Цели:

воспитание интереса к культуре народов России, привитие уважительного отношения к ним;

развитие общей выносливости и координационных способностей младших школьников.

Оборудование:

карточки с названиями национальных игр;

куклы в национальной одежде тех народов, с играми которых дети знакомятся на уроке;

цветные мелки.

Ход урока

1. Организационная часть.

2. Основная часть, где проводится разминка, выполняются общеразвивающие упражнения.

3. Беседа учителя:

"375 лет тому назад Якутия вошла в состав Российского государства. Наша республика, Республика Саха (Якутия), - это земля дружбы. Здесь живут, учатся, трудятся люди многих национальностей: якуты, русские, эвены, эвенки, юкагиры, чукчи, украинцы, эстонцы, буряты, башкиры и другие, всего более 120 представителей разных народов. Люди, которые живут рядом с нами – это самое большое богатство нашего края. Всё, что мы видим вокруг, возникло не само по себе, его сделали люди. И мы только можем удивляться тому и восхищаться тем, что и сколько всего хорошего, прекрасного, нужного они смогли создать в нашем суровом, холодном, но прекрасном северном морозном крае.

Якутия – необъятная страна. К примеру, в ней может поместиться территория шести Франций. Такая она огромная! В её недрах таятся воистину сказочные сокровища: газ, нефть, каменный уголь, руда… Добывается огромное количество драгоценных металлов, каиней – алмазов, золота, серебра, чароита… Якутия является волшебной природной кладовой.

В нашем посёлке Сеген – Кюель с давних времён дружно живут и работают якуты, русские, эвены, эвенки, юкагиры, долгане, зыряне, украинцы, киргизы. Каждый народ имеет свои уникальные традиции, обычаи, свой язык, культуру. Каждый народ имеет удивительные сказки, песни. У каждого из них также есть свои очень интересные, познавательные, развивающие силу и ловкость, гибкость увлекательные игры. Мы с вами разучим и будем в них играть”.

4. Описание подвижных игр разных народов.

Воевода (из русского народного фольклора)

Катилось яблоко 
В круг хоровода.
Кто его поднял,
Тот воевода.

- Воевода, воевода,
Выбегай из хоровода!
Раз, два, не воронь.
Беги, как огонь!

Дети стоят по кругу. На строки 1 – 4 они перекатывают мяч от одного к другому. Участник, получивший мяч, со словом "воевода” начинает бегать внутри круга перед играющими (на строки 5 – 6), затем останавливается между двумя участниками, держа мяч в руках. Две последние строки говорят хором все дети, хлопая при этом в ладоши. Со словом "огонь” двое играющих, между которыми остановился воевода, разбегаются в разные стороны, обегают круг. Добежавший первым становится воеводой.

Игра развивает быстроту и ловкость.

Один лишний (якутская народная игра)

Дети становятся по кругу парами. Каждая пара в кругу располагается по возможности подальше от соседней пары. Выделяется один ведущий, который становится в середину круга. Начиная игру, ведущий подходит к какой-нибудь паре и просится: "Пустите меня к себе”. Ему отвечают: "Нет, не пустим, иди туда”, - и указывают на более дальнюю пару. В то время, когда ведущий бежит к указанной паре, все стоящие в паре позади меняются местами, перебегая к другой паре и становясь впереди. Передние уже становятся задними. Ведущий старается занять какое-нибудь место из освободившихся. Оставшийся без места становится ведущим.

Игра учит работать дружно, развивает ловкость, быстроту движений.

Ловля оленей ("Орарбу hэпкэвэн”) (Эвенская игра)

Играющие делятся на две группы – "олени” и "пастухи”. "Пастухи” берутся за руки и стоят полукругом, повернувшись к оленям. "Олени” бегают по площадке. По сигналу "hэпкэли!” (т.е. "лови!”) "пастухи”, не размыкая рук, пытаются поймать "оленей” и замкнуть круг. Ловить оленей можно только по сигналу. Когда поймано большее число оленей, "пастухи” замыкают круг. Олени стараются не попасть в круг, но если круг замкнут, то "олени” не имеют права вырываться из круга.

Игра учит действовать дружно и согласованно, развивает ловкость.

Прыжки по кочкам ("Чулайл”) (Юкагирская игра)

Проводится в виде эстафеты по командам. На полу вдоль спортивного зала нарисовать мелом "кочки” - кружочки. Команды, прыгая по кочкам, должны быстрее добежать до финиша. Победит та команда, игроки которой быстрее, точнее и ловчее. Главное условие: участники должны наступать только на "кочки”.

Игра развивает координацию движений, быстроту, ловкость.

4. Подведение итогов урока (рефлексия):

- С играми каких народов мы познакомились на уроке?

- Понравились ли вам эти игры?

- Игры каких народов вы уже знаете, в какие игры играете?

- Научите этим играм, в которые мы сегодня играли, своих друзей и играйте на переменах, на улице и дома. Играйте на здоровье!

© 2021 Мы гимназисты
Design by vonfio.de

Яндекс.Метрика

Top.Mail.Ru