сможем узнать много интересного.

– Вот здорово! А что это будет за корабль?

– Финикийский. На берегу Средиземного моря была страна Финикия. Её жители – лучшие моряки древности. Только было это давным-давно. Сейчас я наберу: Средиземное море, финикийский корабль, двадцать восемь столетий назад. Включаю времяскок!

 

Задание

Возьми карту мира и посмотри, на каких материках когда-либо были ты и твои родственники. А когда дочитаешь книгу до конца, проверь, побывал ли Чевостик на всех материках, пока наблюдал за географическими открытиями.

 



Финикийцы 
Открытие Африки

– Ура, мы плывём на корабле! Только мне кажется, что он больше похож на лодку, потому что с обеих сторон сидят гребцы!

– В древности все суда были гребными. Гребцы работали вёслами, и благодаря этому корабли могли двигаться даже против ветра!

– Ух ты! Какие эти гребцы сильные!

– Гребцов на древних кораблях было много. А ещё им помогал парус. Но только когда ветер дул в ту же сторону, куда надо плыть!


– На финикийском корабле парус один, зато большой! Вот он надулся от ветра, и корабль помчался по волнам! Дядя Кузя, а почему мы всё время плывём вдоль берега?

– Для большей безопасности. Древние моряки предпочитали плавать так, чтобы видеть берег. Так и путь легче найти!

– А если корабль вдруг заплыл далеко в море и берега не видно?

– В таком случае находили путь по Солнцу. Финикийцам были известны страны света: восток, запад, север, юг. Они знали, что Солнце восходит на востоке, а заходит на западе.


Финикийцы находили путь по Солнцу. Они знали, что Солнце восходит на востоке, а заходит на западе.



– А как найти север и юг?

– Это несложно, когда знаешь, например, где восток. Если встать так, чтобы восток был по правую руку, то впереди окажется север, а за спиной – юг!


Если восток находится по правую руку, то слева будет запад, впереди – север, а за спиной – юг.



– Дядя Кузя, а наш корабль плывёт туда, где Солнце за край моря заходит, вон какой закат красивый! Там запад?

– Верно! Финикийцы везут туда шерстяные ткани. Для продажи.

– Значит, корабль просто перевозит груз? А как же географические открытия? Я думал, что моряки выходят в море ради них!

– Чевостик, многие географические открытия древних времён люди совершили, занимаясь повседневными делами. Во время торговых плаваний финикийцы изучили берега Средиземного моря, они первыми начали различать Европу и Азию.

– Ага, вот откуда появилось название самого большого континента! Если сложить Европу и Азию, как раз получается Евразия!

– Молодец, догадался! А ещё финикийцы плавали вдоль африканского побережья Средиземного моря. Они основали там несколько крупных торговых городов.

– Какие они храбрые, эти финикийские мореходы! Даже берег Африки нашли!


– Ты правильно подметил, финикийские моряки были настоящими храбрецами. Они не боялись заплывать даже в океан. Описание одного такого путешествия дошло до наших дней. Это была настоящая морская экспедиция. Корабли финикийцев проплыли всё Средиземное море, потом вышли в Атлантический океан и двигались вдоль западного берега Африки, пока у моряков хватало припасов.

– Дядя Кузя, а географические карты у них были?


– А как же! С самых давних времён люди старались изобразить на картах Землю такой, какой её знали.

– Но ведь многих открытий тогда ещё просто не совершили.

– И всё же в те времена была одна карта, которой путешественники пользовались много столетий подряд.

– Интересно!

– Её создал знаменитый учёный Птолемей. Он жил во втором веке нашей эры. К тому времени уже было сделано одно очень важное географическое открытие – греческие учёные догадались, что Земля похожа на большой шар. Поэтому на карте Птолемея она изображена круглой. Европу, Азию и Африку Птолемей расположил по странам света, поместив север вверху карты.


– А про две Америки и Австралию этот древний учёный забыл?

– Нет, Чевостик, он просто не знал о них! По этой же причине на карте Птолемея нет и Тихого океана.

– Жалко, конечно, что древний учёный не знал про все океаны и континенты, а то бы он и их нарисовал. Но его карта всё равно помогала путешественникам, ведь на ней были указаны страны света!


