урок

Изделие: Кухонная доска «Городецкая роспись».

Задачи урока: познакомить учащихся с особенностями городецкой росписи, ее историей, расширить представления о народном творчестве, развивать умение анализировать предметы прикладного искусства и экономно расходовать материалы, закреплять умения работы с шаблонами; воспитание эстетического вкуса, чувства цвета, любви к народному творчеству, патриотизма.

Планируемые результаты: научиться отличать городецкую роспись от хохломской, составлять композицию на основе аппликации, выполнять орнамент по мотивам городецкой росписи.

Основные термины и понятия: городецкая роспись, розан, купавка, подмалевок, оживка.

Ресурсы и оборудование: У учителя: учебник, рабочая тетрадь, цветы городецкой росписи: розан, купавка; примеры изделий, украшенных городецкой росписью, план последовательности росписи, таблица «Правила работы ножницами». У учащихся: учебник, рабочая тетрадь, цветная бумага, картон, клей, ножницы.

Ход урока

Урок можно начать с анализа учащимися работ друг друга по фотографиям, принесенным из дома. Учитель обязательно контролирует работу учащихся.

Путешествуем во времени. Учитель: «На прошлом уроке мы с вами начали изучать народные промыслы с разговора о хохломской росписи. Сегодня мы познакомимся с другим видом росписи – с городецкой росписью. Знакомо ли вам такое понятие? Приходилось ли встречать предметы, расписанные таким образом?».

Учитель предлагает детям прочитать текст учебника на стр. ... . После чего логично провести беседу по иллюстрациям из учебника и изделиям, заготовленным учителем. Учитель: «Что в учебнике сказано о происхождении городецкой росписи? Где она зародилась? (Городецкая роспись по дереву – знаменитый народный промысел Нижегородской области. Этот промысел получил свое развитие в деревнях близ города Городца). Что украшали такой росписью, какие предметы? (Росписью украшали крестьянские прялки, лубяные лукошки и коробки для хранения пряжи, солонки, детские стульчики). А какой использовали материал для создания этих предметов быта? (Дерево). Посмотрите внимательно на рисунки и изделия, что городецкие мастера изображали на своих работах?» (Мастера городецкой росписи изображали прогулки людей, всадников на конях, сцены чаепития, всадников, кареты, барынь, солдат, кавалеров, собачек, а также необычные цветы).

Учимся новому. Следующим этапом урока может стать беседа об основных особенностях городецкой росписи. Учитель: «Важной особенностью городецкой росписи было наличие своеобразных видов цветов – розана и купавки. Посмотрите на доску (пример готовой разделочной доски с аппликацией «Городецкая роспись» учащимся демонстрирует учитель, при этом указывает на каждый из видов цветов и называет его), в чем отличия цветов? (у розана – сердцевина в центре, а у купавки – смещена). Еще одной особенностью такой росписи является то, что каждый элемент пишется (можно спросить у детей, как они понимают значение этого слова в данном случае) в определенной последовательности: 1. Выполнение подмалевка – накладываются основные цветовые пятна. 2. Подробная прорисовка элементов – пятна дополняются элементами: сердцевиной, лепестками цветов, листочками. 3. Оживка – цветы украшаются белым и черным цветом – капельками, полосками, точками. И в итоге получаются замечательные удивительные городецкие узоры».

Делаем сами. Первый этап работы над поделкой, как обычно, – анализ уже готовой работы, который можно провести в виде фронтального опроса учащихся: форма изделия (форма разделочной доски), орнамент, выполненный на доске (растительный: купавки, листики; птица), как расположены элементы, то есть какова композиция (птица в центре, по краям растительный орнамент), используемая техника выполнения (аппликация), используемые материалы (картон для основы – доски, цветную бумагу для элементов композиции), возможное применение поделки (для украшения кухни).

После этого полезно попросить учащихся сказать, каким будет следующий этап работы (планирование). Это поможет развить у учащихся самостоятельность, навыки самооценки и самоконтроля. Учащиеся читают план работы в учебнике (стр. 27), анализируют его вместе с учителем и составляют свой план: 1. Подготовка шаблонов. 2. Разметка. 3. Раскрой. 4. Сборка. 5. Оформление. Только после этого можно начинать непосредственную работу над поделкой.

Подготовка шаблонов. Дети вырезают шаблоны из рабочей тетради (стр. 12-13). Но перед этим надо вспомнить правила работы ножницами (с помощью таблицы «Правила работы ножницами» из приложения).

Разметка. С помощью шаблонов учащиеся делают разметку на цветном картоне и бумаге. Шаблон доски размечается на белом или цветном картоне, можно выбрать желтый цвет, под дерево. Шаблоны листиков – на зеленой бумаге, а цвет для купавок или розанов ребята могут выбрать самостоятельно (что способствует развитию у них чувства цвета и умения составлять композицию). Важно напомнить детям об экономии бумаги и выполнении разметки на обратной стороне листа.

Раскрой. Учащиеся аккуратно вырезают все детали.

Сборка. Учитель: «Составьте композицию. Только после того, как все детали будут разложены вами на основе – доске, составляя вместе целостную композицию, можете приклеить детали к основе, помня о правилах работы клеем».

Подведем итоги. Итогом урока, как обычно, становится анализ работ учащихся (форма может быть разной, в зависимости от выбора учителя: самоанализ, взаимоанализ и оценка работ учителем). Также учащиеся отвечают на вопросы учебника на стр. 26: «Какие основные краски используются в городецкой росписи? Есть ли яркий фон на предметах с росписью?».

Домашнее задание. Подготовьте сообщение о том, какое применение вы найдете своей поделки.

 

© 2021 Мы гимназисты
Design by vonfio.de

Яндекс.Метрика

Top.Mail.Ru