Целевые установки урока:
познакомить четвероклассников с учебником «Русский язык» (структурой учебника, оформлением, условными обозначениями);
актуализировать и систематизировать знания учащихся о предложении, полученные в 1–3 классах:
разнообразие предложений по цели высказывания, интонации и составу;
наличие и выделение главных и второстепенных членов предложения;
установление связи слов в предложении словосочетании;
сформировать представление о грамматической основе предложения;
формировать:
внимание к интонационной стороне речи;
умения сравнивать и различать разнообразные по интонации предложения, соотнося интонацию и цель высказывания и выбирая необходимую интонацию в зависимости от той или иной цели высказывания и эмоциональной окрашенности речи (текста);
ввести в активную речевую практику учащихся термин грамматическая основа предложения;
формировать умение работать с учебником (выявление перечня основных изучаемых тем, название темы урока, знакомство с содержанием урока и анализ его начала; содержание и структура упражнения: формулировка заданий и вопросов).
Характеристика деятельности учащихся на уроке
Выполняя систему заданий урока, учащиеся включаются в деятельность, соответствующую теме и целевым установкам урока:
устанавливать связь слов в предложении; ч. 1: с. 5, упр. 4; с. 6, упр. 6; с. 7, упр. 7.
определять грамматическую основу предложения; ч. 1: с. 5, упр. 4– 5; с. 6, упр. 6.
Метапредметные УУД, формируемые на уроке:
регулятивные:
ставить цели, ориентированные на понимание учащимися содержания направления учебной работы на уроке и ожидаемых результатов (приобщение учащихся к планированию учебной работы); целеполагание – ч. 1: с. 4;
понимать, принимать и сохранять учебную задачу (работа со шмуцтитулом); ч. 1: с. 3;
оценивать выполнение действий по заданным внешним и внутренним критериям и вносить необходимые коррективы, уточнения (использовать сведения о языке как внешний критерий правильности сделанных выводов по результатам наблюдений и анализа языкового материала урока; ч. 1: с. 6;
выполнять учебные действия в материализованной речевой и мыслительной форме (задания «Скажите…», «Расскажите…» и др.); ч. 1: с. 6. упр. 6;
познавательные:
осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков; ч. 1: с. 5, упр. 2, 5;
осуществлять синтез как составление целого из частей; ч. 1: с. 5, упр. 3;
коммуникативные:
активно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологические высказывания; ч. 1: с. 4, упр. 1.
Личностные УУД, формируемые на уроке
предоставление учащимся самостоятельности в решении учебных задач; ч. 1: с. 7, упр. 7;
приобщение учащихся к постановке и осознанию цели урока и ожидаемых результатов; ч. 1: с. 4;
формирование положительного отношения к русскому языку как предмету изучения; ч. 1: с. 6, упр. 6;
формирование чувства гордости за свою Родину, за русский язык; ч. 1: с. 7, упр. 7.
Планируемые результаты урока
Учащиеся научатся:
сравнивать, различать и составлять (придумывать) предложения, различные по цели высказывания и интонации:
соотносить цель высказывания и интонацию, с которой произносится предложение; знаки препинания;
выделять в предложении главные (подлежащее и сказуемое) и второстепенные члены предложения;
характеризовать и выделять грамматическую основу предложения.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Чистописание.
III. Словарная работа.
IV. Основная часть урока.
а) Знакомство с учебником «Русский язык».
Чтение названия учебника и фамилий авторов.
Знакомство со структурой учебника. Беседа об условных обозначениях и их значении.
б) Целеполагание. Актуализация знаний учащихся, постановка проблемы урока.
– Как называется первая тема, обозначенная в разделе «Содержание»?
– Вспомните, что называется предложением и чем оно отличается от группы слов.
– Что вы ещё помните о предложении? (Учащиеся самостоятельно восстанавливают свои знания за курс 1–3 классов.) Проверим верность и полноту сказанного вами, прочитав информацию в разделе «Сведения о языке» на с. 6 (ч. 1).
Прочитайте на с. 4 (ч. 1), какие цели стоят перед нами на сегодняшнем уроке.
– Главная цель: сегодня на уроке мы уточним свои знания по теме «Предложение» и дополним их.
в) Работа над основной темой урока по учебнику
Упражнение 1 на с. 4 (ч. 1).
– Прочитайте текст. Докажите, что это именно текст. Из чего он состоит?
– Попробуйте каждое предложение данного текста использовать в качестве примеров к «Сведениям о языке» на с. 6 (ч. 1).
Упражнение 2 на с 5. (ч. 1).
Важно следить, чтобы учащиеся самостоятельно формулировали правила, приводя примеры и аргументацию из текста упражнения 1.
Упражнение 3 на с. 5 (ч. 1).
Упражнение выполняется устно в соответствии с заданием.
– Как вы думаете, какие предложения по цели высказывания и интонации чаще других использует лев-учитель?
– Какие предложения по цели высказывания отсутствуют в тексте? Выполните задание к этому упражнению.
Целью данного упражнения является выявление готовности учащихся применять восстановленные знания о предложении на практике с опорой на иллюстративный материал.
г) Физкультминутка.
д) Применение полученных знаний на практике.
Выполнение задания по пособию «Дидактический материал. 4 класс», упражнение 6 на с. 11.
Цель данного задания – установление взаимосвязи главных членов с законченностью основной мысли предложения, упражнение в установлении связи слов в предложении.
Упражнение 5 на с. 5 (ч. 1) выполняется по заданиям и вопросам учебника с целью актуализации и систематизации знаний учащихся о разнообразии предложений по наличию либо отсутствию в них второстепенных членов.
В процессе выполнения данного упражнения следует вспомнить:
– предложения распространённые и нераспространённые;
– при помощи чего устанавливается связь слов в предложении;
– является ли подлежащее и сказуемое словосочетанием.
Чтение и обсуждение «Сведений о языке» на с. 5 (ч. 1):
– Как называется в предложении пара слов, состоящая из подлежащего и сказуемого?
– Как вы думаете, почему главные члены предложения получили название «грамматическая основа предложения»?
Упражнение 6 на с. 6 (ч. 1) выполняется по заданиям и вопросам учебника с целью выявления умений учащихся применять полученные знания на практике.
V. Итог урока.
– Какую тему мы сегодня начали изучать?
– Что вы вспомнили о предложении из уже пройденного ранее материала?
– Что нового узнали на уроке?
– Все ли слова в предложении, связанные по смыслу и форме, являются словосочетаниями?
– Как называют подлежащее и сказуемое?
– Почему они получили такое название?
VI. Домашнее задание.
Упражнение 7 на с. 7 (ч. 1) выполняется учащимися самостоятельно. При объяснении домашнего задания необходимо обратить внимание на архаизмы и дать им современное толкование.