урок

Цели урока: продолжить работу по овладению способом правописания непроизносимых согласных в корнях слов; отрабатывать учебные действия школьников; развивать письменную речь; развивать творческое мышление и воображение; формировать навыки самоконтроля и самооценки.

Ход урока

Оргмомент.

Диагностика базовых знаний.

На доске нарисованы буквы - "акробаты" Л, Т, Д, В.

- Назовите буквы, которые вы заметили.

Дети: Мы заметили буквы Д, Т, Л, В.

- Что можно сказать об этих буквах?

Дети: Эти буквы обозначают согласные звуки. Звуки могут быть твёрдыми, мягкими.

[л], [д], [в] - звонкие, [т] - глухой. В некоторых словах согласные не произносятся, но пишутся. Мы называем их непроизносимыми согласными.

- Сформулируйте тему урока.

Дети: Мы продолжим работу над написанием слов с непроизносимыми согласными.

- Приведите пример.

Дети называют слова с непроизносимыми согласными.

- Непроизносимые согласные приготовили вам задание. Вы должны отгадать зашифрованные буквы и составить из них слово.

Итак, первая буква искомого слова обозначает парный согласный в слове лук;

вторая буква обозначает безударный гласный в корне слова столовая;

третья буква обозначает сонорный звук в слове крот;

четвёртая буква обозначает безударный гласный в слове звезда;

пятая буква обозначает первый звонкий согласный в слове народ;

шестая буква не имеет звука в слове камень.

Какое слово загадали непроизносимые согласные?

Дети: слово корень.

- А почему именно это слово?

Дети: Непроизносимые согласные чаще всего находятся в корне слова.

- Вспомните алгоритм проверки написания слов с непроизносимыми согласными.

Дети:

Нужно произнести слово.

Определить, какой корень в слове.

Подобрать однокоренное слово, в котором этот звук произносится.

Выборочный диктант с комментированием.

- Я диктую предложения. Вам нужно выписать слова с непроизносимыми согласными в корне вместе с проверочным словом.

У ворот сидел грустный щенок.

Хозяин пришёл поздним вечером.

Местность сильно изменилась.

Над лугами повисли гигантские тучи.

Упражнение на распознавание различных видов орфограмм в корнях слов.

Запись на доске:

Сл.дит, бр.сают, сер.це, извес.ный, зв.нок, хрус.нуть.

- Запишите слова в два столбика, вставьте пропущенные буквы. /Дети выполняют задания./

- По какому принципу вы разделили слова на две группы?

Дети: В первый столбик записали слова с непроизносимыми согласными в корне. Во второй столбик- с безударными гласными в корне.

- Запишите в нужный столбик слово сладкий.

Ученик третьего класса записал это слово в первый столбик. Он прав? Обсудите в группах. /Дети объединяются в группы. Идёт обсуждение. Группы сформированы в соответствии с уровнем обученности и развития учащихся./

Дети: Когда мы произносим слово сладкий орфографически и орфоэпически, то все звуки произносятся. Значит, в этом слове нет непроизносимого согласного.

Словарная работа.

- Вы сможете назвать задуманное мной слово, если определите характер смысловой связи между словами в данных парах.

Солнце-небо, сердце-человек, ступени- ?

- Какое слово зашифровано?

Дети: Лестница.

- Определите лексическое значение слова лестница.

Ответы детей.

- Давайте сравним ваши ответы с определением этого слова в словаре.

Лестница - это сооружение для подъёма и спуска.

- Ваши ответы и толкование слова в словаре похожи.

/Учитель показывает карточку со словом лестница./

- Прочитайте это слово орфографически и орфоэпически. Какую разницу заметили?

Дети: Когда читаем орфоэпически, то [т] не произносится.

- Подберите проверочное слово.

Дети: Не получается, нельзя проверить это слово. Оно словарное. Его написание нужно запомнить.

- Попробуйте найти ассоциативный образ-слово, связанный со словарным словом лестница, так, чтобы [т] в этом слове чётко произносился.

Дети: Лестница - ступеньки

/Дети изображают словарное слово, объединённое с ассоциативным образом путём пересечения слов через сомнительную согласную./


- Постарайтесь запомнить написание словарного слова.

Предлагаю два задания, а вы выбирайте то, которое вам по силе.

Составьте предложение со словом лестница по схеме, дополнив его второстепенным членом предложения обстоятельством. /Учитель предлагает схему по своему усмотрению./

Восстановите порядок слов в предложении, включив в него слово лестница.

Озеро, лесному, к, крутой, ребята, по, спустились.

Дети зачитывают составленные предложения.

Задание-"ловушка".

- У вас на партах лежит отрывок из сочинения ученика третьего класса. В нём множество ошибок. Возьмите красный карандаш и исправьте ошибки.

Конец ноября - самое грустное время.

В ненастную погоду хорошо сидеть дома.

Но вот засияло яркое солнце.

Пришёл зимний день с морозом.

Дети: Здесь нет слов с ошибками.

Подведение итогов урока.

- Что на уроке вам было интересно? На каком этапе урока вы испытали затруднение?

Ответы детей.

Домашнее задание.

- Напишите сочинение-миниатюру на тему "Художник Мороз", включив в него слова с непроизносимыми согласными.

© 2021 Мы гимназисты
Design by vonfio.de

Яндекс.Метрика

Top.Mail.Ru