На протяжении веков главной картой мира считали карту древнегреческого учёного Клавдия Птолемея.



– Верно говоришь, Чевостик. Эта древняя карта долго оставалась самой лучшей. На ней довольно точно были изображены Европа и Азия. На юге Азии Птолемей поместил Индию, а на восточной окраине – Китай. Об этой далёкой стране знали из рассказов китайских купцов, которые привозили шёлк.

– А что это такое?

– Так называется лёгкая тонкая ткань. Её умели делать только в Китае. Шёлк очень высоко ценился. Китайские купцы доставляли эту ткань к берегам Средиземного моря по торговому пути, который получил название Великий шёлковый путь.


Нити шёлка добывают из кокона тутового шелкопряда. Секрет их производства много веков тщательно хранили в Китае.



– Он что, шёлком был застелен?

– Нет, шёлк по нему возили. Китайцы пользовались этим путём много столетий, а купцам из Европы он стал известен только в конце тринадцатого века.

– И как они про него узнали?

– По этому древнему торговому пути прошёл знаменитый путешественник, купец из города Венеция Марко Поло. Он сумел добраться до Китая и открыл для европейцев Великий шёлковый путь!


– Интересно, что же это за путь такой?!

– Давай отправимся по нему вместе с Марко Поло. Времяскок нам поможет. Итак: Азия, Великий шёлковый путь, тринадцатое столетие…

 

Задание

Представь, что одним солнечным утром ты садишься в автобус, который едет с севера на юг. С какой стороны – справа или слева – тебе нужно сесть, чтобы солнце не светило в твоё окно?

 



Шёлковый путь 
Путешествие Марко Поло

– Ого! Да это же пустыня! Дядя Кузя, а мы точно попали на этот самый путь? Здесь вообще никакой дороги нет! Вокруг только высокие горы!

– Всё правильно, Чевостик! Это и есть Великий шёлковый путь. Иногда в горах он превращается в едва заметную тропку, по которой с трудом проходят торговые караваны!



КАРАВАН

– Торговые что?..

– Караваны. Так называют группу животных – лошадей или верблюдов, которые перевозят людей и грузы. Марко Поло тоже путешествует с караваном. Переход через горы очень опасен и труден.

– Тропинка совсем узкая! Люди медленно идут пешком и ведут лошадей, нагруженных мешками. Дядя Кузя, неужели раньше всегда так путешествовали?! Ведь это же очень долго!

– Действительно, в те времена любое путешествие занимало много времени, и расстояния люди измеряли не в километрах, как сейчас, а в днях пути.

– Вот это да! И сколько дней Марко Поло в Китай добирался?

– Не дней. Несколько лет! За это время ему пришлось передвигаться и на повозках, и верхом, и пешком.


– Дядя Кузя, пока ты рассказывал, караван спустился в долину, теперь все отдыхают. Марко Поло что-то пишет. Интересно что?

– Описывает, как шёл через горы. Как было холодно, как трудно дышать на высоте.

– А куда караван пойдёт, когда все отдохнут?

– Снова на восток. Дальше путь лежит через огромную пустыню, где нет ни воды, ни еды.

– А за пустыней что будет?

– Дальше начнутся бескрайние степи, и Марко Поло придётся ещё долго странствовать, прежде чем он окажется в городе, где живёт правитель Китая.

– Сколько же Марко Поло пришлось пройти! Через горы, через перевалы, через жаркую пустыню проторил он дорогу для европейцев в далекий Китай…


Путешествие Марко Поло



– Зато там для Марко Поло начнётся самое интересное!

– Что же?

– Марко Поло выучит местный язык и поступит на службу к правителю Китая.

– И когда же он домой вернётся?

– Через двадцать четыре года! Но возвращался Марко Поло уже морским путём. Его корабль вышел из китайского порта, обогнул Евразию и оказался в Индийском океане. На обратном пути путешественник побывал в Индии. Ему давно хотелось увидеть эту сказочную страну!

– Почему сказочную?

– В Индии европейцам всё кажется необыкновенным. Там круглый год тепло, растут невиданные цветы и фрукты! О несметных богатствах Индии в те времена ходили легенды. Оттуда в Европу везли золото, драгоценные камни и пряности.


– А что такое пряности?

