урок

Цели:

формировать умение обобщать знания;

способствовать совершенствованию грамматико-орфографических и речевых умений и навыков по теме урока;

развивать умение работать с дополнительной литературой;

воспитывать умение слушать друг друга.

Оборудование:

выставка книг для учащихся (по теме урока-семинара);

набор карточек "Личные окончания глагола” (на каждой парте);

плакат "Запомни эти глаголы!”;

"Толковый словарь русского языка” (С. И. Ожегов);

"Толковый словарь” (В. В. Даль).

Ход урока

В творческих папках учащимся по группам заранее были даны вопросы и литература, которой они могли воспользоваться при подготовке к уроку-семинару.

Вопросы:

Происхождение слова "глагол”.

Роль глагола в речи.

Глагол – необыкновенная часть речи. Чем она необыкновенна?

Проведите исследование.

Удивительные свойства русского глагола. Что это за свойства?

Многозначность глаголов.

Глаголы-синонимы.

Глаголы звучания и цвета.

Постоянные и непостоянные признаки глагола.

Все ли глаголы могут употребляться в 1-ом лице единственного числа?

 

I. Эмоциональный настрой на работу.

Учите русский – годы кряду,

 

С душой, с усердием, с умом!



Вас ждет великая награда.



И та награда – в нем самом.



(Сабир Абдулла).

II. Сообщение цели урока.

На доске запись: "Глагол – самая огнепышущая, самая живая часть речи”. (А. Югов).

Учитель предлагает прочитать эти слова и объяснить их смысл. (Глагол обозначает действие, движение, без него невозможно передать события, невозможно представить будущее, узнать прошлое).

III. Работа с творческими группами учащихся по теме урока.

Класс делится на три творческие группы по желанию учащихся. Количество участников в каждой группе одинаковое.

1. На первый вопрос отвечают учащиеся 1-ой группы: происхождение слова "глагол”.

Дети рассказывают, что термин "глагол” - это перевод с латинского языка, что означает "слово, речь”.

В словаре В. В. Даля это слово означает:

Слово, речь;

Часть речи, разряд слов, выражающих действие, состояние.

Слово – исключительная способность человека выражать гласно мысли и чувства свои, дар говорить.

2. На второй вопрос отвечают учащиеся 2-ой группы.

В начале дети говорят о том, что глагол необыкновенная часть речи. Необыкновенна она тем, что обозначает действие. Глагол может выражать бесчисленное количество действий, сопровождающих человека и его деятельность (трудовую, научную, общественную и т. д.). По частоте употребления глагол занимает второе место после существительных. Самыми употребляемыми глаголами являются: сказать, говорить, знать, видеть, мочь, стать. Ребята должны провести исследование по словарю и художественному тексту (эта работа осуществляется по выбору детей под контролем учителя).

3. Далее учащиеся предлагают товарищам поиграть в игру с глаголом "говорить”, чтобы те убедились, как много можно образовать однокоренных глаголов от одного глагола. Необходимо с помощью приставок образовать новые глаголы. Работа проводится в каждой творческой группе. Время выполнения задания – 2 минуты. При проверке дети называют глагол, объясняют его значение, выделяют приставки и суффиксы, указывают на разнообразие приставок, с помощью которых увеличивается количество глаголов в нашем языке.

Дети называют значение каждой приставки и суффикса (если могут).

Далее ребята 2-ой группы предлагают к слову "говорить” подобрать синонимы (например: беседовать, произносить, доказывать, болтать, замечать).

4. Разыгрывается сценка – отрывок из стихотворения Г. Гюйко:

За столом сказала мать:
- Хватит языком болтать!
А сынишка осторожно:
- А болтать ногами можно?

Учащиеся оживленно объясняют значение словосочетаний "болтать языком”, "болтать ногами”.

Заключая ответ группы, учитель предлагает подобрать словосочетания с глаголом "держать” так, чтобы этот глагол имел разные значения, и еще подобрать к нему синонимы. Все работают, затем идет обсуждение выполняемой работы. (Учащиеся пользуются толковыми словарями).

Типичные ответы учащихся: держать книгу, держать речь – выступать, так держать! – когда хотят подбодрить человека, держать в секрете – хранить тайну, держать в доме – иметь, держать путь – направляться.

