урок

Изделие: миска «Золотая хохлома» в технике папье-маше.

Задачи урока: познакомить учащихся с особенностями хохломской росписи, с технологией изготовления изделий из папье-маше, с отделкой изделия в виде орнамента, с видами декоративно-прикладного искусства, закреплять умения и навыки работы с бумагой, навыки росписи посуды, работы с такими инструментами, как карандаш, ножницы, кисть; развивать творческое мышление, воспитывать эстетический вкус, интерес к народному творчеству и народным промыслам.

Планируемые результаты: овладеть технологией изготовления изделий из папье-маше, уметь отличать орнамент хохломской росписи от других видов орнаментов и выполнять его.

Основные термины и понятия: хохломская роспись, орнамент, грунтовка, народное творчество.

Ресурсы и оборудование: У учителя: пример изделия из папье-маше, таблица «Приемы работы с бумагой», миска, подкладной лист, бумага (салфетка, газета), клей ПВА, вода, гуашь. У учащихся: учебник, миска, подкладной лист, бумага (салфетка, газета), клей ПВА, вода, гуашь.

Ход урока

Учащиеся выступают с сообщениями, приготовленными дома. Учитель: « А вы знаете, что посуду можно по-разному украшать? Сегодня на уроке мы познакомимся с одним из народных промыслов – хохломской росписью по дереву, а также с новой техникой создания изделий из папье-маше».

Учащиеся рассматривают хохломскую посуду на стр. 24 учебника. Учитель: «Эту посуду называют золотой хохломой. Как вы думаете, почему? Посмотрите, какие цвета и элементы использует хохломской мастер в своей росписи».

Путешествуем во времени. Дети читают текст на стр. 24 учебника. Учитель: «С незапамятных времен хохломская деревянная посуда излучает свет. Не просто так называют ее золотой хохломой. Будто это не обыкновенные деревянные миски да ложки, ковши да чаши, а золотые! Такую посуду и на стол ставить не зазорно. Но не для царских столов создавали мастера посуду с хохломской росписью, украшала она крестьянские праздники да свадьбы. Хозяйка выставляла ее для дорогих гостей. Пусть и не богатым было угощение, но зато от всей души и в чудесной посуде. Как же появилось это диво дивное – «золотая хохлома»? Старинное предание рассказывает: жил когда-то в нижегородских лесах, на берегу тихой реки, человек. Кто он и откуда пришел, нам не ведомо. Вырезал тот человек деревянные чаши да ложки и так раскрашивал, что, казалось, сделаны они из чистого золота. Узнал об этом царь и рассердился: «Почему у меня во дворце нет такого мастера?! Ко мне его! Немедленно!» Стукнул посохом, топнул ногой и послал солдат, чтобы доставили умельца во дворец. Отправились солдаты выполнять царский приказ, но, сколько, ни искали, не смогли найти чудо-мастера. Ушел он неведомо куда, но прежде научил местных крестьян делать золотую посуду. В каждой избе сверкали золотом чашки да ложки. А было это село под названием Хохлома. Много «золотой» посуды продавалось на ярмарке в этом селе. Так и родилось название – «золотая хохлома». Ах, как вкусно есть из такой сказочной посуды! Да еще золотистой расписной ложкой. Не боится хохлома ни жара, ни стужи. Все так же будут сиять ее краски, не потускнеет «золото». Потому что сделали это чудо золотые руки мастеров. Есть ли у вас дома посуда, украшенная хохломской росписью? В каких случаях ваши родители ставят ее на стол?»

Учимся новому. Учитель: «Украшают посуду орнаментом, который может быть нарисован, а может быть сделан путем аппликации или отпечатан. Прочитайте текст в учебнике на стр. 24 под рисунком. Обратите внимание на слово орнамент, что в нем особенного?» (Оно выделено голубым цветом, можно прочитать его определение в словарике юного технолога). Дети читают определение понятия «орнамент» (стр. 95). Учитель: «Орнамент – это узор, построенный на ритмическом чередовании элементов. Он может быть растительным (использование растительных элементов), геометрическим (использование геометрических форм), зооморфным (использование мотивов, связанных с изображением животных), комбинированным (сочетание разных видов)».

Делаем сами. Учитель: «Сейчас вы попробуете себя в роли хохломских мастеров, но сначала нам нужно сделать посуду, которую мы будем расписывать. А изготовим мы ее из папье-маше? Знаете ли вы, что это?» (Бумажная масса, смешанная с клеем, гипсом и мелом, из которой изготовляются путем прессования различные предметы). Учащиеся читают план работы в учебнике на стр. 25 и рассматривают изображения к нему. А затем под руководством учителя выполняют работу по этому плану до пункта «Оставьте изделие на просушку». После чего необходимо придумать орнамент в стиле хохломской росписи для украшения изделия. Можно дать ребятам задание нарисовать его на бумаге и рассказать, к какому типу орнаментов относится узор, придуманный ими. Если бумага на миске успеет высохнуть, то можно закончить работу над поделкой: снять бумажную форму с миски, загрунтовать изделие (можно использовать водоэмульсионную краску или белую гуашь, смешанную с клеем ПВА) и расписать красками миску под хохлому в соответствии с тем орнаментом, который был придуман. Если работа не высохла на этом уроке, то можно распределить работу над поделкой на два урока.

Подводим итоги. В конце урока учитель оценивает работ учащихся. Дети отвечают на вопрос: «Почему хохломскую посуду называют золотой?».

Домашнее задание: Попробуйте дома с помощью родителей сделать еще какой-либо предмет посуды из папье-маше и оформить хохломской росписью. Фотографию своей поделки поместите в папку достижений.

 

© 2021 Мы гимназисты
Design by vonfio.de

Яндекс.Метрика

Top.Mail.Ru