урок

Изделие: Дымковская игрушка.

Задачи урока: познакомить учащихся с основными элементами дымковской росписи, закреплять навыки и приемы лепки, знания о свойствах пластилина, воспитывать любовь и бережное отношение к предметам народного творчества, любовь и интерес к искусству.

Планируемые результаты: уметь различать хохломскую, городецкую и дымковскую роспись, применять их в своей работе, освоить лепку мелких деталей изделия приемом вытягивания и соединение деталей из пластилина.

Основные термины и понятия: дымковская игрушка, узор.

Ресурсы и оборудование: У учителя: примеры дымковских изделий, схема последовательности лепки дымковских игрушек. У учащихся: учебник, пластилин, стека, нитка для разрезания пластилина, подкладной лист, картон – основа для игрушки.

Ход урока

Учитель начинает урок с проверки сообщений, подготовленных дома учащимися. После чего можно провести беседу, направленную на повторение и закрепление изученного ранее материала.

Учитель: «Мы с вами уже изучили два вида народных промыслов. Вспомните, какие именно? А что в основном расписывают хохломской и городецкой росписью? (Посуду, предметы быта). Какие особенности этих видов народных промыслов вам запомнись? Народные промыслы славятся не только своей расписной посудой, но и игрушками. Сегодня мы поговорим о дымковских игрушках».

Учимся новому. Учащиеся читают текст на стр. ... учебника. Учитель: «Как называется селение, где появилась дымковская игрушка? (Дымковская слобода). Один из вариантов происхождения названия этой слободы (поселения) гласит, что по утрам хозяйки в этом поселении дружно топили печи, и дымок весело поднимался к небу. Вся округа была заполнена дымом, вот и прозвали эту задымленную слободу Дымковской.

Какой материал использовали для лепки изделий? (Красную глину). Что именно лепили дымковские мастера? (Свистульки были в виде зверюшек и птичек). Рассмотрите рисунки, в виде чего еще лепят дымковские мастера свои игрушки? (Барынь-модниц с зонтиками, с сумочками, в нарядных юбках, фартуках со сборками, кто-то несет коромысло с полными ведрами, кто-то ребеночка баюкает, кормилиц, кавалеров) (Учитель демонстрирует детям приготовленные заранее игрушки). Какие цвета используют для росписи дымковских игрушек? (Яркие, праздничные. Можно попросить учащихся назвать все цвета, которые они видят на рисунках: желтый и синий, малиново-красный и зеленый, белый в фоне и черный; яркие цвета дополняют мягкими, приглушенными: голубым, розовым, оранжевым, коричневым. Эти цвета и составляют палитру игрушек.). Игрушки изначально делали для праздника Свистуньи, или Свистопляски, а на праздник принято одеваться ярко, празднично, красиво, вот и игрушки делали в соответствии с традициями, одевали их в нарядную, яркую одежду. После праздника разноцветными фигурками украшали окна домов, помещая их между рамами. Прохожие смотрели на них. И в их памяти оживал яркий, шумный праздник. Посмотрите, Ваня заметил, что у дымковских игрушек есть основной фоновый цвет. Какой он? (Белый)

А каким орнаментом расписывали игрушки? (На щеках горит румянец, черные брови дугой. Платье обязательно ярко расписано: в полосочку, или в клеточку, или волнистыми линиями. А еще красные, оранжевые, зеленые круги и узоры являются неотъемлемой частью украшения костюмов)».

Затем учитель знакомит ребят с такой особенностью, дымковской игрушки, как последовательность лепки. Она представлена на доске в виде таблицы, которую учитель должен подготовить заранее.

Учитель: «Определите, в какой последовательности мастера работали над дымковскими игрушками». Мы приводим в нашем пособии таблицу с уже вписанными правильными номерами. Учитель же на доске не заполняет левый столбец, кроме верхней строки «Номер действия». Можно попросить кого-то из учащихся вписывать правильные ответы ребят в таблицу, либо это может делать учитель.

 

Номер действия.

Название и описание действия.

4.

Побелка. Из печи игрушка выходила красно-коричневой. Её белили мелом, разведённым на молоке. Сейчас для побелки используют водоэмульсионную краску, гуашь или темперу.

2.

Сушка. Игрушки обязательно просушивали перед обжигом.

 

5.

Роспись. Это самый интересный этап работы над дымковской игрушкой. Для росписи использовали палочки, которые обматывали кусочком ткани. Теперь игрушки расписывают кисточками.

1.

Лепка. Гончары лепили из красной глины барыню, сначала лепили юбку, затем на юбку насаживали торс, оттягивали шею, на ней укрепляли шарик-голову, к плечам прикрепляли колбаски-руки, сначала торчком, а затем придавали нужную форму – сгибали к талии. Затем барыню наряжали.

3.

Обжиг. Далее игрушки обжигали в русских печах (сейчас используют электрические печи, это удобнее, так как всегда можно отрегулировать температуру и проконтролировать обжиг) для придания им прочности.

Учитель подводит итоги работы над таблицей, оценивая работу учащихся. «Интересно, что, несмотря на то, что каждый мастер или мастерица пользуется традиционным для данного промысла набором декоративных элементов и цветов, они всегда привносят элемент творчества в это яркое, веселое искусство, вкладывая в ручную работу свою индивидуальность».

Делаем сами. Учитель предлагает учащимся представить себя в роли дымковским мастеров, но начать с более простой игрушки – лошадки. Можно дать учащимся самостоятельно провести анализ готового изделия, приготовленного учителем. Учитель лишь контролирует правильность выполнения работы. Анализ следует провести по следующим параметрам: используемые материалы и инструменты, правила и приемы работы, орнамент и способ его выполнения, виды элементов, использованных в орнаменте, варианты применения поделки.

Затем учитель помогает детям распланировать работу над поделкой с опорой на план работы, изложенный в учебнике (стр. 29): 1. Подготовка материалов и инструментов к работе. 2. Деление пластилина: предварительно нагрев пластилин в руках, разделить брусок при помощи стеки на три неравные части. 3. Лепка: приемом вытягивания большей части вылепить туловище лошадки, из второй части – голову и шею, из третьей – гриву, ушки и хвостик. 4. «Роспись»: вылепить из пластилина геометрические узоры – круги, овалы, полоски точки – и украсить ими поделку. 5. Оформление поделки: прикрепить поделку на заготовленный картон-основу и завершить композицию.

Подведем итоги. Итогом урока становится проведение выставки. Так как учащиеся делали поделку самостоятельно, важно дать каждому учащемуся возможность выступить с сообщением о своей поделке и работе над ней, в том числе о ходе работы, трудностях и планируемом использовании. Анализ работ учителем проводится по следующим критериям: аккуратность, передача характера дымковской игрушки, оригинальность орнамента и т.д.

Домашнее задание. Подготовьте дома сообщение о том, какая из работ, участвовавших в нашей сегодняшней выставке, понравилась и запомнилась вам больше других, почему. На следующий урок принесите кусочки ткани разных цветов, тесьму, блестки и бисер.

 

© 2021 Мы гимназисты
Design by vonfio.de

Яндекс.Метрика

Top.Mail.Ru