Вывод: чем больше синонимов знает человек, тем точнее он выражает свои мысли.

5. Учитель предлагает прочитать стихотворение И. Токмаковой (записано без знаков препинания):

Зябн…т осинка,
Дрож…т на ветру
Стын…т на солнышке
Мерзн…т в жару.

Задания

Назовите глаголы – синонимы (зябнет, дрожит, стынет, мерзнет).

Вставьте гласные в окончания глаголов, обоснуйте (используются карточки с окончаниями глаголов).

Что вы можете сказать об этом предложении? (Предложение с однородными членами).

Расставьте знаки. (Следует синтаксический разбор предложения, составление схемы предложения).

Назовите слова с безударными гласными в корне. Дети доказывают, используя графическое комментирование.

Затем дети пишут стихотворение по памяти, выделяют окончание глаголов.

Далее следует взаимопроверка.

6. Учитель продолжает работу.

Нас всюду окружают звуки. Просыпаемся мы от заливистого звона будильника. В дождливый день крупные капли барабанят по крыше и по стеклам. А сколько новых звуков мы слышим в лесу!

- Какие звуки мы слышим в лесу?
- Прочитайте стихотворение Ф. И. Тютчева "Море и утес”:

И бунту…т, и клокоч…т,
Хлещ…т, свищ…т и рев…т,
И до звезд допрянуть хочет,
До незыблемых высот.

Задания:

Какую картину вы представили, расскажите.

С помощью какой части речи Ф. И. Тютчеву удалось передать картину бушующего моря. Почему?

Найдите значение слов по толковому словарю (работа в группах):
1 группа – клокочет
2 группа – допрянуть (см. словарь В. Даля)
3 группа – незыблемых.

Спишите стихотворение, вставляя пропущенные орфограммы.

Проверьте написание личных окончаний глаголов (используются карточки).

Подчеркните глаголы звучания.

Что интересного вы можете рассказать о глаголе "хочет”?

Далее третья группа отвечает на третий вопрос о постоянных и непостоянных признаках глаголов, обосновывает написание, класс дополняет.

Ученики одной из групп подготовили сценку.

Два мальчика-спортсмена шли с тренировки и разговаривали.

- В этом году на соревнованиях области я обязательно победю…, нет побежу… - замялся Гена.



- Эх ты, еще не знаешь, как сказать, а хочешь победить, - засмеялся Игорь.



- А как же сказать правильно? Подумайте!

Работа в группах. Выслушиваются ответы. Дети убеждаются, что глагол "победить” в 1-ом лице не употребляется. Действительно, в русском языке некоторые глаголы в 1-ом лице не могут употребляться.

На доске появляется плакат:

 

Однако ситуация не безвыходная. Можно сказать: одержать победу, буду пылесосить или чищу пылесосом.

- Запишите предложение, раскрыв скобки: Я (убедить) товарища.

IV. Творческая работа

На доске написаны глаголы: светит, греет, пригревает, пробуждается, зеленеет, распускается, щебечут, ходят, суетятся, выползают, благоустраивают.

- Прочитайте слова.
- Вам надо написать небольшой текст, сочинение-миниатюру. Определите тему будущего текста. Озаглавьте его. Устно составьте. Напишите текст.

После записи свой текст читают 2-3 ученика. Сочинения анализируются детьми.

V. Итог урока

- С кем сегодня было нам приятно работать?
- А вам понравилось, как мы сегодня работали?
- Что особенно понравилось?

(Дети очень довольны, так как в течение всего урока делились с товарищами своими находками, выступая в "роли учителя”, давали им задания, оценивали их работу. Такие уроки повышают интерес к предмету и расширяют знания учащихся. У учащихся появляется желание самостоятельно добывать знания. От учителя эти уроки требуют огромной подготовки, поэтому они еще не заняли достойного места в практике работы в школе).

- Молодцы! Все старались внимательно выслушивать ответы друг друга, не повторяли ответы товарищей, хорошо размышляли и анализировали. Каждая творческая группа подготовила интересный материал.

Спасибо за урок.

© 2021 Мы гимназисты
Design by vonfio.de

Яндекс.Метрика

Top.Mail.Ru