урок

Целевые установки уроков.

 Предметные:

объяснять значение жестов, мимики и рисунка для передачи информации;

 составлять и расшифровывать «рисуночное письмо», развивать творческие способности;

уметь составлять рассказ о себе  и своей семье по заданному алгоритму;

уметь верно писать слова с непроверяемыми написаниями.

обогащать запас слов-приветствий, использовать их в речи;

Метапредметные

анализировать способы общения в зависимости от ролевых отношений партнеров;

расширять представление о функциях общения; средствах общения;

 понимать значение вспомогательных средств общения (мимика, жест) и уметь ими пользоваться; использовать  вспомогательные средства общения (мимику, жесты)  для передачи информации;

использовать знаково-символические средства для решения учебных задач.

Личностные:

понимать значимость речи для процесса общения;

формировать навыки культурного поведения при общении;

 осмысливать семейные ценности.

План уроков

Первый урок

        Актуализация темы урока

Определение роли общения в жизни людей в беседе по вопросам:  Как вы думаете, люди могли бы построить чудесные города, железные дороги, самолеты, если бы не умели общаться? А для чего людям нужно общение? (Передать информацию, выразить чувства, попросить о чем-нибудь) Что помогает людям в общении? Какой может быть речь? Кто такие собеседники? Есть ли у вас собеседники в учебнике русского языка? Чтение сообщения Самоварова о речи и собеседниках (с. 4).

Основной этап урока

1) Работа со знаково-символической системой учебника. Определение значение символа к упр. 1 (Работаем самостоятельно). Учащимся можно предложить сначала догадаться, что может означать данный символ, а затем обратиться к толкованию  его значения на с.2 учебника.

2 )  Отработка умения рассказать о себе по вопросам упр.1.

3) Работа со знаково-символической системой учебника - определение  значения символа к упр. 1 РТ (Работаем самостоятельно).

4) Сравнение  вежливого и грубого способа общения - на примере   рисунков героев из сказок - *РТ упр. 1.

Работа со словами речевого этикета. Выяснение норм вежливого поведения.    Как мы называем человека, который знает слова приветствия, не забывает говорить «спасибо и пожалуйста», умеет себя вести? (Вежливый, культурный). Посмотрите на рисунок и решите, кого из героев можно назвать вежливым, а кого нет? Из каких сказок эти герои?

** Вспомните, как разговаривают в сказке с Золушкой ее мачеха, отец, сестры, принц? Кто из героев сказки соблюдает нормы вежливого общения, а кто нет?  Приведите свои примеры вежливого или грубого общения героев  известных вам сказок.

5) Анализ способа общения в зависимости от ролевых отношений партнеров. Выбор приветствия в зависимости от собеседника и ситуации общения - на основе или

* упр. 2 РТ, где 2-3 составленных детьми предложения со словами приветствия можно записать в тетрадь, обратив внимание детей, что слова приветствия выделяются запятой;

или беседы по вопросам:

** Какие слова приветствия вы знаете? Подумайте, в каких случаях они уместны? Как вы поздороваетесь с директором школы? С приятелем? С братом или сестрой? Кому и когда можно сказать «здравствуйте», а кому и когда - «привет»? Запишите 2-3 составленных вами предложения.

6) Проведение учебного эксперимента для определения помощников речи в общении. Учитель предлагает подозвать собаку: Ко мне, Мухтар; указать дорогу старому человеку: Надо дойти вон до того дома; попросить прощения у мамы: Прости меня, пожалуйста. Дети замечают, что во всех этих случаях используются жесты и мимика. 2-3 предложения записываются. При этом обращается внимание, что на письме жесты никак не отражаются.

7) Определение видов речи (письменной и устной) и помощников речи (жестов и мимики) на основе рисунка (упр.2 - выполняется устно). Сравнивается общение людей и животных. Рисунки озаглавливаются, составленные по рисункам предложения записываются в тетрадь.

Вывод-обобщение об отличии  письменной и устной речи может быть конкретизирован с помощью вопроса к последнему предложению задания:  Как вы думаете, какую речь можно  слушать и говорить, а  какую - читать и писать?