– Это приправы, которые понемногу добавляют в еду, чтобы улучшить её вкус. Например, чёрный перец.


– А-а, я понял, почему пряности нельзя есть ложкой, добавлять их в пищу надо понемножку. Ой, в рифму получилось!

– Потому и запомнить легко.

– Дядя Кузя, а что было дальше с Марко Поло?

– По возвращении домой он написал книгу о своём путешествии. И так подробно описал Великий шёлковый путь, что купцы из Европы смогли добраться по нему до Китая и Индии.

– И с тех пор они всегда этой дорогой пользовались?

– Нет. В пятнадцатом столетии европейцы стали искать новые, морские пути в Индию. Это время называют эпохой Великих географических открытий.

– А как же открытый Марко Поло путь?

– В пятнадцатом столетии он стал очень опасным. Тем более что у европейцев к этому времени появились корабли, которые могли выдержать долгое плавание.

– Значит, мы теперь снова отправимся в море?

– Не угадал, Чевостик! На этот раз – в океан! С испанским мореплавателем Христофором Колумбом. Искать самый короткий путь из Европы в Индию.


– Ну-у, это просто! Азию ведь уже открыли! Надо плыть на восток и попадёшь в Индию!

– А Колумб поплыл на запад, в Атлантический океан.

– Почему?!

– Потому что Колумб верил, что Земля – это шар. А раз шар, значит, в Индию можно попасть разными путями. Можно плыть на восток, а можно и на запад. Западный путь Колумбу казался короче.


– Теперь понятно!

– План Колумба был очень смелым, потому что до этого так никто не плавал. Отважный путешественник сумел убедить в своей правоте королеву Испании, и она снарядила для него несколько кораблей. На одном из них, с красивым названием «Санта-Мария», капитаном был сам Колумб! А капитаны двух других каравелл ему подчинялись.


КАРАВЕЛЛА

– А что такое каравеллы?

– Это парусные корабли, на которых ходили в море во времена Колумба. Сейчас ты их увидишь. Внимание! Включаю времяскок! Пятнадцатое столетие, Атлантический океан, «Санта-Мария»…

 

Задание

Сейчас пряностями никого не удивишь. А во времена Марко Поло один килограмм чёрного перца стоил как целый дом! Устрой экспедицию в магазин и выясни, какая специя сейчас самая дорогая. Сколько стоит килограмм гвоздики? А мускатного ореха? Что можно купить за килограмм самой дорогой специи?

 




Колумб 
Открытие Америки

– Дядя Кузя, а каравеллы совсем не похожи на корабль финикийцев. Они больше, парусов у них много, а гребцов не видно!

– Гребцы здесь не нужны! Каравеллы плывут, используя только силу ветра. Эти корабли имеют по три высокие мачты, которые несут большие паруса. С помощью парусов моряки могут хорошо управлять движением судна.

– Дядя Кузя, а где же Колумб? И все остальные?

– Все собрались на палубе. Смотри… Колумб – у него седые волосы – стоит посредине. Моряки требуют повернуть корабли обратно!

– Почему?

– Они уже давно плывут по безбрежному океану, а земли всё нет!

– И что же Колумб?

– Он не может допустить, чтобы экспедиция вернулась ни с чем. Колумб много лет мечтал об этом плавании! И уговаривает команду потерпеть ещё немного. Обещает, что скоро покажется индийский берег. А моряки рассматривают компас, хотят убедиться, что он не испортился.


КОМПАС

– Дядя Кузя, а для чего морякам нужен компас?

– Это очень важный прибор. С его помощью можно найти путь даже в самую плохую погоду, когда всё небо затянуто тучами. Ведь магнитная стрелка компаса всегда показывает на север. В Китае компасом пользовались ещё в древности, а в Европе он стал известен лишь в двенадцатом столетии.


В Китае компасом пользовались ещё в древности, а в Европе он стал известен лишь в XII столетии.



– Дядя Кузя, смотри: моряки заметили пролетающих птиц и очень обрадовались! А Колумб радуется больше всех!

– Раз появились птицы, значит земля где-то близко! Теперь Колумб сможет убедить команду продолжить плавание. А вот принесли другие доказательства его правоты: палку и ветку. Их только что выловили в океане.


– Как же обыкновенные палка с веткой могут быть доказательствами?!

