Учителя начальной школы знают, как трудно даётся младшим школьникам освоение словарных слов. В чём же причина? Одна из причин видится в том, что работа над непроверяемыми безударными гласными ведётся на уроке изолированно, в отрыве от всей другой орфографической работы. Так, написание непроверяемых безударных гласных осваивается в отрыве от изучения проверяемых, хотя в основе их правописания лежит одно и то же умение; обнаружить гласный в слабой позиции, то есть в безударном положении. Только опираясь на обобщенное умение ставить орфографическую задачу, можно вести дальнейшую работу над способами её решения в зависимости от разновидностей орфограммы.

К другой причине можно отнести то, что при знакомстве со «словарными» словами ребёнку отводится, как правило, пассивная роль: слово предъявляется и анализируется самим учителем. Учащимся лишь предлагается списать и заучить его. Однако механическое заучивание слов утомляет ученика и не формирует у него интереса к языку. Столь же неэффективно механическое выписывание слов при работе над ошибками.

Кроме того, ребенок в младшем школьном возрасте еще не овладел приемами смыслового запоминания, его логическая память еще не достаточно сформирована. Таким образом, процесс запоминания у младших школьников должен быть специально организован, поскольку в подавляющем большинстве дети этого возраста самостоятельно не используют приемы смысловой обработки и с целью запоминания прибегают к испытанному средству – многократному повторению. Но и этот приём срабатывает ненадолго.

Недостаточно, чтобы ученик познакомился с грамматическим явлением, как таковым. Важно добиться того, чтобы знания закреплялись, чтобы ученик мог «переносить» их на другие явления языка. Поэтому необходимо искать такой материал и формы работы, которые бы привлекли внимание учеников, развивали удивление и желание понять явление, будили мысль.

 

Методы и приемы работы над словами с непроверяемыми написаниями

 

Природу русской орфографии раскрывают с помощью её принципов, которые помогают в выборе методов и приёмов обучения. К ним относятся:

морфологический принцип

фонематический принцип

традиционный принцип

принцип дифференциации значений ( лексических, грамматических)

фонетический принцип

Слова с труднопроверяемым непроверяемым написанием подчинены традиционному принципу. Они усваиваются запоминанием, а проверяются с помощью орфографического словаря.

Программа начального обучения по русскому языку для каждого класса предусматривает обязательное усвоение ряда слов, правописание которых не проверяется. Прочное усвоение их написания достигается путем частого включения этих слов в различные упражнения, задания, выполняемые на всех этапах урока.

При обучении написания словарных слов применяются следующие методы и приёмы: метод языкового анализа, который включает приёмы звукобуквенного анализа слов, фонетического разбора, комментирования орфограмм, устного проговаривания; приёмы зрительного запоминания – это зрительный диктант, списывание с различными заданиями, проверка слов по словарику, использование таблиц, карточек, перфокарт, выделение орфограмм цветным мелом на доске, чернилами либо карандашом в рабочих тетрадях, подчеркивание, записывание не слов, а только орфограмм, повторное написание слов; метод сопоставления тематических групп заучиваемых слов ( например, сопоставление названий домашних животных: корова, лошадь, собака – во всех словах присутствует буква о; однокоренных слов – работа, рабочий, работать; форм слов – стакан – стаканы), метод противопоставления ( ученик – учитель) и т. д; приём сопоставления зрительного и слухового образов (состава) слов; различные виды слуховых диктантов; составление словосочетаний с трудными словами; выработка словесных ассоциаций: пальто – осеннее пальто, надел пальто, пальто велико и т. п.; составление предложений с трудными словами, включение их в написание их в письменные и устные творческие работы; занимательные формы работы: включение словарных слов в игры, ребусы, кроссворды ( ученики разгадывают их или сами составляют); составление стихотворений, юморесок, загадок, отгадывание загадок; проведение конкурсов, викторин.

Установлено экспериментально, что для успешного запоминания непроверяемых слов они должны повторятся после первого изучения: через 2 недели, еще через 2 недели, затем через 2 месяца с целью контроля. Однако в практике многих учителей используются словарные диктанты, которые проводятся устно в начале каждого урока. Такие устные диктанты, занимающие 1-2 минуты, позволяют постоянно держать в памяти детей трудные слова, а также проверить их усвоение и работать над индивидуальными ошибками.

Традиционно « словарные» слова усваиваются путем механического запоминания их графического облика. Это объясняется, прежде всего тем, что правописание таких слов основано на историческом принципе орфографии, в соответствии с которым морфемы родственных слов пишутся единообразно, но проверить их посредством современного литературного языка нельзя, а поэтому их написание рекомендуется запомнить.

Повышение эффективности усвоения этих слов психологи, передовые учителя связывают с изменениями характера их запоминания: запоминание графического анализа слов должно быть осмысленным, а не механическим.

Осмысленность запоминания может быть достигнута на основе понимания учеником значения изучаемого слова, сущности и характера содержащейся в нем трудности, установление связи данного слова, с ранее изученными словами, активного включения « трудных» слов в речевую практику детей.

 

 


© 2019 Мы гимназисты
Design by vonfio.de

Яндекс.Метрика

Top.Mail.Ru