 Итог урока

 Почему можно говорить, что человеческая речь - это великий дар? Что, кроме речи, помогает человеку в общении?

 Домашнее задание

  Написать одно предложение, чем различаются устная и письменная речь (на основе задания упр. 2 - выполняется письменно).

 

Второй урок

Актуализация темы урока

Проведение учебного эксперимента на материале  упр.3 с обращением к истории письменности (письмо с помощью рисунков, узелков) позволяет показать преимущества звукобуквенного письма: «Прочитайте» сообщения, определите, с помощью чего они составлены». Проводится работа с навигационной системой учебника, выясняется значение символа к упр. 3 (Для любознательных)

Надо дать детям возможность пофантазировать при «чтении» письма, написанного с помощью рисунков и узелков,  чтобы учащиеся  убедились, что понять смысл подобного сообщения  трудно. Вывод второклассников подтверждается чтением сообщения Самоварова (с.6). 

Основной этап урока

1) Сравнение разных способов передачи устной речи на письме - на материале упр. 4. «Чтение» и самостоятельное составление слов по рисункам должны убедить детей в сложности такого способа передачи устной речи. После выполнения задания желателен вопрос учителя, относящийся к навигационной системе учебника:  Каким символом сопровождается упражнение в учебнике? Как вы думаете, почему здесь стоит значок «Для любознательных»?

2)  Анализ слова с непроверяемым написанием работа: записать на доске, подчеркнуть букву безударного гласного звука, записать слово в словарик, предложить составить устно предложение с этим словом.  Обязателен вопрос: Какой словарик поможет нам верно написать все буквы в слове работа? Как  располагаются слова в орфографическом словаре? Какие слова в нем даны? 

3) *Игра «Шифровальщик». Предлагается расшифровать письмо Вани, записанное с помощью рисунков (упр. 8 РТ), и написать его словами.  При этом повторяются слова речевого этикета, которые в рисуночном письме никак отражены быть не могут. Затем важно сравнить получившиеся у ребят варианты: А если бы письмо Вани сразу было написано словами? Могли бы мы его тогда понять по-разному? Какой вывод сделаем?

4) Развитие орфографической зоркости и устной речи.

  «Перекодирование»  текста, написанного с помощью звукобуквенного письма, в текст, «написанный» с помощью рисунков - на материале упр. 5 по заданиям учебника.  Сравнение  двух способов передачи устной речи на письме. Составление текста-рассуждения о преимуществах звукобуквенного письма.

Работа со словами с непроверяемым написанием. Слова из словарика надо записать в тетрадь, подчеркнув орфограммы. При наличии времени можно дать задание списать текст целиком. Рисунок по содержанию текста может быть сделан на отдельном листе.

Задания учебника можно дополнить:  Ребята, то, что написал Ваня – это письмо или просто рассказ? Давайте попробуем сделать из этого рассказа письмо. Кому оно могло бы быть адресовано? А с чего надо начинать письмо? (С приветствия, обращения). А вы можете назвать эти слова? А можно ли вежливые слова передать на рисунке? Подумайте.

 *Аналогично выполняется задание 5 РТ. Посмотрите слова из упражнения. Что вы можете о них сказать? Можно ли проверить пропущенные буквы? Как узнать их написание? Надо еще раз вспомнить, как называется такой словарь, по какому принципу расположены в нем слова, обратить внимание детей на необходимость пользоваться орфографическим словарем.

 Итог урока

Какое значение в жизни отдельного человека и человечества в целом имеет общение? Назовите основное средство общения и средства вспомогательные.

 Домашнее задание

На отдельном листе записать слово или целый рассказ с помощью рисунков, предложить родным (родителям, братьям, бабушке и т.д.) «прочитать» их,  объяснить,  почему у разных людей содержание рассказов будет неодинаковым. Такое задание должно способствовать формированию  навыков сотрудничества  учащихся с родителями.

© 2021 Мы гимназисты
Design by vonfio.de

Яндекс.Метрика

Top.Mail.Ru