– Палка остругана – только человек мог это сделать. Цветы на ветке ещё не завяли, значит, в воде она пробыла совсем недолго.

– Выходит, земля и правда близко! Кажется, теперь и моряки в это поверили. Смотри, как они все принялись вглядываться в горизонт.

– Ещё бы! Ведь Колумб объявил, что первый, кто заметит землю, получит награду!

– Каждый хочет увидеть берег первым! Кто-то даже на мачту полез! Ух ты, как быстро!


ПАРУСА

– Для моряков это привычное занятие. Им приходится в любую погоду взбираться на самый верх мачты, чтобы поставить или убрать парус.

– А куда его убирают?


– Чевостик, убрать парус – это значит свернуть и связать его канатами, чтобы в нужный момент снова расправить – поставить, или поднять.

– И всё это надо сделать на высоченной мачте? Дядя Кузя, я сразу понял, что моряки – очень смелые люди! А вот что они такие ловкие и сильные, не подумал! Темнеет, а берег так и не показался… Ой! Дядя Кузя! Слышал? Где-то выстрелила пушка!

– Это сигнал! Стреляли с соседнего корабля. С его мачты моряк увидел землю! Колумб уверен, что они приплыли в Азию. Он даже местных жителей, которых встретит на берегу, назовёт индейцами. Но на самом деле Колумб приплыл к одному из островов вблизи нового континента. Этот день – 12 октября 1492 года – считается днём открытия Америки.





Путешествие Христофора Колумба. Открытие Америки



– Надо же! И ведь никто даже не догадывается об этом!

– Именно так! О том, что Колумб приплыл не в Индию, а к берегам неизведанной доселе земли, додумался другой мореплаватель – Америго Веспуччи. В честь него новые земли и назвали Америкой. Со временем учёные узнали, что это не один континент, а целых два! Так на картах появились новые названия: Южная Америка и Северная Америка!


– А как же морской путь в Индию?

– Его открыли на несколько лет позже. Сделал это мореплаватель из Португалии Васко да Гама. Он искал путь в Индию на востоке.


– Я же говорил! Почему раньше никто не догадался так сделать?

– Многие годы подобное плавание считалось невозможным. Ведь путешественники пятнадцатого века пользовались картой Птолемея. На ней Африка на юге соединялась с большой неизвестной землёй. И вот португальцы решили проверить, так ли это. Они несколько десятилетий изучали африканские берега и выяснили: на юге Африка заканчивается!


На карте Птолемея Африка на юге соединяется с большой неизвестной землёй.



– А что дальше?

– Атлантический океан там соединяется с Индийским! Зная об этом, Васко да Гама повёл свои корабли вдоль западного побережья Африки на юг – по известному ему пути. Но когда они достигли оконечности континента, где встречаются два океана… Думаю, самое время перенестись на корабль Васко да Гамы! Включаю времяскок!

 

Задание

Ещё до того, как Колумб увидел землю, он понял, что цель близка, по нескольким знакам: птицам, летающим над кораблём, и плавающим в океане веткам. Наверняка и у тебя есть свои знаки, которые подсказывают тебе, далеко ли ещё до дома, бабушки, бассейна или дачи. Высокий мост, смешная вывеска, знакомый памятник… Проверь: совпадают ли знаки приближения к дому у тебя и других членов твоей семьи?

 



Васко да Гама 
Морской путь в Индию

– Огибая Африку, экспедиция Васко да Гамы попала в ужасную бурю! Чевостик, держись! Сейчас на нас обрушится огромная волна!

– Вот это волна! Чуть не потопила корабль! Он почти лёг на бок, но выдержал, только мачты затрещали!

– Следующая волна ещё выше! Она тащит корабль высоко вверх, почти к облакам! А теперь он летит вни-и-из!


– А как молнии сверкают! Дядя Кузя, смотри, к мачте человек привязан! И некому его отвязать!

– Его и не надо отвязывать, Чевостик! В бурю моряки специально привязывались, чтобы волной их не смыло за борт.

– Теперь понятно! А где Васко да Гама?

– На капитанском мостике, рядом с капитаном. Тот предлагает ему обойти бурю стороной.

– А разве можно обойти бурю?

