урок

Цели урока:

знакомство с особенностями окончаний существительных в родительном падеже;

обучение последовательности действий при написании безударных окончаний;

отработка умения распознавать тип склонения имени существительного, падеж.

Ход урока

1. Постановка цели урока.

- Какую большую тему мы изучаем?

- Над чем работали на прошлом уроке? (Изучали правописание безударных окончаний существительных 1, 2, 3 склонения. Значит сегодня будем упражняться в правописании безударных окончаний.)

- Точнее тему урока сформулируем позже, а пока - чистописание.

2. Чистописание.

- Сегодня мы напишем три буквы. Первая является суффиксом в слове отметка ), вторая – окончание этого сущ. именительном падеже ), третья – окончание в винительном падеже (у).

- Определите порядок следования букв, дополните еще одно сочетание букв:

Куууууа кууууаа куууааа кууаааа …

- Вторая строчка – слово с непроверяемым написанием, в котором есть данное сочетание букв. (капуста)

3. Словарно – орфографическая работа

- Запишите слова: п.ля, зву., др.ва, со.нце, св.бода. Сформулируйте к ним задание.

- Последовательно соедините буквы, которые являются в данных словах орфограммами, и вы узнаете слово из словаря, с которым мы познакомимся на уроке. (Около)

- Чем является это слово? (Предлог, употребляемый с существительными в Р.п.)

- Составьте и запишите предложение, употребив это слово.

4. Повторение изученного материала.

а) На доске слова: по отметке, у отметки, отметка, отметкой, про отметку, об отметке.

- Прочитайте запись на доске, скажите, что здесь написано?

(существительное «отметка», употребленное в разных падежах).

- Назовите эти существительные в порядке склонения.

- Что такое склонение существительных?

- Назовите все падежи с предлогами и вопросами (см. таблицу с. 62)

- Устно просклоняйте существительные улица, словарь, поле.

б) Прочитайте. Напишите ряды слов, устранив в каждом лишнее слово. Ответ обоснуйте. Вставьте пропущенные буквы.

В…сна, р…ка, ст...кло, стр…ла;

Ст…на, св…рло, гн…здо, оз…ро.

Топ…ль, смел…сть, к…рась, к…рабль.

в) Задайте вопросы к тому, что вы знаете о склонениях существительных?

Расскажите о склонении существительных по плану:

Какого склонения бывают имена существительные?

Какие существительные относятся к 1 склонению? 1

Какие существительные относятся ко 2 склонению?

Какие существительные относятся к 3 склонению?

Как определить склонение существительного?

Физминутка

На болоте две подружки,
Две зеленые лягушки, 
Утром рано умывались,
Полотенцем растирались.
Ножками топали, ручками хлопали,
Вправо, влево наклонялись
И обратно возвращались.
Вот здоровья в чем секрет!
Всем друзьям –физкульт – привет!

5. Работа над новым материалом.

а) На доске написаны словосочетания:

Выехал из деревн…,

 

расставался без груст…,

 

проснулся до солнц….

- Определите падеж имен существительных. Сформулируйте задание в соответствии с изучаемой темой.

(Списать, вставив окончания, определить падеж имен существительных)

- Сформулируйте тему урока. (Правописание безударных окончаний существительных в Р.п.)

- Задайте вопросы к тому, что вы знаете об этом.

(- На какие вопросы отвечают существительные в Р.п.?

С какими предлогами употребляются?

Каким членом предложения бывают?

- Почему надо проверять безударные окончания существительных?)

- Задайте вопросы к тому, что вы не знаете.

(Как проверить безударные окончания в Р.п.?)

- Докажите, что окончания существительных деревни, грусти, солнца нуждаются в проверке. (Имеют безударные окончания).

- Почему эти имена существительные имеют разные окончания в одном и том же падеже?

(Относятся к разным склонениям)

б) - Повторим правило написания безударных окончаний, пользуясь памяткой. (Работа с памяткой на с. 96)

- Какие же окончания имеют имена существительные 1, 2, 3 склонения в Р.п.?

Рассмотрим это на примере слов с ударными окончаниями: река, страна, двор, конь, окно, степь. (Реки, страны, двора, коня, окна, степи).

- Поможет в определении окончаний схема:

1 склонение

2 склонение

3 склонение

- ы    - и

- а -      я

- и

6. Закрепление изученного материала.

а) На доске написаны слова:

Газета, встреча, озеро, море, рассказ, зверь, степь.

- Прочитайте слова. Скажите, что в них общее? (сущ., И.п., ед. ч.)

- Образуйте форму Р.п., выделите окончания.

(Газета – газеты, встреча – встречи, озеро – озера, море – моря, рассказ – рассказа, зверь – зверя, степь – степи).

б) Выборочный диктант.

Записать словосочетания только с существительными в Р.п.

Ходил около палатки, стучал по крыше, подъехал к избушке, достал из портфеля, полил маслом, придвинул к парте, связали из шерсти, обрадовался гостье, ходил без дела.

в) Самостоятельная работа. Упражнение 187 с. 98.

г) Работа с учетом дифференциации.

Карточка 1 (для слабых учащихся)

Словосочетание
______________________

Понял из рассказа
Гуляли без обуви
Обошли вокруг озера
Отдыхали после урока
Подарок для сестры
Остановились у насыпи

Склонение сущ. в Р.п.

Карточка 2 (для сильных учащихся)

Словосочетание

Окончание

Склонение

Сбился с дорог…
Вышел из калитк…
Взять у друг…
Сели вокруг колодц…
Рос около дерев…
Крем для молодост…

 

 

7. Сформулируйте вывод по уроку, опираясь на изученную тему.

(Сегодня на уроке мы учились правильно писать безударные окончания имен существительных 1, 2, 3 склонения в родительном падеже).

© 2021 Мы гимназисты
Design by vonfio.de

Яндекс.Метрика

Top.Mail.Ru