урок

Изделие: «Магнит из теста».

Экологическая чистота и безвредность материала позволяет рекомендовать его для работы с детьми, которая развивает их творческие способности.

Задачи урока: расширить представления учащихся о профессиях (познакомить с профессиями пекаря, кондитера), о видах пластичных материалов и работе с ними, развивать навыки лепки, учить сравнивать материалы по предложенным критериям; формирование аналитических способностей, воспитание эстетического вкуса.

Планируемые результаты: уметь различать основные профессии кулинарного кондитерского искусства, виды пластичных материалов, применять технологию лепки из соленого теста, уметь проводить сравнительную характеристику пластичных материалов по предложенным критериям.

Основные термины и понятия: пластичные материалы, тестопластика, пекарь, кондитер.

Ресурсы и оборудование: У учителя: соль (мелкая), мука, вода, пластилин, глина (могут быть фотографии, иллюстрации, рисунки), кусок теста, таблицы «Приемы работы с пластилином», «Критерии сравнения пластичных материалов», карточки для таблицы (можно каждому ученику сделать такую таблицу для самостоятельного заполнения). У учащихся: учебник, емкость, стеки, клеенка, краски (гуашь или акварель), материалы для оформления: цветная, бумага, природные материалы, магнит.

Ход урока

В начале урока нужно сделать записи в дневники наблюдений. К этому времени лук, вероятнее всего, уже вырастет. Учащиеся могут описать его в дневниках и придумать применения результату своего труда (перья лука можно использовать в салате).

Повторение и проверку знаний можно начать с сообщений учащихся по материалам, подготовленным дома. Учащиеся рассказывают о различных кулинарных рецептах с использованием грибов. Учитель: «Вспомните, какой материал мы использовали для работы на прошлом уроке. (Пластилин). Как вы уже знаете, этот материал относится к пластичным. Скажите, а какие еще пластичные материалы вы знаете? (глина). Вспомните, как называются изделия, выполненные из глины? Назовите профессию человека, который из глины изготавливает предметы посуды».

Учимся новому. После этого можно рассказать учащимся о том, что существуют и другие пластичные материалы, в том числе тесто. Полезной будет беседа об обычном, кулинарном применении теста для осуществления межпредметной связи с курсом «Окружающий мир», во время которой учащееся могут рассказать о том, что готовят их родители из теста.

После этого логично предложить детям работу, направленную на формирование умения сравнивать свойства пластичных материалов, которые им известны, для чего учителю заранее необходимо подготовить на доске таблицу, в которой заполнена верхняя строка и крайний левый столбец. Во время заполнения таблицы с помощью обсуждения учитель прикрепляет карточки с правильными ответами к таблице или открывает заранее заполненные поля по мере объявления детьми необходимых характеристик.

 

Критерии сравнения

Пластилин

Глина

Соленое тесто

Цвет

разноцветный

Красная, белая, голубая, желтая, серая

Белое. Добавляют гуашь, красители

Состав

Воск, вазелин, глина, краситель

Природные минералы

Мука, вода, соль

Пластичность

При нагревании

При увлажнении

Приемы работы

Отрезать, размять, сплющить, раскатать, слепить, вдавить, прилепить, перекрутить, прищипнуть, вытянуть

Применение

Скульптура, игрушки

Игрушки, посуда, строительство, лепнина (рельеф) на архитектурных сооружениях

фигурки-сувениры, настенные украшения, панно, рамки для фотографий и вышивки и т.д.

Учитель беседует с учащимися по каждому критерию оценивания. Первый критерий – цвет. Можно показать коробочку с пластилином, фотографии или рисунки с глиной в различном применении и цвете. Учащиеся приходят к выводу, что пластилин может быть разнообразных цветов. Глина бывает красной, белой, голубой, желтой и серой, чаще всего – белой и красной. Учитель: «А какого цвета тесто, кто видел? (белое). Но можно придать цвет тесту, добавив в раствор гуашь или пищевые красители». С помощью наводящих вопросов учитель должен помочь детям охарактеризовать материалы по второму критерию – составу. Пластилин состоит из красителей (для придания цвета), измельченной глины, а также воска, который препятствует высыханию, это может быть и вазелин. Глина – это осадочная горная порода, поэтому она состоит из природных минералов. А тесто – это мука, соль и вода. Чтобы оценить пластичность исследуемых материалов, необходимо попробовать изменить их форму. Поэтому учитель должен предоставить учащимся возможность тактильного контакта с материалами. Учитель: «Мы с вами сказали, что наши материалы (пластилин, глина и тесто) относятся к пластичным, но в любом ли состоянии они проявляют свои пластические свойства?». (Пластилин – при нагревании, глина, тесто – при добавлении воды). Приемы работы с пластилином знакомы учащимся из курса 1 класса, ребята вспоминают их при помощи таблицы «Приемы работы с пластилином» (из приложения к «Урокам технологии»).

Также учащиеся рассказывают о способах применения данных материалов. У учителя могут быть примеры готовых изделий или рисунки, фотографии с ними (для осуществления принципа наглядности).

Путешествуем во времени. Следующий этап урока может быть основан на работе с учебником (стр.17-19). Учитель: «Основным компонентом для приготовления теста является мука. Прочитайте в учебнике, как в древности получали муку».