– Можно. Бури никогда не бушуют сразу во всём океане. Он слишком велик, поэтому можно уплыть туда, где бури нет или она слабее. Но Васко да Гама не позволяет менять курс. Перед отплытием он поклялся никогда не сворачивать с пути!

– Дядя Кузя, смотри: на корабле мачта сломалась! Как же корабль поплывёт дальше?

– Когда буря утихнет, судно пристанет к берегу, и моряки поставят новую мачту. А пока они будут заниматься починкой, Васко да Гама от местных жителей узнает, что за морем живут люди, которые тоже плавают на кораблях.


– А эти люди знают путь, который ищут португальцы?

– Да. Они издавна вели выгодную торговлю с Индией. В порту одного большого и богатого города португальцы увидели их корабли, нагруженные индийскими пряностями.

– Наверное, моряки очень обрадовались, когда поняли, что плывут правильно!

– Ещё как! Васко да Гама преподнёс подарки правителю этого города, и тот в знак благодарности прислал проводника, чтобы показать путь в Индию. Португальские корабли направились на восток и вскоре добрались до индийского берега.

– Как хорошо, что всё у них получилось! Я рад, что Васко да Гама доплыл до Индии, ведь по пути морякам пришлось преодолеть столько трудностей! А что с ними было потом?


КРУГОСВЕТНОЕ ПЛАВАНИЕ

– Васко да Гама заключил с индийским правителем торговый договор, и корабли вернулись в Португалию, нагруженные пряностями: перцем, гвоздикой, корицей. А на географических картах благодаря плаваниям португальцев появилось очертание восточного побережья Африки.

– И карты стали более точными!

– Верно! А нам пора отправляться дальше, в шестнадцатое столетие. Там нас ждёт сразу несколько очень важных географических открытий. Их сделал португальский мореплаватель Фернан Магеллан. Он совершил первое кругосветное плавание!


Путешествие Васко да Гамы. Открытие морского пути из Европы в Индию



– Здорово!

– Своим плаванием Магеллан доказал, что Земля и в самом деле имеет форму шара!



 

Первое кругосветное плавание Фернана Магеллана



– Так ведь об этом уже догадывались и древние греки, и Колумб!

– Раньше это было предположением, а Магеллан проверил, так ли это на самом деле. Экспедиция Магеллана отплыла из испанского порта на запад и через три года вернулась в тот же порт, но уже с востока!

– А как у Магеллана это получилось? Ведь Колумб тоже направился на запад, но ему на пути встретилась Америка!

– После открытия Америки испанцы выяснили, что по другую сторону этого континента лежит Тихий океан. Его нанесли на карту, но долго не знали, как попасть в этот океан из Атлантического. Изучая новые карты и книги по географии, Магеллан предположил, что Южная Америка заканчивается где-то далеко на юге. Там он и решил искать пролив, соединяющий океаны.

– Дядя Кузя, мы уже из Атлантического океана в Индийский прошли! Давай теперь с Магелланом из Атлантического в Тихий океан попробуем попасть!

– Тогда нам надо присоединиться к его экспедиции. Настраиваю времяскок: начало шестнадцатого столетия, Атлантический океан у берегов Южной Америки. Включаю!

Задание

Попробуй в течение одного дня есть так, будто ты моряк на корабле Васко да Гамы! Тебе полагается: 600 граммов сухарей, 400 граммов говядины или свинины, один литр воды, 20 граммов оливкового масла, а ещё немного лука и чеснока. Больше или меньше ты съедаешь за день своей обычной жизни? Был бы ты сытым моряком или голодным?

 



Магеллан 
Кругосветное путешествие

– Как мы вовремя на корабль Магеллана попали, Чевостик! Экспедиция как раз проходит вдоль той части побережья Южной Америки, где раньше никто из европейцев не плавал.

– А почему корабли поворачивают?

– В этом месте океан глубоко вдаётся в сушу, и Магеллан решил поискать пролив.

– Это будет непросто! Туман опускается! Такой густой, что кругом ничего не видно. А почему корабль Магеллана плывёт так медленно?

– Моряки боятся налететь на подводную скалу или отмель.

– Кажется, туман начал рассеиваться…

– Мы выходим в открытый океан!


– И правда, узкий пролив остался позади, а перед нами такой простор!

