Цели урока:

научить детей печатать свежими листьями;

учить детей исследовать, открывать новые возможности природного материала, смелее использовать их в работе;

стараться активизировать самостоятельную работу ребенка;

помогать детям раскрывать свои способности;

развивать глазомер, осязание и мелкую моторику.

Оборудование урока:

нарисованные большие осенние листья на доске;

картины и репродукции художников с изображением осени;

стихи и загадки об осени и листьях;

муз. сопровождение произведение П. И. Чайковского "Времена года”, А. Вивальди "Времена года”;

чистый альбомный лист, скотч, акв. краски.

Материалы:

1 газета, зеленые свежие листья разной формы и размера;

акварельные краски, баночка для воды, салфетка или тряпочка ;

2 альбомных листа (или 1 лист картона), клей ПВА или карандашный.

Инструменты: ножницы, кисточки, фломастеры, (можно скотч, степлер)

До урока оформляется доска: крепятся осенние листья, записывается стихотворение, картины, домашнее задание. Расставляются столы по середине класса, а по 2 стола слева и справа это будут маленькие мастерские.

Ход урока

I. Подготовительная часть.

1. Записываем задание на следующий урок. (Это я делаю всегда вначале урока, чтобы потом на него не отвлекаться, дети все успевают записать и послушать объяснение д. з.)

 

2. Проверяем готовность рабочего места:

на столе расстелена газета;

перед собой – 1 альбомный лист, баночка с водой, кисточка, акварельные краски, тряпочка или салфетка;

несколько зеленых листочков (разного размера и формы);

все лишнее (пока на этом этапе) лежит на уголке стола.

II. Вводная часть. (Тихо звучит музыка).

Загадка об осени:

Клены смотрят удивленно:
Маляра и краски нет…
Кто ж окрасил их зеленых
В красный цвет?

(Прикрепить отгадку на доске. У меня слово "осень” было написано мелкими листиками).

2. (Под муз. Чайковского П. И.)

Осень на опушке краски разводила. 
По листве тихонько кистью проводила:
Пожелтел орешник. 
И зарделись клены в пурпуре осеннем. 
Только дуб зеленый. 
Утешает осень – не жалейте лета. 
Посмотрите – роща золотом одета!

Вопросы к классу:

- Как вы себе представляете осень, разводящую краски?

- А какие краски брала осень? В какой цвет она раскрасила все деревья?

- Как чаще всего в народе называют осень?

- "Роща золотом одета”. Как по-другому можно сказать?

- Какая же еще бывает осень?

 

3. На дворе – октябрь. Все деревья (или почти все) стоят голые, дни больше серые и мрачные, чаще идет дождь и небо покрыто тучами. Но это тоже осень! Мы с вами принесли последние листочки с деревьев, они не такие красивые. А мы сегодня с вами попробуем себя в роли осени-художницы, продлим красивое время-золотой осени.

Но рисовать мы будем очень необычным способом, не рисуя акварельными красками как на уроке рисования, а печатая свежими листьями. Тема сегодняшнего урока так и называется "Печатание” (записать на доске тему урока).

III. Основная часть. Планирование работы.

Я прочитаю вам стихотворение, вы его внимательно послушайте и обратите внимание на доску.

Листья деревьев резные и сложные
Легко в альбом перенести. 
Надо взять краски цветов всевозможных,
На листья аккуратно нанести
И приложить к бумажному листу. 
Получишь отпечаток – красоту!

Четыре последних строчки стихотворения заранее записать на доске:

Надо взять краски цветов всевозможных (краски осенних листьев);

На листья аккуратно нанести (краски не надо сильно разводить водой и наносить их кисточкой с обратной стороны листа, где прожилки более выражены, краски смешивать-вливать одну в другую);

И приложить к бумажному листу (сверху лист прижать салфеткой или тряпочкой);

Получишь отпечаток – красоту!

(Прочитать эти строчки еще раз можно попросить детей). Напротив каждой строчки поставить цифры – 1, 2, 3, 4. Мы получили план работы. Вместе с детьми можно этот план обсудить подробно, можно показать как выполняется работа на, прикрепленном к доске, альбомном листе. 

 

План готов! Можно приступить к работе, но сначала подготовим наши пальчики.

Пальчиковая гимнастика: (Д. Хармс)

Ветер осенью летал, 
Ветер листики считал: 
Красный лист, 
Зеленый лист, 
Липы лист, 
Клена лист. 
Хорошо ли ты считал? 
Сколько листьев насчитал?

(круговые движения кистями рук в одну сторону)
(круговые движения кистями рук в другую сторону)
("выбрасываем” большие пальцы рук)
("выбрасываем” указательные пальцы)
("выбрасываем” средние пальцы)
("выбрасываем” безымянные пальцы)
(пальцы рук соединили в "замочек”,поднимаем и опускаем)

IV. Самостоятельная работа.

Сейчас, закатаем рукава – и за работу! Попробуйте напечатать 4-5 осенних листочков на 1 альбомном листе. Но листики берите разной формы, разного размера и смешивайте краски, получая разные оттенки.

