урок

Целевые установки урока:

познакомить четвероклассников с учебником «Русский язык» (структурой учебника, оформлением, условными обозначениями);

актуализировать и систематизировать знания учащихся о предложении, полученные в 1–3 классах:

разнообразие предложений по цели высказывания, интонации и составу;

наличие и выделение главных и второстепенных членов предложения;

установление связи слов в предложении словосочетании;

сформировать представление о грамматической основе предложения;

формировать:

внимание к интонационной стороне речи;

умения сравнивать и различать разнообразные по интонации предложения, соотнося интонацию и цель высказывания и выбирая необходимую интонацию в зависимости от той или иной цели высказывания и эмоциональной окрашенности речи (текста);

ввести в активную речевую практику учащихся термин грамматическая основа предложения;

формировать умение работать с учебником (выявление перечня основных изучаемых тем, название темы урока, знакомство с содержанием урока и анализ его начала; содержание и структура упражнения: формулировка заданий и вопросов).

 

Характеристика деятельности учащихся на уроке

Выполняя систему заданий урока, учащиеся включаются в деятельность, соответствующую теме и целевым установкам урока:

устанавливать связь слов в предложении; ч. 1с. 5упр. 4с. 6упр. 6с. 7упр. 7.

определять грамматическую основу предложения; ч. 1с. 5упр. 4– 5с. 6упр. 6.

Метапредметные УУД, формируемые на уроке:

регулятивные:

ставить цели, ориентированные на понимание учащимися содержания направления учебной работы на уроке и ожидаемых результатов (приобщение учащихся к планированию учебной работы); целеполагание – ч. 1с. 4;

понимать, принимать и сохранять учебную задачу (работа со шмуцтитулом); ч. 1с. 3;

оценивать выполнение действий по заданным внешним и внутренним критериям и вносить необходимые коррективы, уточнения (использовать сведения о языке как внешний критерий правильности сделанных выводов по результатам наблюдений и анализа языкового материала урока; ч. 1с. 6;

выполнять учебные действия в материализованной речевой и мыслительной форме (задания «Скажите…», «Расскажите…» и др.); ч. 1с. 6упр. 6;

познавательные:

осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков; ч. 1с. 5упр. 25;

осуществлять синтез как составление целого из частей; ч. 1с. 5упр. 3;

коммуникативные:

активно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологические высказывания; ч. 1с. 4упр. 1.

 

Личностные УУД, формируемые на уроке

предоставление учащимся самостоятельности в решении учебных задач; ч. 1с. 7упр. 7;

приобщение учащихся к постановке и осознанию цели урока и ожидаемых результатов; ч. 1с. 4;

формирование положительного отношения к русскому языку как предмету изучения; ч. 1с. 6упр. 6;

формирование чувства гордости за свою Родину, за русский язык; ч. 1с. 7упр. 7.

 

Планируемые результаты урока

Учащиеся научатся:

сравнивать, различать и составлять (придумывать) предложения, различные по цели высказывания и интонации:

соотносить цель высказывания и интонацию, с которой произносится предложение; знаки препинания;

выделять в предложении главные (подлежащее и сказуемое) и второстепенные члены предложения;

характеризовать и выделять грамматическую основу предложения.

 

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Чистописание.

III. Словарная работа.

IV. Основная часть урока.

а) Знакомство с учебником «Русский язык».

Чтение названия учебника и фамилий авторов.

Знакомство со структурой учебника. Беседа об условных обозначениях и их значении.

б) Целеполагание. Актуализация знаний учащихся, постановка проблемы урока.

– Как называется первая тема, обозначенная в разделе «Содержание»?

– Вспомните, что называется предложением и чем оно отличается от группы слов.

– Что вы ещё помните о предложении? (Учащиеся самостоятельно восстанавливают свои знания за курс 1–3 классов.) Проверим верность и полноту сказанного вами, прочитав информацию в разделе «Сведения о языке»  на с. 6 (ч. 1).

Прочитайте на с. 4 (ч. 1), какие цели стоят перед нами на сегодняшнем уроке.

– Главная цель: сегодня на уроке мы уточним свои знания по теме «Предложение» и дополним их.

в) Работа над основной темой урока по учебнику

Упражнение 1 на с. 4 (ч. 1).

– Прочитайте текст. Докажите, что это именно текст. Из чего он состоит?

– Попробуйте каждое предложение данного текста использовать в качестве примеров к «Сведениям о языке» на с. 6 (ч. 1).

Упражнение 2 на с 5. (ч. 1).

Важно следить, чтобы учащиеся самостоятельно формулировали правила, приводя примеры и аргументацию из текста упражнения 1.

Упражнение 3 на с. 5 (ч. 1).

Упражнение выполняется устно в соответствии с заданием.

– Как вы думаете, какие предложения по цели высказывания и интонации чаще других использует лев-учитель?

– Какие предложения по цели высказывания отсутствуют в тексте? Выполните задание к этому упражнению.

Целью данного упражнения является выявление готовности учащихся применять восстановленные знания о предложении на практике с опорой на иллюстративный материал.

г) Физкультминутка.

д) Применение полученных знаний на практике.

Выполнение задания по пособию «Дидактический материал. 4 класс», упражнение 6 на с. 11.

Цель данного задания – установление взаимосвязи главных членов с законченностью основной мысли предложения, упражнение в установлении связи слов в предложении.

Упражнение 5 на с. 5 (ч. 1) выполняется по заданиям и вопросам учебника с целью актуализации и систематизации знаний учащихся о разнообразии предложений по наличию либо отсутствию в них второстепенных членов.

В процессе выполнения данного упражнения следует вспомнить:

– предложения распространённые и нераспространённые;

– при помощи чего устанавливается связь слов в предложении;

– является ли подлежащее и сказуемое словосочетанием.

Чтение и обсуждение «Сведений о языке»  на с. 5 (ч. 1):

– Как называется в предложении пара слов, состоящая из подлежащего и сказуемого?

– Как вы думаете, почему главные члены предложения получили название «грамматическая основа предложения»?

Упражнение 6  на с. 6 (ч. 1) выполняется по заданиям и вопросам учебника с целью выявления умений учащихся применять полученные знания на практике.

V. Итог урока.

– Какую тему мы сегодня начали изучать?

– Что вы вспомнили о предложении из уже пройденного ранее материала?

– Что нового узнали на уроке?

– Все ли слова в предложении, связанные по смыслу и форме, являются словосочетаниями?

– Как называют подлежащее и сказуемое?

– Почему они получили такое название?

VI. Домашнее задание.

Упражнение 7 на с. 7 (ч. 1) выполняется учащимися самостоятельно. При объяснении домашнего задания необходимо обратить внимание на архаизмы и дать им современное толкование.

© 2021 Мы гимназисты
Design by vonfio.de

Яндекс.Метрика

Top.Mail.Ru