урок

Цели:

прививать интерес к русскому языку; развивать речь; развивать творческую инициативу каждого ученика; обобщить знания детей о пословицах, поговорках, фразеологизмах, скороговорках, антонимах, синонимах.

формировать патриотические чувства, любовь и интерес к народному творчеству;

совершенствовать коллективный навык работы;

воспитывать чуткое отношение к другому человеку, тактичность в общении.

Оборудование: карточки с заданиями для команд, чистые листы для решений, ручки, мультимедийная установка, экран, якоря, призы, презентация.

Ход мероприятия

1. Организационный момент

Учитель.

Если ты хочешь судьбу перестроить,
Если не ищешь отрады цветник.
Если нуждаешься в твердой опоре -
Выучи русский язык.

Он твой наставник, великий, могучий,
Он переводчик, он проводник.
Если штурмуешь познания кручи -
Выучи русский язык.

Русское слово живет на страницах,
Мир окрыляющих детских книг.
Русское слово – свободы зарница -
Выучи русский язык.

Учитель. Величайшее богатство народа – это язык! Тысячелетиями накапливаются и живут в слове несметные сокровища человеческой мысли и опыта. Меткий и образный русский язык богат пословицами и поговорками, загадками и скороговорками, образными выражениями, которые как на крыльях, перелетают из века в век, от одного поколения к другому.

– Сегодня мы отправимся в необычное удивительное путешествие по безбрежному океану русского языка. Нас приглашает на борт своей яхты "Победа” капитан Врунгель. Согласны ли вы стать матросами? А какие основные правила должны соблюдать моряки во время плавания (дисциплина, взаимовыручка, смекалка, трудолюбие)

– А как звали главных помощников Врунгеля? (Лом и Фукс) Они приглашают вас разделиться на 2 команды. Команда "Грамотеи”, капитан команды … Команда "Эрудиты”, капитан команды ….

– Матросы, займите свои места. Яхта наша готова к отплытию. Она стоит в бухте Синтонимов. – – – Кто догадался какие два слова спрятались в этом названии (антонимы и синонимы) Какие слова называются синонимами? Антонимами?

– Они выпускают в океан только тех кто правильно выполнит задание. В данных словосочетаниях надо подобрать к именам прилагательным антонимы и синонимы.

Хмурый день (пасмурный, солнечный)

Радостная девочка (весёлая, грустная)

Большой дом (огромный, маленький)

Крохотное дерево (маленькое, большое)

Худой человек (тонкий, стройный, толстый)

Тяжелая работа (изнурительная, легкая)

Грустная песня (печальная, весёлая)

(За каждый правильный ответ 1 жетон)

– Наш путь лежит через пролив Пословиц. Пословицы и поговорки – это короткие, простые, но меткие и поучительные изречения. Они складывались ещё до того, как появилась грамотность. В пословицах народ передавал детям и внукам свои заветные правила жизни, учил их уму-разуму. Старинные пословицы живут и сегодня – в разговоре, в книгах. Пословицы украшают нашу жизнь, делают её живой и остроумной. Русские писатели и поэты любили слушать, как говорит народ, зачастую используя потом его образные меткие выражения в своих произведениях.

– Во время шторма пословицы размыло водой. Соедините две половинки в одну.

Для команды "Эрудиты”:

Слово не воробей: вылетит – не поймаешь.
Работа не волк, в лес не убежит.
Любишь кататься, люби и саночки возить.
За двумя зайцами погонишься – ни одного не поймаешь.
Не имей сто рублей, а имей сто друзей.

Для команды "Грамотеи”:

Нет друга – ищи, а нашел – береги.
Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.
Век живи, век учись.
Друзья познаются в беде.
Поспешишь, людей насмешишь.

(За каждую пословицу 1 жетон)

– Очень часто в пословицах употребляются числа (3, 7, 1, 2, 100). Вспомните такие пословицы и поговорки за 3 минуты и запишите. За каждую пословицу 1 жетон)

Ум хорошо, а два лучше.

У семи нянек дитя без глазу.

Старый друг лучше новых двух.

Семь раз отмерь – один раз отрежь.

Семеро одного не ждут.

Один за всех и все за одного.

Обещанного три года ждут.

Не имей сто рублей, а имей сто друзей.

За одного битого двух небитых дают.

Двум смертям не бывать, а одной не миновать

Старый друг лучше новых двух.

– Мы причаливаем к острову говорунов. Они разговаривают очень быстро, сплошными скороговорками.

Кто хочет разговаривать, тот должен выговаривать
Всё правильно и внятно, чтоб было всем понятно.
Мы будем разговаривать и будем выговаривать
Так правильно и внятно, чтоб всем было понятно.

– Предлагают потренироваться и вам.

Об коряги корабль
Все борта покарябал.

