урок

Цели:

Познакомить с суффиксальным способом образования прилагательных. Обогащать словарный запас. Учить обосновывать, спорить, доказывать.

Развивать внимание, память, логику, орфографическую зоркость.

Воспитывать интерес к родному языку.

Литература:

Толковый словарь.

Этимологический словарь.

Словарь синонимов.

Словарь антонимов.

Ход урока

1. Орг. момент.

- Давайте, друзья, улыбнёмся друг другу,



Улыбки подарим гостям.



У нас всё готово, итак, за работу!



Удачи желаем всем вам!

-К нам сегодня на урок пожаловали гости: директор школы, завуч, учителя района. Какие словарные слова прозвучали? (учитель, директор, сегодня)

Какое слово для вас новое?

Директор - упоминается со времен Петра 1.

Какие задания можно дать с этим словом?

Орфографический анализ

Лексическое значение. Директор- управляющий каким –либо заведением.

Подобрать синонимы. Управляющий, заведующий, начальник, руководитель, администратор, дирижер, босс, патрон и т.д.

Фонетический разбор. [д и р э к т Ъ р] – 3 слога, 8 букв, 8 звуков, 3 гл., 5 согл.

Морфемный анализ.

Родовое гнездо. Директриса, дирекция, директорский, директорствовать, директорат, директорша.

- Как вы думаете, сходны ли по лексическому значению слова директорша и директриса?

Директорша – жена директора.


Директриса- начальница.

7.Мрфологический анализ. – сущ, одуш., нариц. ед. ч. мужск, род, 2 скл

8. Рифмы. Прожектор, вектор, лектор, инспектор, рефлектор, селектор и т.д.

9. Кроссворд.

Д на каждую букву подобрать словарное слово



И



Р



Е



К



Т



О



Р

- Укажите какой частью речи являются эти слова?

10. Слово-магнит.

+ (положительное

- (отрицательное)

порядок

неподчинение

послушание

расслабленность

строгость

лень

дисциплина

беспорядок

доброта

вред

власть и т.д.

11. Составить словосочетания.

Именные:

Глагольные.

Властный директор

буду директором

Мудрый директор

говорить о директоре

Справедливый директор 

докладывать директору

12. Мини – сочинение.(3-5 мин).

2.Повторение. На доске текст:

Была зима. Снегу намело много. Деревья в лесу стояли по пояс в сугробах. Люди сидели в домах и топили печи.

- Списать, найти орфограммы.

- Третьему ряду придумать продолжение.

- Что можете сказать о первом предложении? (нераспространенное)

- Переделайте его в распространенное.

- Разберите по членам предложения третье предложение.

- Что увидели в третьем предложении? (однородные члены)

-Выпишите из него словосочетания. Укажите спряжения глаголов.

3.Новая тема:

На доске слова:

- Как нужно работать на уроке? (пока закрыто)


Интересно



Эмоционально



Вдумчиво



Грамотно



Аккуратно

- Каким образом появились эти слова? (наречия чаще всего образуются от прилагательных и глаголов)

- А как в нашей речи появились прилагательные?

Лесной – лес
Зубной – зуб
Городской – город
Майский – май
Ветвистый – ветвь
Голосистый – голос

- выделить основы

- чем отличается основа прилагательных от основы существительных?

- с помощью каких суффиксов образуются прилагательные? (-н-,-ск-, -ист-)

- сделайте вывод.

Зеленый – зелень (в старину зелённый)

Синий – синь (в старину- синний)

Румяное – румяна ( румянное)

ИТОГ:

- Что полезного узнали на уроке?

- Что понравилось? Что вызвало затруднение?

-Как себя ощущали на уроке?

- С каким настроением уходите?

© 2021 Мы гимназисты
Design by vonfio.de

Яндекс.Метрика

Top.Mail.Ru