– Тихий океан – самый большой на планете. Магеллан пересёк его первым из европейских мореплавателей. Здесь он встретил меньше бурь, чем в Атлантическом океане, и поэтому назвал его Тихим. Но всё равно плавание через Тихий океан оказалось очень нелёгким.

– Почему, дядя Кузя?

– У путешественников закончилась еда, воды оставалось очень мало, люди страдали от болезней. Они много месяцев не видели земли и думали, что их ждёт гибель.

– Что же с ними стало?

– Когда команда потеряла уже всякую надежду на спасение, на горизонте показалась земля. Это был неизвестный остров. Здесь моряки смогли запастись продуктами и свежей водой.

– И отдохнуть!

– Верно! А потом с новыми силами экспедиция отправилась дальше и открыла в Тихом океане ещё несколько таких островов. На одном из них произошла стычка с местными жителями, и Магеллан погиб.

– А как же его экспедиция?!

– Моряки продолжили плавание без Магеллана. Из Тихого океана они направились в Индийский, оттуда – в Атлантический и наконец вернулись в Испанию.


МИРОВОЙ ОКЕАН

– Ого, они переплыли целых три океана! Преодолели все невзгоды и доказали, что Земля круглая!

– Вот именно! После кругосветного плавания Магеллана стало понятно, что все океаны на Земле – это части единого Мирового океана. Мореплавателям осталось проверить, можно ли из Тихого океана попасть ещё в один.


Все океаны на Земле – это части единого Мирового океана.



– Какой?!

– Северный Ледовитый. На севере он соединён с Тихим океаном проливом. Но европейцы долго не знали об этом и терялись в догадках: а вдруг Азия соединяется с Северной Америкой?

– Дядя Кузя, а на севере-то мы с тобой ещё не были!

– Самое время туда отправиться! Перевожу времяскок на начало восемнадцатого столетия. Пусть он перенесёт нас в северную часть Тихого океана, к восточному побережью Азии. Оттуда мы попадём в Северный Ледовитый океан!

Задание

Представь себе, что ты корабль Магеллана, а ваш обеденный стол – это острова на самом юге Южной Америки. Зажги несколько свечей, поставь их на стол и выключи свет. Ты увидишь то же, что видела команда Магеллана во время плавания: много огоньков на краю земли. Магеллан не знал, что это за огни, и назвал острова Огненной Землёй. А на самом деле это индейцы просто жгли костры на берегу.

 


Экспедиция Беринга 
Между Азией и Америкой

– Ну вот, Чевостик, мы на корабле русской экспедиции, плывём по Тихому океану на север – искать пролив между Азией и Америкой. Мореплаватели должны попасть из Тихого океана в Северный Ледовитый. Экспедицией командует офицер русского флота Витус Беринг.


– У Беринга всего два небольших корабля. Плывут они медленно и к тому же всё время вдоль берега.

– Беринг проводит специальные замеры, чтобы составить карту восточных берегов России. Ему поручил это сделать русский царь Пётр I. Он же дал Берингу задание искать пролив. Пётр I не знал, что почти на сто лет раньше русский мореход Семён Дежнёв уже нашёл этот пролив. Он прошёл его с севера на юг на маленьком корабле с небольшим парусом и вёслами.


– Вёслами?! Почти как в древности!

– На таких кораблях народы, жившие в этих суровых краях, издавна плавали по северным морям.

– Дядя Кузя, а разве по северным морям плавать надо как-то по-особенному?

– Эти моря очень холодные и бо́льшую часть года покрыты льдом. Плавать здесь можно только летом, причём вблизи берега, где тает лёд. Но даже летом плавание опасно из-за бурь, туманов и сильных ветров. Дежнёв в проливе оказался осенью и попал в страшную бурю.


– И что с ним стало?

– Его корабль разбился, обломки выбросило на берег, однако Дежнёв спасся. И даже послал в столицу донесение о своём плавании, но по дороге оно затерялось… О том, что Дежнёв прошёл пролив, узнали уже после экспедиции Беринга, когда случайно обнаружили утерянное донесение.


Путешествия Дежнёва и Беринга. Открытие пролива между Азией и Америкой



– Как жалко, что его не нашли раньше! Берингу не пришлось бы искать пролив заново!