(За скороговорку 1 жетон)

– Что случилось? На остров налетели осы. Надо помочь говорунам. Давайте превратим ос в другие слова.

Для команд предлагается задание: расшифровать слово (за правильное слово 1 жетон)

Для команды "Эрудиты”

ОС_ _ А На этой осе в октябре позолота. 
ОС_ _ А А эта растет на лугу у болота.

Для команды "Грамотеи”

_ ОС_А С этой спит в колыбели малыш.
_ОС_ _ _ _ А А эта на солнышке худеет и тает.

– Входим в залив Фразеологизмов.

– Встречалось ли вам уже такое слово? Фразеологические обороты, или фразеологизмы – это крылатые выражения. Они как бы перелетают из одного предложения в другое, не изменяя своего состава. Например: выражение "золотые руки”. Что оно означает? (Ответы детей)

– Можем ли мы сказать алмазные или бриллиантовые руки, ведь алмазы и бриллианты еще дороже? Почему?

– Значит, фразеологизмы нельзя составить самому, их нужно запоминать, и чем больше вы будете знать фразеологизмов (или крылатых выражений) тем точнее и красочнее сможете выразить свою мысль.

– Мы охотно употребляем фразеологизмы в речи, сами того не замечая. Послушаем стихотворение, в котором встречаются крылатые выражения.

Замолчи, Петрусь,
Говорят!
Прикуси язык,
Говорят!
Он язык прикусил
И сильней заголосил.

– Что случилось с мальчиком? Почему это произошло? Как надо понимать это выражение?

– А теперь найдите фразеологические обороты в этих стихах и объясните их значение.

Для команды "Эрудиты”

За домом, едва
Пожелтела трава,
Два брата рубили дрова.
Один это делал спустя рукава
Другой – засучив рукава.

Для команды "Грамотеи”

Вешать можно на гвоздь
Полотенце и трость,
Лампу, плащ или шапку,
И веревку и тряпку…
Но никогда и нигде
Не вешайте носа в беде. (не унывать, не отчаиваться)

– Мы с вами попали во фразеологический зоопарк. Некоторые обороты включают слова, называющие домашних и диких животных. Например, говорят колючий, как ёж.

Для команды "Эрудиты”

Голоден как … (волк)
Хитер как …. (лиса)
Труслив как…. (заяц)
Здоров как … (бык)

Для команды "Грамотеи”

Нем как … (рыба)
Грязный как … (свинья)
Упрямый как … (осел)
Мудрый как … (сова)

(За правильный ответ 1 жетон)

– Путь лежит через море Загадок. Отгадайте загадки.

Под сосною у тропинки 
Кто стоит среди травы?
Ножка есть, но нет ботинка,
Шляпка есть – нет головы. (Гриб)

Кафтан на мне зеленый
И сердце, как кумач,
На вкус, как сахар, сладок,
На вид похож на мяч. (Арбуз.)

Красные лапки,
Длинная шея,
Щиплет за пятки –
Беги без оглядки. (Гусь.)

Я капелька лета на тоненькой ножке
Плетут для меня кузовки и лукошки. 
Кто любит меня, тот и рад поклонится,
А имя дала мне родная землица. (Земляника)

Ни окон, ни дверей – полна горница людей. (Огурец)

Сидит Игнатка на грядке
Весь в заплатках.
Кто его потянет, 
Тот и заплачет. (Лук.)

Под землёй птица гнездо свила, яиц нанесла. (Картофель)

Под кустами, под елками
Катится клубок с иголками. (Еж.)

– Посмотрите на отгадки. Как вы думаете, по какому принципу их можно разделить на группы?

Разделите их по орфограммам. (парные согласные и словарные слова)

– Мы подплываем к мысу живых слов. Капитан Врунгель со своими помощниками предлагает вам задание. Придумайте как можно больше слов, используя буквы, которые встречаются в его любимом слове

2. Мореплавание

– Мы возвращаемся в бухту Синтонимов, но войти можно только тогда, когда найдёте ошибки в словосочетаниях и исправите их. (раздать карточки каждой команде).

Вернулся со школы.

Идти в концерт.

Пришел из завода.

Доехать на аэропорт.

Выехать из города.

– Заканчивается наше путешествие и прежде, чем мы подведем итог, хочется сказать:

Учите русский – годы к ряду,
С душой, с усердием, с умом!
Вас ждет великая награда, 
И та награда – в нем самом.

– Чему научило нас сегодняшнее путешествие? Понравилось ли оно вам?

– Капитан Врунгель, Лом и Фукс тоже довольны вашей работой.

3. Итог игры

Подсчет жетонов, объявление победителей, награждение команд.

© 2021 Мы гимназисты
Design by vonfio.de

Яндекс.Метрика

Top.Mail.Ru