урок

Изделие: Матрешка из картона и ткани.

Задачи урока: закрепить знания об изученных народных промыслах (дымка, хохлома, городец), познакомить учащихся с историей матрешки, закрепить навыки работы с тканью; воспитывать бережное отношение к материалу, развивать аналитические способности.

Планируемые результаты: уметь различать произведения хохломских, дымковских и городецких мастеров, виды изображений матрешек, усвоить последовательность изготовления матрешки, уметь работать с шаблонами, составлять аппликацию из ткани, применять навыки кроя, выполнять разметку на ткани, экономить используемый материал.

Основные термины и понятия: матрешка, ткань, резчик по дереву, игрушечник, аппликация.

Ресурсы и оборудование: У учителя: различные аппликации  из разнообразных материалов (бумага, ткань, природные материалы), примеры изделий матрешки, настоящая матрешка, фукурама, таблица «Последовательность изготовления матрешек», виды ткани. У учащихся: учебник, рабочая тетрадь, кусочки ткани, клей, ножницы, материалы для отделки изделия: тесьма, блестки, бисер.

Предварительная работа: подготовка таблицы с изображением последовательности изготовления матрешек (номера последовательности скрыты).

Ход урока

Начинаем урок с сообщений учащихся, в которых они делятся своими впечатлениями о выставке, проходившей на предыдущем уроке.

Проверим себя. Учитель: «На прошлых уроках мы с вами знакомились с разными видами народных промыслов. На доске под номерами представлены образцы изделий различных промыслов. Назовите, под какими номерами расположена дымковская игрушка. Как вы это определили?». Так же рассматриваются образцы хохломских и городецких изделий.

Учимся новому. Учитель: «Сегодня к нам на урок пришла настоящая русская красавица, куколка с секретом – матрешка. Скажите, а в чем же секрет этой игрушки?» (Матрешка – это полая внутри, деревянная, ярко разрисованная кукла в виде полуовальной фигуры, в которую вставляются другие такие же куклы меньшего размера). Учащиеся читают стихотворение В. Берестова на стр. 30 учебника и пробуют объяснить, как они понимают его. Учитель: «Обычно в матрешек помещали по 10 «дочек». Но в музеях можно найти уникальные экземпляры с большим количеством внутренних матрешек. Мастера из разных городов России умудряются вытачивать до 50 «деток» каждой расписной красавице». Можно попросить учащихся определить, из какого материала делают матрешек. (Дерево). После чего ребята знакомятся с профессиями резчика по дереву и игрушечника – читают текст учебника на стр. 32. Затем учитель задает вопросы: «Чем занимаются люди этих профессий. Расскажите о значении игрушек в древности и сейчас».

Учитель: «Делали игрушечники и матрешек. Матрешка, которой посвящен наш сегодняшний урок, пришла к нам из Японии. Родственница русской матрешки – складная кукла Фукурама – веселый старик. Эта кукла по форме похожа на яйцо. Малютин С. А. – художник, который расписал первую русскую матрешку. Одел он веселую крестьянскую девочку в традиционный русский костюм: платок, сарафан и передник, в руках она держала черного петуха. Вы все знаете или слышали такое русское имя Матрена. Предполагают, что именно от этого имени и возникло ласковое название «матрешка».

Посмотрите на матрешки (представлены на доске или на столе). Какие образы матрешек вы видите? (женщина, девушка). Кроме матрешек-девочек и женщин традиционно в Сергиевом Посаде и в Семенове делали матрешек-мальчиков и отцов семейства, порой с кудрявой бородой, в кепке и нарядной рубашке, также могли делать матрешек в виде героев сказок и литературных героев. Давайте попробуем узнать, как изготавливают матрешку». На доске учитель заранее должен нарисовать таблицу «Процесс изготовление матрешек». Задача учащихся правильно расставить номера в соответствии с последовательностью действий при создании матрешки. Учитель может вписывать номера, которые называют учащиеся в пустые клетки таблицы или наклеивать туда заранее заготовленные карточки. Мы приводим в данном пособии таблицу с последовательно расположенными действиями и вписанными номерами. Задача учителя при перенесении таблицы на доску поменять действия местами и оставить левый столбец таблицы незаполненным, кроме верхней строки «Номер действия».

Номер действия.

Название и описание действия.

1.

Выбор дерева (Как правило, это липа, береза, осина, лиственница. Дерево должно быть срублено обязательно ранней весной или зимой, чтобы в нем было мало сока. Оно должно быть ровным, без сучков. Ствол обрабатывают и хранят так, чтобы древесина была обдуваема. Важно не пересушить бревно. Срок сушки примерно два-три года. Мастера говорят, что дерево должно звенеть).

2.

Вытачивание формы на токарном станке (Первой на свет появляется самая маленькая матрешка, которая не открывается. Следом за ней – нижняя часть (донце) для следующей. Первые матрешки были шестиместные, максимум – восьмиместные, а в последние годы появились 35-тиместные, даже 70-тиместные матрешки (в Токио демонстрировалась 70-тиместная семеновская матрешка величиной в метр). Верхняя часть второй матрешки не просушивается, а сразу одевается на донце. Благодаря тому, что верхняя часть досушивается на месте, части матрешки плотно прилегают друг к другу и хорошо держатся).

3.

