Изучение материала по морфемному составу слов и словообразованию служит цели развития мышления и речи учащихся, цели вооружения их системой знаний о языке, что имеет большое общеобразовательное значение. Получаемые знания, формируемые умения и навыки помогают младшим школьникам разобраться в закономерностях слово- и формообразования (без чего невозможно полноценное усвоение грамматики), создают базу для сознательного овладения правописанием.

Несмотря на то, что исследования морфемики и словообразования ведутся несколько веков, вопрос остается актуальным до сих пор. Множество методических задач встает перед учителем при разработке уроков по темам данных разделов, и одна из важнейших –  формирование у детей действий морфемного и словообразовательного анализа слов. Д.Н.Богоявленский считал, что умение решать задачи на применение грамматических понятий требует определенной последовательности и сочетания мыслительных операций при ведущей роли одной из них. Поэтому появляется необходимость сообщать “не только содержание грамматических знаний, но и приемов, способов применения их на практике”.

Между тем, учителю приходится в основном иметь дело как раз с результатами этой мыслительной деятельности учащихся; сам же процесс ее остается скрытым от учителя. Следовательно, очень трудно и даже невозможно бывает установить, на каком этапе работы ученик допустил ошибку, которая приводит к неверному коненому результату. Этого можно избежать, если научить ребенка выполнять какое-то сложное умственное действие пооперационно, пошагово, т.е. сделать процесс выполнения его запрограммированным.

Применительно к рассматриваемым действиям на уроках русского языка необходимо придерживаться алгоритма выполнения морфемного и словообразовательного анализа. Однако при формировании действия словообразовательного анализа слов, а также морфемного, существенно не только использование алгоритмов и памяток в работе учителя и учеников. Важное значение имеет методика формирования морфемного и словообразовательного анализа. Выбор методики зависит от решения двух взаимосвязанных задач:

1) определения общей последовательности изучения тем в разделе “Состав слова” и “Словообразование” и 2) определения места тем “Порядок разбора слова по составу” и “Порядок словообразовательного разбора” в соответствующих разделах.

Изучение морфемики и словообразования целесообразно начинать с объяснения соответствующих понятий и обозначающих эти

понятия терминов. Оба термина “морфемика” и “словообразование” неоднозначны.

Слово как основная единица языка может рассматриваться с точки зрения его морфологического строения. Морфологическое строение – это те морфемы, которые входят в структуру слова, т.е. наименьшие формальные части слова, имеющие значение. Морфемика и словообразование – особые разделы языкознания, предметом которых является слово с точки зрения его структуры, морфемного строения, образования, взаимодействия морфем внутри слова, значения этих морфем в слове.

Словообразование является основным средством пополнения словарного состава языка новыми лексическими единицами. Образование новых слов осуществляется на базе уже имеющихся слов. Словообразование как особый раздел науки о языке включает две составные части – морфемику и собственно словообразование.

Морфемика – учение о значимых частях слова (морфемах), т.е. учение о строении, структуре слова, об “инвентаре морфем” языка. Словообразование изучает словообразовательную роль морфем, способы образования слов, закономерности современного словообразования.

Морфемика и словообразование как определенные системы языка, или морфемный уровень языка и его словообразовательный строй, изучаются в специальных разделах языкознания, которые обычно называются теми же многозначными терминами, что и соответствующие подсистемы языка. Возникновение новых слов в русском языке происходит разными путями. Названные языковые подсистемы (морфемика и словообразование) могут рассматриваться в разных аспектах: синхроническом (функциональном, описательном) и диахроническом (историческом). Спецификой словообразования как научной дисциплины является то, что оно рассматривает конечные результаты этих процессов, а не сами процессы словообразования.

Чтобы ответить на вопрос: как делаются слова?, нужно изучить структуру (строение) производных слов и связанное с ней значение.

Таким образом, применительно к современному русскому языку словообразование изучается с позиций синхронии.

 

Методические и дадактические разработки по указанной теме ищите в вычыпающемся меню к этому разделу сайта.

 

 

 


© 2019 Мы гимназисты
Design by vonfio.de

Яндекс.Метрика

Top.Mail.Ru