урок

Цели. Закрепить умение писать письмо, соотносить план с темой, подбирать однокоренные слова; развивать речь детей, орфографическую зоркость; воспитывать дружеские отношения между детьми; развивать концентрацию и устойчивость внимания, логическое мышление, творческие способности.

Оборудование: карточки с пословицами (2 уровня), с дополнительным материалом, фонограмма песни "Настоящий друг” муз. Савельева, сл. Пляцковского, карточки с вопросами.

Ход урока

I. Организационный момент. Сообщение темы и целей.

- Сегодня мы вспомним, как пишутся письма.

- Скажите, а для чего люди пишут письма и кому?

- А вот кому мы сегодня будем писать, вы узнаете чуть позже.

II. Подготовительная работа.

1. - Вставьте, пожалуйста, пропущенные слова в данное предложение (работа проводится устно, запись на доске).

…в беде не бросит, лишнего не спросит.

Вот что значит настоящий, верный… .

- Какое слово вы вставите? (Друг)

- Кого можно назвать другом?

Друг – это тот человек, с которым можно поделиться самым сокровенным в своей жизни, любым секретом. Друг никогда тебя не подведет, не бросит в трудную минуту.

2. Подберите однокоренные слова к этому слову, выделите корень.

Друг – дружба, подруга, дружить, дружный, дружный, …(происходит чередование г/ж).

3. - Какие пословицы и поговорки вы знаете о дружбе?

- Я предлагаю вам поработать с пословицами (работа проводится на два уровня)

1 уровень. Спишите пословицы, вставляя пропущенные слова.

Сам пропадай, а … выручай. Крепкую … и топором не разрубишь.

2 уровень. Составьте из данных слов пословицу, запишите ее.

Красна, дружба, не лестью, а, честью, и, правдой. (Дружба красна не лестью, а правдой и честью)

- Объясните смысл этих пословиц. - Как можно назвать слова: друг и товарищ? (Синонимы)

III. Сообщение темы.

- Сегодня мы будем писать письма другу. Скажите, с какой целью можно написать другу письмо? (Если друг живет далеко; поддерживание дружеских отношений…)

- А можем ли мы познакомиться с человеком через письмо и приобрести нового друга? (Да)

- А сейчас прочитайте, пожалуйста, стихотворение А. Кузнецовой. ("Поссорились”, запись на доске)

Мы поссорились с подругой и уселись по углам.
Очень скучно друг без друга! Помириться нужно нам!
Я ее не обижала, только мишку подержала, 
Только с мишкой убежала и сказала "Не отдам!”

- Что за ситуация произошла в нем? (Девочки поссорились)

- Что же им надо сделать, чтобы помириться?

- А что делать, если вы поругались с другом, а он далеко уехал? (Написать письмо)

IV. Физкультминутка.

Я – дрозд, ты – дрозд,
У меня хвост, у тебя хвост,
У меня нос, у тебя нос,
Я твой друг, ты мой друг,
Мы любим друг друга.

V. Работа над текстом.

1. Итак, мы с вами выделили три цели. Это и будут темы наших писем:

а) Знакомство с другом.

б) Поддержка дружеских отношений.

в) Примирение с другом.

- На доске написаны три плана. Соотнесите их с темами. По какому признаку вы это сделали?

1. Приветствие.

2. Сообщение данных о себе. 

3. Прощание.

1. Приветствие.

2. Какие изменения произошли с момента расставания.

3. Прощание.

1. Приветствие.

2. Анализ своего поведения.

3. Прощание.

2. Так как вы уже умеете писать письма, то мы с вами разберем только основную часть.

1) – Какие данные вы можете дать о себе, чтобы познакомиться с другом? (Где проживаешь. Где учишься. Чем увлекаешься)

- Что можно еще написать? (Поинтересоваться, чем увлекается твой новый друг)

2) - Представьте, что вы слета не виделись со своим другом. Чем вы можете с ним поделиться? (Какие изменения произошли в школе и дома. Какие интересные встречи были в это время. Где вы побывали и что видели.)

3) - И, наконец, переходим к третьей теме.

- Что вы можете написать в этом письме? (Из-за чего произошла ссора. Признать свою ошибку и извиниться. Предложить продолжить дружеские отношения)

- А сейчас выберите тему и соответствующий ей план, запишите в тетрадь.

VI. Орфографическая подготовка.

1. Объясните орфограммы в данных словах.

Увлекаюсь, интересуюсь, нравится. Произошли, интересные.

Извини, ссора, помириться. Здравствуй, до свидания.

- Определите, к какой теме относятся эти слова? Почему?

2. Физкультминутка для глаз.

VII. Самостоятельная работа.

1. Прежде чем вам начать писать письмо, я хочу прочитать вам письмо, которое писала девочка своей подруге.

Здравствуй Оля! Пишет тебе Наташа.

Я очень часто вспоминаю тот день, когда мы с тобой поссорились. Я только сейчас поняла, как это здорово, когда у тебя не одна подруга, а целых две. Ведь все произошло из-за Марины, твоей сестры. Она приехала на каникулы к твоей бабушке. Мне тогда было очень обидно. Ведь ты играла не только со мной, но и с ней. Мне казалось, что ты предаешь нашу дружбу. И только теперь я поняла, что Марина хорошая девочка. С ней очень интересно. Мы могли вместе играть и даже делиться секретами втроем. Оля, прости меня. Я тогда наговорила тебе много обидных слов. Я очень хочу, чтобы мы продолжали дружить, как и раньше, теперь уже втроем.

Очень жду твоего ответа. Твоя подруга – Наташа.

2. Дети пишут сочинение по уровням.

1 уровень. По плану, вопросам и опорным словам. (Опорные слова те, над которыми велась орфографическая работа)

2 уровень. По плану и опорным словам.

3. Дополнительный материал.

Расшифруй пословицу и запиши ее правильно. Объясни смысл пословицы.

.гусод и ястёдйан, гурд ыб лыБ (Был бы друг, найдется и досуг)

VIII. Проверка.

IX. Итог.

- Чему учились на уроке?

- Молодцы, письмо мы написали, а как нам его отправить? Что нужно знать? (Адрес, кому отправляешь письмо – адресат; обратный адрес отправителя, индекс)

- Чтобы наше письмо быстрее дошло до адресата, давайте закончим урок песней "Настоящий друг”. Ведь если есть друг, то всегда найдется занятие по душе. Ну а я хочу пожелать вам много хороших и верных друзей.

© 2021 Мы гимназисты
Design by vonfio.de

Яндекс.Метрика

Top.Mail.Ru