Учимся новому. Учитель: «Сейчас муку делают на мукомольных комбинатах, мука — основное сырье для хлебопечения и приготовления кондитерских изделий, производство муки – одно из древнейших на земном шаре. Технологический процесс на мельнице состоит из ряда взаимосвязанных операций, каждую из которых выполняет специальное оборудование — самые современные машины и аппараты. Гибкая технологическая схема позволяет производить муку различных сортов, как из мягкой, так и из твердой пшеницы. Производительность мельницы — 80 тонн муки в сутки. Мука фасуется в мешки весом 10, 25, 50 кг, а также в пакеты весом 2 кг. А какие профессии, связанные с выпечкой, вы знаете?». (Булочник, кондитер). Учащиеся могут прочитать определения этих профессий в учебнике (стр. 17-18).

В виде игры в воображаемого пекаря и кондитера учащиеся выполняют задания учебника на стр. 18-19. Учитель помогает им сделать правильный выбор и определить, что пекут пекарь и кондитер.

Продолжая работу, направленную на развитие фантазии учащихся, можно предложить ребятам представить себя национальным поваром и придумать блюда. Которые бы они приготовить в этой роли. Учитель: «В каждой стране есть свои национальные блюда. Рассмотрите рисунке на стр. 20 и попробуйте определить, к национальным кухням каких стран относятся предлагаемые блюда». (Блины – русская кухня, пицца – итальянская, чак-чак – татарская, паста, макароны – итальянская, лаваш – кавказская, пельмени – русская, беляши – татарская, каравай – украинская).

Дополнительный материал. Муку для выпечки хлеба приготовляли на мельницах. До появления мельниц хлеб в жерновах мололи вручную. Приготовлением пищи занимались хозяйки дома; а богатые люди возлагали эту обязанность на слуг. Выпекание хлебов требовало знаний и опыта, и не ценилась та хозяйка, которая не владела этим умением, ибо считалось: в чьем доме хороший хлеб, в том хорошая хозяйка. Хлебы пшеничные и крупчатые пеклись на сладостях, с разными изображениями.

Делаем сами. На следующем этапе урока учащимся – юным поварам – предстоит приготовить соленое тесто. Учитель: «Мы не будем ничего готовить из нашего теста, а сделаем из него магнитики. Лепка из соленого теста имеет давнюю историю. Технологию эту называют тестопластикой. Известно, что еще в древнем Египте делали фигурки из теста для поклонения богам. При этом основной проблемой была недолговечность материала. Ему, конечно, угрожала влага, однако главным врагом являлись грызуны. История не сохранила имя того, кто придумал добавлять в муку соль в таком количестве, что грызуны и насекомые перестали покушаться на изделия. Обычай лепить из соленого теста распространен во многих районах Европы и на русском Севере. Когда-то изготовление фигурок из муки и воды или из хлебного мякиша было связано с магическими действиями. Часто такие фигурки служили оберегами. Традиционно изделия из теста использовали для создания ритуальных предметов, посвященных народным праздникам, например, празднику сбора урожая, или изготовляли народный свадебный каравай. В наше время лепка из соленого теста не только утратила ритуальный смысл, но и во многом поменяла тематику. Материал, своей нетронутой естественностью определявший в древности художественное восприятие изделий, сегодня практически невозможно распознать под краской и лаком. Изделие выглядит керамическим. Редко используют, да и то лишь в декоративных целях «поджаристый» цвет мелких деталей, который появляется после запекания фигурок. Кроме того, в наше время немалую композиционную и смысловую роль в изделии играют дополнительные, и не только природные, материалы. Вот и мы сегодня изготовим из соленого теста магнитик, которым можно будет украсить дом».

При групповом анализе изделия (пример поделки демонстрирует учитель) необходимо установить, какие материалы понадобятся для его изготовления (тесто, магнит, краски, природные материалы), как можно будет использовать данное изделие (Магнитик может украсить холодильник или стать еще одним ярким, оригинальным подарком с магнитной основой для близких).

Затем учащиеся читают план работы в учебнике и рассматривают рисунки к нему (стр. 21-22), после чего обсуждают этот план и составляют свой собственный: 1. Замешивание теста 2. Лепка, прикрепление магнита 3. Сушка работы.

Работа по замешиванию теста поможет развить у учащихся аккуратность. В миске надо смешать 1 стакан муки, пол стакана соли, пол стакана воды, чтобы образовалась густой массы. Возможен и второй вариант замешивания теста, который поможет сэкономить время. Тесто можно замесить в одном большом блюде для всех.

Очень важно, чтобы учащиеся, опираясь на свои впечатления от иллюстраций на стр. 22, самостоятельно придумали образ для лепки. Это поможет в обучении оцениванию своих способностей, ведь нужно, чтобы тот образ, который дети придумают, был реален в исполнении.

Лепка и прикрепление магнита под руководством учителя направлены на закрепление навыка использования различных приемов лепки. Также необходимо украсить поделку, для чего можно использовать кусочки цветной бумаги и природные материалы.

Высушить работы можно, оставив их на противне или деревянной доске до следующего урока, на котором и закончить поделку, расписав ее красками.

Подведем итоги. В итоге урока проводится анализ изделия, как на любом уроке с практической работой.

Домашнее задание: Попросите бабушку или маму испечь вместе с тобой какое-нибудь кулинарное изделие: напишите о своей работе и ее результатах, можете вложить фотографию своего кулинарного изделия в папку достижений.

Из фотографий, которые учащиеся принесут на урок, можно сделать выставку, которая украсит класс, послужит поощрением для детей и порадует их родителей.

 

© 2021 Мы гимназисты
Design by vonfio.de

Яндекс.Метрика

Top.Mail.Ru