урок

Цель:

Закрепить умения различать парные звонкие и глухие согласные.

Формировать умения обосновывать написание парных согласных на конце слов путем подбора проверочного слова.

Способствовать более прочному и сознательному усвоению изученного материала.

Развивать орфографическую зоркость, воображение, речь, внимание, умение логически мыслить.

Воспитывать любовь к родному языку, прививать навыки красивого, гигиенического письма.

 

Оборудование: Схема маршрута, рисунки: Иван-Царевич, Елена Прекрасная, Баба-Яга в избушке на курьих ножках, ступа, Кощей Бессмертный, шкатулка с заданием, задания на карточках /шифровки/, картинки с рисунками.

Ход урока

I. Организационный момент. Психологическая установка на урок.

– Улыбнулись друг другу, дети. Садитесь удобно, красиво и правильно.

II. Сообщение темы и цели урока:

Учитель: – На прошлом уроке мы учились подбирать проверочные слова к словам с парными согласными на конце слова. Сегодня нам эти знания пригодятся, потому что мы попадем в сказку, где нас ждет много испытаний.

– Вы готовы к работе?
– Тогда сказка начинается.

III. Минутка прекраснописания.

Учитель: – Жили-были Иван-Царевич и Елена Прекрасная. Однажды гуляли они в роще, вдруг налетел вихрь и унес Елену Прекрасную. Опечалился Иван-Царевич, залился горючими слезами, а березка ему шелестит: "Не плачь, добрый молодец, найдешь ты свою Елену Прекрасную у Кощея Бессмертного в невиданной стране. Отправился Иван-Царевич в путь. Долго ли, коротко ли шел он – на пути встретилась река, а моста нет. Только веревка с одного берега на другой протянута, а на веревке той задание.

Справится с ним Иван, значит, перейдет реку.

– Поможем Ивану – Царевичу?

Учитель: Откройте тетради. Запишите число. Классная работа.

– Задание на веревочке такое:
– Запишите букву, которая пишется на конце слова – мост, на конце слова – берег.

(До середины строки записывают – т, от середины – г.)

– На второй строчке запишите слово мост, берег вместе с проверочными словами.

– Что вы знаете об этих словах?

IV. Словарная работа.

Учитель: – С вашей помощью Иван – Царевич благополучно миновал речку. А за ней – лес. Лесная тропинка привела Ивана к избушке на курьих ножках. Вошел он в избу и видит Бабу-Ягу на лавке. Она и говорит: "Знаю, зачем пришел. Но сначала помоги мне разобраться с этими словами”

– Поможем?

На доске: 
биле...
горо...
заво...
концер...
наро...

Проверка (с помощью сигналов).

– Что вы можете сказать об этих словах?
– Что интересного вы заметили в группе этих слов?
– Назовите парные звонкие и глухие согласные.

V. Подбор проверочных слов к парным согласным на конце слова.

Учитель: – Вот теперь,– говорит Баба-Яга, – могу дать тебе волшебный клубочек, который укажет тебе дорогу к Кощею.

– Нет, – говорит Иван-Царевич, – мне надо скорее. Дай мне свою ступу.
– Что ж бери. Да только, чтобы она взлетела, надо выполнить правильно следующее задание:
– Найдите ошибки, которые допустил при письме Незнайка.

(На доске прикреплена нарисованная ступа, на ней написаны слова.)

В классе пишут под диктовку:

"Я принес из леса гриб”.
Лишь Незнайка выводит ловко:
"Я принес из леса грипп”.
По реке плывет плод.
А в саду растет плот”

– Какие же ошибки допустил Незнайка? На какое правило допущены ошибки? Что такое плот?

По словарю Ожегова ученик зачитывает:
плот – скрепленные в несколько рядов бревна для переправы по воде, для перевозки людей и грузов, плавучая площадка.

Учитель: – Выпишите слова с парной согласной на конце, подбери проверочные.

Проверка (с помощью сигналов).

– Какое правило надо помнить?

гриб – грибы
плот – плоты
плод – плоды

VI. Индивидуальная работа с перфокартами.

Учитель: – Молодец, Иван-Царевич! Открою тебе два секрета Кощея:

1) Игла, в которой заключена смерть Кощея, хранится в шкатулке под троном. Открыть эту шкатулку можно, выполнив задание, написанное на ней.

2) А чтобы войти во дворец Кощея, надо справиться с замком, на котором много цветных кнопок.

– Как с ним справиться – зашифровано на 3-х карточках. Поможем Ивану-Царевичу?