Подготовка формы под роспись (форму шкурят и грунтуют).

4.

Роспись (Каждой матрешке роспись придает индивидуальный характер. Сначала карандашом наносится основа рисунка. Порой рисунок выжигают, а потом тонируют акварелью. Потом намечаются контуры рта, глаз, щек. И уж затем матрешке рисуют одежду. Обычно расписывая, используют гуашь, акварель или акрил. В каждой местности есть свои каноны росписи, свои цвета и формы. Раньше мастерицы расписывали матрешек без предварительного рисунка с образца. Цвета у всех одинаковые, а матрешки получаются разные, чуть непохожие и в этом их художественная ценность).

5.

Лакировка (под слоем прозрачного блестящего лака краски приобретают особую яркость).

Делаем сами. Учитель: «Как мы уже говорили, матрешку делают из дерева. Но мы с вами будем делать сувенир необычным способом и из непривычного материала».

Предварительным этапом перед началом практической работы является анализ изделия вместе с учащимися. Учитель: «Посмотрите на готовое изделие, какой материал использован для его изготовления?» (Картон для основы и кусочки ткани). Необходимо провести с учащимися беседу о видах ткани, которые они знают (шелк, шерсть и т.д.), вариантах использования ткани в быту, различиях ткани по внешнему виду, на ощупь, цвету и качеству (тонкая и толстая, прозрачная и непрозрачная, яркая и не очень).

Дополнительный материал. Учитель: «Ткани делают из волокон. Некоторые волокна, такие как хлопковые, льняные, получают из растений, а шерстяные делают из шерсти животных. Искусственные волокна получают, используя химические вещества. Существует три способа соединения волокон для получения ткани: сваливание, вязание и ткачество. Для ткачества используется приспособление, которое называется ткацкий станок. Вертикально расположенные волокна (основа) крепко удерживаются на ткацком станке, в то время как горизонтальные волокна (уток) вплетается между ними, образуя вид решетки».

Следующий пункт анализа – приемы работы над поделкой. Учащиеся вспоминают, что такое аппликация (изобразительная техника, которая основана на приклеивании деталей на поверхность). Учитель: «Какие материалы можно использовать для создания аппликации?» (Аппликацию можно делать из бумаги, из природных материалов, из ткани. Учитель может показать различные виды аппликаций из разных материалов).

Закончить анализ изделия следует беседой о возможных вариантах его использования. Учащиеся читают, как собирается использовать свою поделку Аня, на стр. ... .

Далее учащиеся с помощью учителя планируют свою работу. 1. Заготовка формы матрешки (сначала вырезать шаблон из рабочей тетради, на основе вырезанного шаблона заготовку сделать из картона). 2. Рисунок основных частей матрешки. 3. Создание костюма матрешки (из кусочков ткани выкроить элементы костюма матрешки: платьице и косынку). 4. Украшение матрешки (для украшения можно использовать тесьму, блестки, бисер, приклеив их к костюму красавицы).

Заготовка формы матрешки. Учитель: «Откройте рабочие тетради с изображением шаблона матрешки. Вырезаем изображение, но сначала вспомним правила работы с ножницами (учитель может использовать приложение). Далее разметим матрешку на картоне (на изнаночной стороне, помним об экономии бумаги). Вырезаем. У нас получилась форма матрешки, которую мы будем украшать».

Рисунок основных частей матрешки. Учитель: «Простым карандашом наметьте личико матрешки (посмотрите, оно круглое, румяное), наметьте платок и костюм нашей героини.

Создание костюма матрешки. Учитель: «Необходимо разметить ткань для того, чтобы вырезать детали костюма матрешки. Сначала разметим основной костюм на кусочке ткани одного цвета. Для этого надо нанести контуры на ткань, это можно делать мягким карандашом, кусочком мела или мыла с помощью трафарета или шаблона. Чем отличается шаблон от трафарета? (трафарет мы обводим по внутреннему контуру, а шаблон по внешнему). Как закрепить шаблон на ткани? (с помощью английских булавок) Не забудьте об экономии материала». Учитель обязательно демонстрирует, как нанести контуры на ткань. «Мы воспользуемся вырезанным шаблоном из рабочей тетради и обведем его на ткани. Нам нужно отметить нижнюю часть матрешки и вырезать только ее, после чего приклеить получившуюся деталь к шаблону». На кусочках ткани других цветов учащиеся самостоятельно размечают сердцевину костюма и косынку матрешки, вырезают детали под контролем учителя и наклеивают их на шаблон.

Украшение матрешки. Для того, чтобы украсить костюм нашей красавицы можно наклеить на него тесьму, блестки.

Подведем итоги. В итоге урока можно провести выставку работ учащихся. Анализ работ проводится по следующим критериям: вариативность используемых материалов, яркость, оригинальность, аккуратность. Также учащиеся отвечают на вопросы учебника.

Домашнее задание: Подготовьте сообщение об особенностях одного из народных промыслов, которые мы не изучали, рассмотрите в учебнике иллюстрации с другими вариантами оформления матрешки и при желании выполните один из них дома с родителями. Результаты своей домашней работы вложи в папку достижений. Принесите на следующий урок какое-нибудь изображение деревенской постройки.

 

© 2021 Мы гимназисты
Design by vonfio.de

Яндекс.Метрика

Top.Mail.Ru