(Снова звучит музыка).

-У вас получились замечательные. листочки! Пока они будут сохнуть, мы немножко отдохнем.

Физкультминутка.

Вы, наверное, устали?
Ну, тогда все дружно встали. 
В поле дерево стоит 
Ветер ветки шевелит. 
Ветер тихо клен качает. 
Вправо, влево наклоняет. 
Раз – наклон,
Два – наклон. 
Зашумел листвою клен. 
Ветер сильно вдруг подул, 
Листья с дерева смахнул. 
Закружились листья все 
Опустилися к земле. 
Ветер снова набежал 
И листочки все поднял, 
Закружились, полетели… 
И за парту тихо сели.


(все встали около своих мест)
(встали прямо, вытянули руки вверх) 
(потрясли кистями рук) 
(вытянутыми руками раскачиваем в стороны)
(наклоны)


(снова потрясли кистями, руки вытянуты вверх)
(руки вверху, наклоны)
(руки вперед, влево, вправо)
(повороты круговые)
(присели на корточки)
(поднялись)
(руки вверх, потрясли кистями)

V. Работа в группах по интересам.

- Вы заметили, что столы сегодня стоят необычно – это маленькие мастерские. И работать мы сейчас будем по группам. На уроках рисования вы познакомились с тремя Мастерами – Мастер Изображения, Мастер Украшения, Мастер Постройки. (Роль Мастеров исполняют учителя, работающие в этом классе – это учитель труда, учитель рисования, руководитель кружка – "Город Мастеров”. Каждый Мастер представляет свою мастерскую.

Мастер Изображения (учитель труда):

Изображения я Мастер. 
Когда в руках держу фломастер
Или волшебный карандаш
Изобразить могу всех вас,
Леса, поля и горы,
Чудесные просторы, 
Весь мир, в котором мы живем и реальностью зовем.

Мастер Украшения (учитель рисования):

Я – Мастер Украшения. 
Весь мир я украшаю
И все свои творения 
Я людям посвящаю. 
Мы вместе с вами можем
Украсить все вокруг. 
Понять друг другу мы поможем, 
Что красота – надежный друг.

Мастер Постройки (руководитель кружка)

Я – Мастер Постройки,
Серьезный художник.
Природа – мой самый надежный помощник. 
И если вы будете очень внимательны,
Природа откроет вам мир увлекательный.

Сейчас вы можете продолжить свою работу в любой мастерской . Если вам понравилось печатать листьями, то вы можете продолжить работу в мастерской Мастера Изображения. Можно создать неповторимые произведения, например "Портрет Осени”, "Осенний ковер”, "Листопад” и т. д.

А если вы любите украшать, то вам надо встретиться с Мастером Украшения. Он вас научит делать разные открытки, используя ваши напечатанные листья.

А в мастерской у Мастера Постройки можно поучиться дарить нежное осеннее настроение. И в любое время года, даже зимой, любоваться осенними листьями. Все это – с помощью ваших напечатанных листьев.

(Опять звучит музыка. Дети расходятся по мастерским. , продолжать работу)

У Мастера Украшения на столах лежат заготовки различного вида открыток, клей ножницы, фломастеры, цветная бумага. Дети вырезают напечатанные листики, выбирают заготовки для будущих открыток, составляют свои композиции, оформляют и подписывают их.

В мастерской Мастера Постройки "кипит своя работа – здесь дети прикрепляют вырезанные листики к веточкам, стоящим в вазе. Оригинально-осенние веточки как настоящие. Кто-то делает корону и подвески для Королевы Осени.

Вот это мастера!

VI. Итог работы.

За 5 мин до звонка. Дети выходят по группам к доске и показывают свои работы.

Мастер Изображения

В роли осени себя вообразили
Необычным способом листву изобразили.

Ученик

Изображения чудесные у нас: 
"Осенний ковер”, "Листопад” - просто класс!

Мастер Украшения

Потрудились на "Ура”
Украшенья мастера!

Ученик

Потрудились от души бумага, фломастеры, карандаши…

Получились открытки – поздравления
К празднику осеннему, к любимому дню рождения.

Кто родился осенью – руку поднимите. 
Поздравляем! От души открыточку примите.

Мастер Постройки

Команда наша дружно потрудилась. 
И вот что в результате получилось:

Ученик

Отпечатали листочки, вырезали аккуратно,
Смастерили чудо-дерево – посмотреть приятно!

Скоро будет в классе праздник, осень в гости к нам придет…
Мы костюм ей смастерили. Думаем, что подойдет.

Спасибо Мастерам, спасибо ученикам! Мы сегодня много нового узнали и многому научились.

© 2021 Мы гимназисты
Design by vonfio.de

Яндекс.Метрика

Top.Mail.Ru