(Учитель раздает 3 ученикам перфокарты, они приступают к работе.)

шифровка  № 1

шифровка  № 2

 шифровка № 3

арбуз...-
б...реза-
б...лет-
в...рона-
г...зета-
горо...-
ключ к шифру 
з-н о-а 
е-а а-т 
и-ж д-ь

вет...р-
медве...ь-
в...робей-
д...ректор-
з...вод-
за...ц-
ключ к шифру
е-ж и-т 
д-е а-у 
о-л я-ю

к...рандаш-
к...рова-
моро...-
наро...-
вес...ло-
вдру...-
ключ к шифру
а-к д-п
о-н е-к
з-о г-у

II. Звуко-буквенный анализ слова.

Учитель: – Поблагодарил Иван Бабу-Ягу, сел в ступу и через некоторое время приземлился около огромного камня, который лежал на развилке дорог. Вылез он из ступы и призадумался, по какой дороге идти? Видит, на камне написано какое-то слово. Догадался он, что надо вставить пропущенную букву на конце слова, и тогда слово подскажет ему, куда идти. (На камне написано слово поворо…)

– Какая же буква пропущена? Докажите.

– Сделаем звуко-буквенный анализ этого слова и дадим характеристику последнему звуку.

Поворот – 3 слога, 3 ударный, 7 звуков, 7 букв, 3 гласных, 4 согласных.

т – согласный, парный, глухой, твердый.

Учитель: – Обрадовался Иван-Царевич, что нашел нужную дорогу, надо сделать поворот влево, и там находится Дворец Кощея Бессмертного. Но прежде, чем идти к Кощею, решил отдохнуть.

VIII. Физкультминутка:

Легкие прыжки – 1, 2, 3.
Мелкие шажки – 1, 2, 3.
Вот и вся зарядка – 1, 2, 3.
Мягкая посадка – 1, 2, 3.

IX. Упражнение в проверке парных звонких и глухих согласных на конце.

(Учитель собирает перфокарты у 3-х учащихся, работавших индивидуально.)

Учитель: – Увидел Кощей Бессмертный, что идет к нему Иван-Царевич, и решил притвориться добреньким, а сам задумал дело хитрое. Тем временем Иван-Царевич справился с шифровками и разгадал секрет замка: нажать желтую кнопку

(Учитель демонстрирует перфокарты.)

Учитель: – Иван-Царевич появился перед Кощеем, а тот и говорит ему так ласково: " За Еленой Прекрасной пришел, добрый молодец! Давай мирно договоримся – выполни мое задание. Выполнишь – забирай Елену Прекрасную, а не выполнишь – голова с плеч долой!”

Иван согласился.

– Задание такое – говорит Кощей.
– Вот посмотри на предметы, изображенные на доске.
– Выпиши название предметов с парной согласной на конце в 2 столбика:
в 1 столбик – слова с парной звонкой согласной на конце,
во 2 столбик – слова с парной глухой на конце.

нож – ножи
сапог – сапоги

шкаф – шкафы
гриб – грибы

 Проверка (сигналы).

– Какое правило надо помнить?

X. Закрепление изученного.

Учитель: – Выполнил Иван-Царевич задание, но не захотел Кощей Бессмертный выполнить свое обещание. Выхватил тогда Иван меч и стали они сражаться. Шаг за шагом все ближе и ближе подбирается Иван к трону. Вот уже и схватил он шкатулку с иглой. А на шкатулке – задание. В данном предложении указать изученные части речи.

Иван сделал доброе дело.

– Как вы понимаете это предложение?

Учитель: – Выполнил задание Иван-Царевич, в тот же миг шкатулка и открылась. Иван взял в руки иглу, переломил ее, Кощей Бессмертный упал замертво, а в стене открылась потайная дверь и вышла Елена Прекрасная. Поблагодарила она Ивана – Царевича и отправились они в свое царство. И стали жить в мире и согласии.

XI. Подведение итогов.

Учитель: – Вот и закончилась наша сказка. Понравилась она вам? А чему она учит? А урок вам понравился? Чему мы научились?

XII. Награждение.

Иван-Царевич награждает орденом своего царства хорошо работавших учеников.

XIII. Домашнее задание.

Из любимой сказки выписать 5 слов с парной согласной на конце, подобрать проверочные.

Спасибо всем за урок!

© 2021 Мы гимназисты
Design by vonfio.de

Яндекс.Метрика

Top.Mail.Ru