урок

Целевые установки урока:

развивать умение устанавливать связь слов в предложении;

привлекать внимание четвероклассников к различной роли в предложении второстепенных членов;

формировать первоначальное представление об обстоятельствах и способах выявления их в предложении путём постановки вопросов где? когда? каким образом? как? куда?;

закреплять умение объяснять правописание изученных орфограмм;

ввести в речевую практику учащихся термин «обстоятельство»;

привлечь внимание учащихся к самостоятельному толкованию значений фразеологических оборотов (ч. 1упр. 10с. 9).

 

Характеристика деятельности учащихся на уроке

Выполняя систему заданий урока, учащиеся включаются в деятельность, соответствующую теме и целевым установкам урока:

определять грамматическую основу предложения; ч. 1с. 8упр. 8с. 9упр. 10;

разбирать предложения по составу; ч. 1с. 8–9упр. 9;

выделять в предложении обстоятельство; ч. 1с. 8–9упр. 9с. 10упр. 11.

Метапредметные УУД, формируемые на уроке

регулятивные:

ставить цели, ориентированные на понимание учащимися содержания направления учебной работы на уроке и ожидаемых результатов (приобщение учащихся к планированию учебной работы; ч. 1с. 7;

оценивать выполнение действий по заданным внешним и внутренним критериям и вносить необходимые коррективы, уточнения (использовать сведения о языке как внешний критерий правильности сделанных выводов по результатам наблюдений и анализа языкового материала урока); ч. 1с. 89;

познавательные:

осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков; ч. 1с. 8упр. 8с. 9упр. 10с. 10упр. 11;

устанавливать причинно-следственные связи; ч. 1с. 8упр. 8;

коммуникативные:

работа со взрослым; ч. 1с. 8упр. 8.

Личностные УУД, формируемые на уроке

приобщение учащихся к постановке цели и осознанию цели урока и ожидаемых результатов; целеполагание – ч. 1с7;

предоставление учащимся самостоятельности в решении учебных задач; ч. 1с. 7упр. 7с. 10упр. 11;

создание ситуации формирования первоначального опыта сотрудничества со взрослым (учителем) в учебном процессе и других социальных ситуациях;  ч. 1с. 8упр. 8.

 

Планируемые результаты урока

Учащиеся научатся:

различать главные и второстепенные члены предложения;

характеризовать роль второстепенных членов предложения для полноты выражения главной мысли предложения;

характеризовать и находить в предложении обстоятельство;

использовать в собственной речи распространенные предложения с включением обстоятельств;

активно использовать в речи (в соответствии с речевой ситуацией) термины «грамматическая основа», «главные и второстепенные члены предложения», «подлежащее», «сказуемое», «обстоятельство».

 

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Чистописание.

III. Словарная работа.

IV. Основная часть урока.

а) Целеполагание. Актуализация знаний учащихся, постановка проблемы урока.

– Из каких членов предложения состоит грамматическая основа?

– Как определить подлежащее? сказуемое?

– Как по-другому называются члены предложения, входящие в грамматическую основу?

– Как называются все остальные члены предложения?

– Как вы думаете, почему они получили название «второстепенные»?

– Нужны ли они в предложении? Каково их назначение?

– Прочитайте на с. 7 (ч. 1), какая цель стоит перед нами на уроке сегодня.

– Как вы думаете, достаточно ли мы уже знаем о предложении, чтобы сразу ответить на те вопросы, которые представлены как цели урока?

– Как бы вы сформулировали, что ещё нам необходимо узнать, чтобы быть готовыми к обсуждению и выполнению целей урока?

– Сегодня мы будем наблюдать за второстепенными членами предложения, постараемся установить, какое они имеют (могут иметь) значение для уточнения содержания предложения (сообщение, вопрос, побуждение к действию), на какие вопросы они могут отвечать.

б) Работа над основной темой урока по учебнику.

Упражнение 8 на с. 8 (ч. 1) выполняется учащимися коллективно по заданиям и аналитическим планам учебника с обсуждением и с аргументацией ответов и решений. (Словосочетания из первого предложения могут быть записаны на доске в качестве образца.)

После выполнения упражнения можно попробовать ответить на вопрос, почему выделенные второстепенные члены получили название «обстоятельства».

Упражнение 9 на с. 8–9 (ч. 1) выполняется в соответствии с формулировкой задания. Его цель – учить детей самостоятельно по вопросам устанавливать связь слов в предложении и выявлять обстоятельства.

Особое внимание учащихся следует обратить на обсуждение вопроса: Какое значение имеют обстоятельства для более точного (яркого) описания происходящего в тексте?

Упражнение 10 на с. 9 (ч. 1)  выполняется в соответствии с формулировкой задания.

Выполнение этого задания имеет значение не только для решения конкретной цели урока – формирования представления учащихся о назначении второстепенных членов предложения (и в частности обстоятельства) в речи, но и для привлечения внимания детей к яркости (образности, выразительности) фразеологических выражений.

При составлении предложений с данными оборотами речи следует выяснить, какими членами предложения они являются и почему. Затем необходимо предложить учащимся сравнить обстоятельства, которые им встретились в упражнении 9, с обстоятельствами из упражнения 10, и определить, чем они отличаются.

После выполнения этого задания и знакомства (чтением и обсуждением) текста на с. 9 (ч. 1) «Обратите внимание!», учащиеся должны сделать вывод о том, что обстоятельство может быть выражено одним словом, а может  и несколькими словами (целым выражением).

в) Физкультминутка.

г) Применение полученных знаний на практике.

Упражнение 11 на с. 10 (ч. 1)  выполняется по предлагаемым заданиям с целью формирования опыта работы с учебником.

V. Итог урока.

– Какому члену предложения был посвящён сегодняшний урок?

– Почему обстоятельства получили такое название?

– На какие вопросы отвечают эти второстепенные члены предложения?

– Чем могут быть выражены обстоятельства? Приведите примеры (возможно использование материала урока).

– Какова роль обстоятельств в предложении?

– Как они фиксируются при графическом разборе предложения?

VI. Домашнее задание.

Упражнение 11 на с. 10 (ч. 1) выполняется учащимися самостоятельно.

© 2021 Мы гимназисты
Design by vonfio.de

Яндекс.Метрика

Top.Mail.Ru