– Но экспедиция Беринга, как я тебе уже говорил, должна была ещё и географическую карту составить по всем правилам. А эта задача считалась не менее важной!

– Дядя Кузя, смотри: впереди льдины! Ветер несёт корабль Беринга прямо на них!

– Подожди-подожди, раз впереди лёд, значит мы уже в Северном Ледовитом океане!

– Когда же Беринг пролив прошёл? Я и не заметил!

– Не горюй, Чевостик! Беринг тоже не заметил. Когда корабли проходили пролив, он потерял землю из виду. Но как опытный мореплаватель предположил, что пролив между Азией и Америкой, скорее всего, существует. Это подтвердила следующая российская экспедиция. Ну а позже пролив назвали Беринговым – в честь первооткрывателя.

– Ура бесстрашным российским морякам! Им для открытий достался самый холодный океан, самый коварный и неприветливый…

– Так и есть! А вот назвать пролив в честь Беринга предложил знаменитый английский путешественник Джеймс Кук.


– А чем он знаменит?


БОЛЬШОЙ БАРЬЕРНЫЙ РИФ

– Тем, что в конце восемнадцатого столетия совершил целых три кругосветных путешествия и открыл восточное побережье ещё одного континента – Австралии. Кук стал первым европейцем, который увидел у австралийского берега Большой Барьерный риф!

– Это что?

– Это подводные скалы. Они тянутся на многие километры вдоль восточного и северного побережья Австралии, отгораживая континент от Тихого океана. Эти скалы образованы несметным количеством крохотных морских животных – кораллов. Большой Барьерный риф очень красив, но плавать около него опасно.


– Дядя Кузя, а как же тогда Кук проплыл?

– Он был опытным и умелым капитаном! И всё-таки однажды…

– Что?!

– Давай-ка перенесёмся к восточному побережью Австралии – и ты всё узнаешь! Включаю времяскок! Конец восемнадцатого столетия, корабль капитана Кука!

 

Задание

Вместе с Берингом в плавание отправился доктор Георг Стеллер. Беринг открыл пролив, а Стеллер – морскую корову. Она паслась не на лугу, а на мелководье, питалась водорослями и была похожа на тюленя длиной 9 метров и весом 4 тонны. Говорят, что у неё был добродушный нрав и покладистый характер и что в конкурсе на лучшее домашнее животное она бы получила первую премию. Отмерь рулеткой длину стеллеровой коровы, чтобы лучше представить себе её размер, а потом поинтересуйся у мамы, согласилась бы она на такое домашнее животное? Жаль только, что морской коровы больше не существует.

 



Кук 
Открытие Австралии

– Ух ты! У капитана Кука самый большой и красивый корабль из всех, на которых мы плавали!

– Отличный корабль: прочный, вместительный, лёгкий в управлении и быстрый. Мачты у этого корабля составлены из стволов нескольких деревьев, поэтому они получились очень высокими и парусов несут больше.

– Ой, дядя Кузя, корабль что-то толкнуло, и он остановился!


– Мы налетели на риф!

– Эх, надо было капитану раньше ход замедлить!

– Не забывай, Чевостик, что Кук движется в совершенно неизвестных водах. Сюда раньше ни один европейский корабль не заплывал… Та-ак, кажется, корабль получил пробоину!

– Почему же никто не спасается? Вместо этого матросы сбрасывают с корабля пушки, бочки, мешки!

– Они пытаются сохранить свой корабль, уменьшив его вес. А внизу в это время другие моряки откачивают воду и стараются заделать пробоину.

– Дядя Кузя, у них получится?

– Всё будет хорошо, Чевостик! Капитан Кук благополучно вернётся в Британию и вскоре отправится в следующее плавание, на поиски последнего неоткрытого континента – Антарктиды. Многие мореплаватели пытались её найти, но безуспешно.

– А откуда они знали про Антарктиду?

– Из книг и карт древних географов. Ещё Птолемей поместил этот материк на юге. Он называл его Неизвестная Южная Земля. Terra Incognita. Капитан Кук решил искать континент очень далеко на юге. Однако путь его кораблю преградили сплошные льды, и Кук не увидел Антарктиды.

– Как обидно за капитана! Хм, если у Кука ничего не вышло, кто же тогда открыл Антарктиду?

– Русские мореплаватели. Фаддей Беллинсгаузен и Михаил Лазарев. В начале девятнадцатого столетия на двух кораблях – «Восток» и «Мирный» – они совершили то, что не удалось капитану Куку.


 




– Дядя Кузя, нам никак нельзя пропустить открытие последнего континента!

– Тогда не будем медлить! Включаю времяскок! Берег Антарктиды, начало девятнадцатого столетия…

 

Задание

Разрежь молочный пакет вдоль, чтобы получился простой кораблик. Нагрузи его монетами (грузом) или камешками (балластом) и отправь в плавание по ванной. А теперь представь, что на море шторм и корабль захлёстывает волнами. Сколько монеток нужно выкинуть за борт, чтобы корабль перестал тонуть?

 




Беллинсгаузен и Лазарев 
Открытие Антарктиды

– Чевостик, мы с тобой оказались на корабле «Восток», им командует Фаддей Беллинсгаузен. Это очень опытный моряк, он участвовал в русском кругосветном плавании. На этот раз ему поручили руководить экспедицией, которая отправилась искать самый южный континент.

– На самом юге так же холодно, как на севере! И так же много льда. Он плавает в воде огромными глыбами.

– Их называют айсбергами, то есть ледяными горами. Плавать рядом с айсбергом опасно, потому что бо́льшая часть его находится под водой и её не видно!


– Ой, а где же другой корабль, «Мирный»? Вдруг он столкнулся с айсбергом?

– Нет, с ним всё в порядке! Просто он не такой быстрый, как «Восток».

– А почему? Это старый корабль?

– Нет, новый. Просто «Мирный» строили для перевозки грузов, а потом переделали для этого плавания. Лазарев сам следил за подготовкой своего корабля. На нём укрепили руль, заменили канаты, подводную часть покрыли медными листами – чтобы не портилась. Так что получился надёжный корабль!

– А «Восток»?

– Вот «Восток» не так надёжен. Однажды его уже приходилось чинить.

– Дядя Кузя, слышишь? По-моему, где-то журчит вода!

– У «Востока» открылась течь – в носовой части!

– Что же теперь будет?..

– Фаддей Беллинсгаузен не отступит. Он решил, что течь небольшая и плавание можно продолжить.

– На таком корабле?! Это же опасно! Вон как матросы на палубе заволновались!

– Думаю, это не от страха. Они указывают вперёд. И Беллинсгаузен не отрываясь смотрит в подзорную трубу.

– Дядя Кузя, впереди подо льдом стали заметны серые скалы!

– Это берег Антарктиды! Фаддей Беллинсгаузен его увидел!


Путешествие Беллинсгаузена и Лазарева. Открытие Антарктиды



– Ура, последний континент открыт! Беллинсгаузен и Лазарев на Южном полюсе открыли Антарктиду!

– Да, Чевостик! Просто замечательно! Ну а теперь, когда все континенты открыты, самое время вернуться домой. Внимание, выключаю времяскок!

 

Задание

Представь, что ты художник Павел Михайлов, который отправился на поиски Антарктиды вместе с экспедицией Беллинсгаузена и Лазарева. Твоя роль необыкновенно важна, ведь фотоаппаратов тогда не было, и только от твоих рисунков зависит, каким увидят люди этот необыкновенный материк с его бесконечными льдами. Нарисуй вашу первую встречу с айсбергом: как выглядела эта гигантская ледяная глыба? Сидели ли на ней пингвины? А как выглядело в этот момент лицо капитана корабля?

 


 

Вот мы и дома!

– Вот мы и дома! Как же хорошо вернуться после стольких приключений!

– Дядя Кузя, а мы с тобой сегодня молодцы! Правда? Вместе со знаменитыми путешественниками открыли все континенты, проплыли все океаны!

– А ещё узнали, какими были люди, которые совершали эти открытия!

– Да! Как они смело пускались в плавание по неизвестным океанам, шли через горы и пустыни! Их не могли остановить ни трудности, ни опасности долгих путешествий! Ведь им очень хотелось узнать, какая она – наша Земля!

 


 

© 2019 Мы гимназисты
Design by vonfio.de

Яндекс.Метрика

Top.Mail.Ru